Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса. | - Ребята, прочитайте эпиграф к уроку: «Никогда общение писателей с народом не было таким тесным, как в годы войны». А.Прокофьев _ Как вы думаете, о чем мы свами будем сегодня размышлять? -Кто вспомнить и прочитать стих-е о войне? -Я тоже хочу прочитать стих-е о войне. - Льется свет по ночам из мерцающих чаш. Колыбели плывут в тишине. Начеку, словно мира спасенного страж,- Наша память о прошлой войне. Расул Гамзатов. - 1СЛАЙД. Звучит музыка ( тихое звучание песни «Священная война»). Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и бомбежки не могли заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны. Иностранный журналист Александр Верт, который почти всю войну провёл в Советском Союзе, в своей книге «Россия в войне 1941–1945 гг.» писал: “Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый”. Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о поэзии ВОв. - Казалось бы, задача людей в военное страшное время – выстоять, выжить и победить, а не писать стихи, романы, пьесы. НО именно в это тяжёлое время литературе придавали большое значение. События Великой Отечественной войны стали центральной темой литературы того периода. В произведениях военных лет, конечно, был запечатлён подвиг народа. Во время войны художники слова не только создавали новые произведения. На фронт ушли более 1000 писателей и поэтов, из них более 400 не вернулось. - Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом, у которого в судьбе “совпало — война, беда, мечта и юность”. Это Константин Михайлович Симонов.(1915-19789). 2 СЛАЙД биография и фото К.М.СИМОНОВА
- | Учащиеся читают. Отвечают, формулируют тему урока. Читают.
Участвуют в обсуждении.
Выступления учащихся:
1. К.М. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. В автобиографии он вспоминал: “Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий”. Отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме «Отец» Симонов обратился к нему со словами благодарности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева, привила любовь к поэзии и сыну. 2. К.Симонов окончил семь классов, затем фабрично-заводское училище, стал токарем, учился в Литературном институте. С 1934 года стал публиковать свои стихи. К началу войны он был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошёл Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну “изнутри”. Многие его стихотворения наши воины носили у себя на груди: «Жди меня, и я вернусь...», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привёз мальчишку на лафете...» и | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание Познавательные: Логический анализ объектов с целью выделения признаков |
Построение проекта выхода из затруднения | - Уже по названиям стихотворений можно судить, что стихи и война шли рядом. Война ворвалась в жизнь наших людей, и поэты стали военными корреспондентами на фронте. Послушайте, что пишет в своём дневнике писатель через месяц после начала трагедии. “Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины. Это было странное зрелище — эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски. А с востока на запад вдоль дороги шли навстречу гражданские парни. Они шли на свои призывные пункты, к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли дезертирами, и в то же время ничего толком не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Их вели вперёд чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей расстреливали с воздуха немцы, и они внезапно для себя попадали в плен”. Можно представить, в каком настроении был К.Симонов, когда писал стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...». 27 июля — бои под Смоленском и отступление под Житомиром. 29 июля — новоржевское направление... И — как крик: немцы перед атакующими частями гонят... женщин и детей. | Участвуют в обсуждении, готовят ответы на вопросы. -какие черты характера необходимы на войне? - что значит война для семьи? - каков был настрой людей ? | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Регулятивные: самоконтроль и взаимоконтроль понимания текста. Познавательные: Умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. |
Первичное закрепление | 1. Чтение стихотворения учителем. 2. Словарная работа(УСТАРЕВШИЕ СЛОВА) кринка — глиняный удлинённый горшок для молока; тракт — большая проезжая дорога; погост — кладбище; салопчик — женская одежда. 3. Беседа по прочитанному тексту с опорой на план анализа. — Сколько частей в стихотворении? — К кому обращается К.Симонов?
Алёша — это Алексей Сурков, тоже военный корреспондент, поэт, автор известной песни времён войны «Землянка» (обращаем внимание учащихся на портрет А.Суркова). 1ЧАСТЬ— Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения первой части? — что такое эпитеты? | - Строят речевые высказывания. -Анализируют стих-е. - записывают в тетрадь - Ответы учащихся.
-В стихотворении две части. Это легко определить по начальным строкам: “Ты помнишь...” -Скорее всего к другу, однополчанину, с которым прошёл по дорогам войны. Печальная картина страдания народа. Автор вспоминает о горестных днях отступления, когда в тылу врага оставались женщины, дети, старики. Художественное, образное определение. | Личностные: самопознание на основе сравнения себя с героем произведения, формирование нравственной позиции на основе сопереживания. Коммуникативные: Аргументация своей точки зрения, учёт разных точек зрения, сотрудничество, работа в группе. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | НАЙТИ В 1ЧАСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО. - Какие эпитеты передают настроение поэта? — Что такое Родина по мнению поэта? - Какое открытие он делает для себя? - Какой видится Родина поэту? | Бесконечные, злые дожди”, “усталые женщины”, “дорожной тоской”, “со вдовьей слезою” Ответ на этот вопрос даёт поэт строками: ...всё-таки Родина — Не дом городской, где я празднично жил, А эти просёлки, что дедами пройдены...) Это “...деревни, деревни, деревни с погостами, // Как будто на них вся Россия сошлась”. | Регулятивные: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. |
Коллективная работа. | 2ЧАСТЬ — Чем отличается по настроению вторая часть -стихотворения? - ЧТО ТАКОЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ? - Найдите олицетворения, усиливающие эту веру.самостоятельно. — Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта? -— Как меняется образ солдата к концу стихотворения? — Чей образ предстаёт в последней строфе?
— Что значит, по-вашему, любить Родину? Как поколение К.Симонова смогло доказать свою любовь к Родине? - Какой период войны описан в данном стих – ии? - Какую проблему открывает нам автор? - К чему призывает читателя автор? | Появляется лейтмотив стихотворения: “Мы вас подождём”. И хотя стихотворение об отступлении, звучит вера в то, что это не навсегда.) “Мы вас подождём!” — говорили нам пажити. // “Мы вас подождём!” —говорили леса. “...седая старуха в салопчике плисовом”, “весь в белом, как на смерть одетый старик”, “русская женщина”.) Это герой, мужественно защищающий каждую пядь земли. Он всё больше ожесточается против врага. “На наших глазах умирают товарищи, // По-русски рубаху рванув на груди”. - Это образ русской женщины. Он сливается с образом Родины. Именно на плечи женщин лягут многие тяготы войны. Они будут пахать, сеять, делать снаряды, недосыпать, недоедать, чтобы приблизить долгожданную Победу.) Громогласно заявлять о любви к Родине бессмысленно. Поколение фронтовиков доказало любовь Победой.) - Начало войны – самый сложный и тяжелый период войны. - Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг.
- Верить в победу. | Регулятивные: Рефлексия Коммуникативные: Умение полно и точно выражать свои мысли Личностные: Смыслообразование. |
Рефлексия деятельности Домашнее задание Оценки | - Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? отрывок наизусть. | - Ответы учащихся. Я чувствую: Тревогу, Сострадание, Радость, Страх, Восхищение, Горе, Боль, Тяжесть испытаний, Сочувствие. Осуществляют оценку собственной деятельности. | Познавательные. |