"К.Г.Паустовский "Теплый хлеб". Черты народной сказки в произведении"
"К.Г.Паустовский "Теплый хлеб". Черты народной сказки в произведении"
Цель: дать понятие о жанровых отличиях сказки и рассказа, о роли деталей в тексте; развивать умение анализировать, сравнивать, строить аналогии, классифицировать, выделять главное, ставить и решать проблему, определять и объяснять литературоведческие понятия; воспитывать коммуникативную культуру, продолжить работу над нравственными целями.
Оборудование: портрет К.Г.Паустовского; выставка книг писателя; словари; на доске записан эпиграф: «Его мир – это жизнь, какой она бывает, какой может быть и более всего – какой быть должна» (Г.П.Трефилова), обложка книги «Тёплый хлеб».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"К.Г.Паустовский "Теплый хлеб". Черты народной сказки в произведении"»
Урок литературного чтения по теме "К.Г.Паустовский "Теплый хлеб". Черты народной сказки в произведении" 652639
Цель: дать понятие о жанровых отличиях сказки и рассказа, о роли деталей в тексте; развивать умение анализировать, сравнивать, строить аналогии, классифицировать, выделять главное, ставить и решать проблему, определять и объяснять литературоведческие понятия; воспитывать коммуникативную культуру, продолжить работу над нравственными целями.
Оборудование: портрет К.Г.Паустовского; выставка книг писателя; словари; на доске записан эпиграф: «Его мир – это жизнь, какой она бывает, какой может быть и более всего – какой быть должна» (Г.П.Трефилова), обложка книги «Тёплый хлеб».
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой
Учитель. Возьмите друг друга за руки. Что вы чувствуете?
Ученики определяют и рисуют ассоциограмму, работают со словарём.
III. Актуализация знаний
Учитель. С чьим именем связано словосочетание «тёплый хлеб»?
Ученики. С именем К.Г.Паустовского.
Учитель. Что вы о нём знаете?
Ученики читают сообщения о писателе.
Учитель. Впереди у вас будут ещё встречи с писателем К.Г.Паустовским.
IV. Работа по теме урока
Учитель. Дома вы прочитали рассказ К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Ответьте на вопросы викторины:
Какой масти был конь? (Вороной)
Кто взял себе коня? (Мельник)
Какое прозвище имел Филька? («Ну тебя»)
Что сделал Филька с куском хлеба? (Кинул в снег)
Что случилось в природе после этого? (Метель и сильный мороз)
Сколько лет назад был такой же мороз? (Сто)
От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (От злобы)
Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (К Панкрату)
Что посоветовал Панкрат Фильке? (Изобрести средство от стужи)
Сколько времени он дал Фильке? (Час с четвертью)
Кто был свидетелем их разговора? (Сорока)
Что придумал Филька? (Продолбить лёд на реке)
Что сделали люди для своего спасения? (Продолбили лёд у мельницы)
Какую роль сыграла в спасении людей сорока? (Позвала тёплый ветер)
Что понёс Филька раненому коню? (Буханку свежего хлеба)
Что конь сделал после того, как съел хлеб? (Положил голову на плечо Фильке)
Почему сердилась сорока? (Её никто не слушал)
Учитель. Проверим ваше внимание. Посмотрите на титульный лист. Чего не хватает?
Ученики рассуждают.
V. Динамическая пауза
– Вращение глазами. – Упражнения для пальцев рук.
VI. Первичное закрепление
1. Чтение отрывка учителем и обсуждение .
Учитель. Для какого жанра характерно такое начало: для сказки или для рассказа?
Ученики. Для рассказа, так как события реальны.
2. Работа в рабочих тетрадях (стр. 24, задание 14): Какие детали описания помогают создать впечатление реальности происходящего? Подчеркни в тексте одной чертой.
Учитель. А почему автор указал, что это сказка?
Ученики. В произведении присутствуют сказочные элементы.
Учитель. А какие?
Ученики. Очеловечивание природы, ожидание чуда.
Учитель. Подтвердите примерами из текста.
Выборочное чтение с. 52, 53, 56.
Работа с кластером.
Учитель. Для сказки свойственно олицетворение, очеловечивание природы. А герои?
Учитель: Назовите героев этой сказки.
Ученики: …
Учитель: На какие группы можно их разделить?
Ученики:
Люди и животные Говорящие и неговорящие Молодые и старые Добрые и злые.
Учитель: Подберите к последнему словосочетанию синонимы.
Ученики: Положительные и отрицательные
Учитель: Кого вы считаете положительными героями?
Ученики: … .
Учитель: Почему вы так считаете? Подтвердите примерами из текста. Подчеркните волнистой чертой эпитеты, характеризующие их. Выражает ли отношение рассказчика к герою?
Ученики читают отрывки из сказки.
VI. Итог урока.Рефлексия
Учитель: Какими же чертами обладают положительные герои?
Учитель: С какими героями народных сказок ассоциируют наши герои?
Учитель: Каждая народная сказка содержит мораль. Какова она? Есть ли мораль в нашем произведении?
Ученики:
Добро побеждает зло. Все заканчивается хорошо.
Учитель: Прав ли был автор, что назвал свое произведение сказкой? Согласитесь ли вы с ним или поспорите?
Ученики рассуждают.
Учитель: Обратимся к эпиграфу: «Его мир – это жизнь, какой она бывает, какой может быть и более всего – какой быть должна». А все ли герои сказки ведут жизнь такой, какой она должна быть?
Ученики: Нет, Филька не такой.
VII. Домашнее задание
Учитель: Тогда, ребята, я попрошу вас поразмышлять над следующими словами А.А. Блока, которые нравились К.Г. Паустовскому и он считал их своим девизом: «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен». Какие черты характера Фильки кажутся вам «случайными»? Подумайте, у кого, кроме Фильки, есть «случайные» черты? Говорится ли в сказке о том, что «мир прекрасен»? Посетите Галерею и поразмышляйте, какая картина созвучна нашей сказке.