1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. . Решение учебной задачи. 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Включение в рабочий ритм. -Ребята, я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки. -Что вы ощущаете? -Это поддержка ваших товарищей сегодня на уроке. -Ведь нам сегодня необходимо показать , как вы умеете читать, рассуждать, дружно работать Слайд 1. Портрет К. Паустовского и слова: . “Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”. К. Г. Паустовский (- Прочитаем вместе. Кто их автор? ) Эти слова принадлежат Константину Паустовскому — русскому писателю. (Выставляется портрет писателя.) — Какое произведение этого автора мы начали читать на прошлом уроке? - Дома вы были в роли читателей. - Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем? 3.Мини – тест «Самый внимательный». «Да - нет». Работа в тетрадях. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет) В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет) На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да) Боец попросил подарить ему махорки. (Нет) Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да) Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (Нет) (Стальное - из твёрдого серебристо-серого металла.) Проверка: Нет, нет, да, нет, да, нет | Подготовка класса к работе Дети встают вкруг, взявшись за руки. -Тепло . Читают цитату “про себя” и хором. («Стальное колечко | Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. |
3 Постановка учебной задачи. | 2. Словарно – лексическая работа. Работа в группах. (Индивидуальные карточки). Ну что, давайте скорее читать! Героев нам надо поближе узнать. В конце вы ответьте, друзья, без подсказки, Что мы прочитали: рассказ или сказку? К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? В чём нам предстоит разобраться на уроке? Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров? Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя. Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло. Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения. Что для этого нужно? (На доске : хорошо знать содержание, быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком, понять точку зрения автора. | (самые разные ответы детей (определить жанр) Сталкиваются с разными мнениями, оценивают ситуацию | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. : целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
Определение жанра произведения. Физминутка. | Давайте проведем диспут. Сказка Рассказ Дети делятся на две группы в зависимости от занимаемой позиции. Аргументы первой группы | Аргументы второй группы | Это сказка. Вступление похоже на зачин, героиня уходит из дома, идет через лес и встречает волшебный предмет | Это рассказ. Описываются события, которые могли происходить в реальной жизни. Известно, в каком селе живут дед с внучкой; описание окружающей обстановки реальное, содержание беседы тоже реальное, так как боец мог и пошутить, а Варюша сомневается, верить ему или нет | Продолжим наш диспут. — Как характеризует жанр произведения история про Сидора? Найдите и прочитайте этот отрывок. Аргументы первой группы | Аргументы второй группы | Птица говорит человеческим языком. Это сказочный момент. | Паустовский изобразил обычную птицу. Всё, что происходило с Сидором, может увидеть в обычной жизни человек. | — Вам уже приходилось читать про воробьев в других произведениях Константина Паустовского? - Воробей Сидор – сказочный персонаж или реальный? — Чем Сидор отличается от воробья из одноименного рассказа «Растрепанный воробей»? — А весна — сказочный персонаж или нет? — Найдите и прочитайте строчки, в которых описывается, как Варюша увидела весну.( Музыка из альбома П.И . Чайковского «Времена года, Март) — Какой приём использовал автор? (Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Неодушевлённым предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям.) — А оно свойственно рассказу или сказке? — На какой палец надела Варюша колечко? Итак, Варюша нашла кольцо. Посмотрите на правую ладонь. Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.) - Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка? Называем палец и соответствующее чудо. Средний - здоровье безымянный - большущая радость указательный - увидишь весь мир — Как это характеризует девочку? (Она любит деда и хочет ему помочь.) — А о чем говорит тот факт, что колечко не заржавело? Продолжим диспут. Аргументы первой группы | Аргументы второй группы | Колечко волшебное, так как, пролежав долго под снегом, оно продолжало блестеть. | Такое может произойти в жизни, так как существуют различные сплавы металлов, которые не ржавеют. | — Какое чудо случилось жизни Варюши и деда Кузьмы? (Приход весны само по себе чудо, т. к. преображается природа.) — Отчего же поправился дед? Аргументы первой группы | Аргументы второй группы | Варюша нашла колечко, надела его на средний палец, дед сразу и поправился | Пришла весна, пригрело солнце - дед сразу поправился | — Так что же это — сказка или рассказ? Еще трудно сказать. — Назовите второе чудо, которое произошло с Варюшей. Прочитайте описание весны. (Иллюстрация наступления весны .( Музыка из альбома П.И . Чайковского «Времена года, Апрель) — Вам приходилось подмечать что-нибудь подобное? — Какие признаки весны особенно вам нравятся? — Какая тема волнует его в этом произведении? Прочитайте два последних абзаца. - О чем узнали? — Может ли быть подобное в сказке? — Как вы думаете, это заключение, как в рассказе, или концовка, как в сказке? — Почему Варя отказалась от исполнения последнего желания? У Вари «маленькая» родина - это её село Моховое, где она живёт с дедом Кузьмой. А у вас есть такая родина? - А в жизни происходят такие чудеса? Докажите примерами из вашей жизни. VI. Итог урока. - О каком произведении мы сегодня говорили на уроке? - Понравилось ли оно вам? Почему? - Кто из героев вам понравился больше? — Как вы думаете, о чем же важном автор нам хотел сказать этим произведением? — Вернемся к нашему вопросу. Все-таки это оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Сам Паустовский определил это произведение как сказка, а значит, хочет, чтобы мы читали «Стальное колечко» как сказку. Он как бы нам напоминает, что рядом с нами всегда есть чудеса, нужно только уметь их замечать. Прочитайте поговорку, написанную на доске: Добрая надежда человека никогда не покидает. — Подходит ли она к нашему произведению? Докажите. VII. Задание на дом - Подготовить чтение по ролям. - Пофантазируйте над продолжением произведения «Стальное колечко». VIII. Рефлексия. - Какое чувство осталось у каждого из вас после чтения текста? -На уроках технологии мы с вами сделали колечки. Я не просто так попросила сделать их с любовью и верой в чудеса. Я хочу, чтобы вы подарили друг другу эти колечки, и каждый из вас наденет подаренное колечко на тот палец, в зависимости от того что он хочет: если здоровье, то на … если большущую радость, то на … если увидеть свет, то на | Каждая группа приводит свои аргументы в защиту своей позиции и подтверждает словами текста Растрёпанный воробей — это по настоящему сказочный персонаж .Сидор обыкновенный воробей, который живет в доме. Это не сказочный персонаж и искать колечко не может. Его ответ Варюше — это то, что ей слышится в писке Сидора. И рассказу и сказке. Называем палец и соответствующее чудо. Это все тот же приход весны, который становится все более ярким и заметны Тема природы. Варя верит, что колечко волшебное, но отказывается от исполнения последнего желания. Нет, в сказке все желания исполняются. (Варюша так любила свою деревню, любила свою маленькую родину, что даже не хотела посмотреть весь белый свет со всеми его чудесами Автор хотел нам сказать о добре, о вере, заботе о ближних, любви, к Родине. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. Умение оценивать самого себя, сознаваться в том, что получается или не получается. Целостное осмысление, обобщение полученной информации, собственное отношение к изучаемому материалу. |