Тема: К. Бальмонт «Осень»
Цель: познакомить учащихся с творчеством К. Д. Бальмонта.
Задачи: способствовать формированию правильного, осознанного и выразительного чтения; расширять читательский кругозор, прививать интерес к чтению произведений различных жанров;
Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, зрительной и слуховой памяти, речи учащихся, умения выражать свои чувства через чтение стихотворения, умение понимать основное настроение лирического произведения, умение рисовать словесные картины через развитие речи;
Способствовать воспитанию эстетических чувств, любви к природе, умение работать в паре, в группе.
Ход урока
- Психологический настрой. Тренинг «Солнце светит на того…»
- Проверка домашнего задания
- Какой раздел изучаем?
- Произведения каких авторов мы изучили в этом разделе? (А.С.Пушкин «Осень», М.Ю. Лермонтов «Утёс», «На севере диком», А.Фет «Ласточки пропали».
- К какому жанру относятся произведения?
- Какой общей темой объединены произведения?
- Что готовили дома? (по выбору: выразительное чтение или наизусть стихотворение А. Фет «Ласточки пропали»).
- Какое настроение постараетесь передать при чтении?
Оценивание учащимися по разработанным критериям
- Стадия вызова
- Сегодня продолжаем пополнять поэтическую копилку и их произведениями. Чтобы узнать тему нашего урока проведём игру «Лишний слог». Ваша задача найти и исключить лишний слог в каждой строчке и прочитать получившееся слово: (слова на карточках):
В группе: (деление учащихся на группы по времени года рождения учащихся).
1 строчка: с,о,в
2 строчка: сень, тень, пень
- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?
- Где можем познакомиться с этим стихотворением? ( в учебнике). Прочитайте, кто автор?
- Назовите тему урока. Какие задачи поставим на урок?
4. Стадия осмысления
А) Подготовленный ученик: (на слайде портрет автора) Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 году в центре России. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронёс через всю жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине. Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. С отцом, он проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек. В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырёхлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение «Осень».
Б) Первичное восприятие стихотворения учителем:
- Сядьте удобнее, можете закрыть глаза. Ваша задача услышать то, о чём говорит автор услышанное. Постарайтесь вслушаться в настроение этого стихотворения.
В) Эмоционально- оценочная беседа
- Соответствует ли название стихотворения?
- Что представили, слушая стихотворение?
- Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения?
- Перечитайте, не мешая, соседу один раз и назовите признаки изображающие осень?
Словарная работа
- Встретились ли непонятные слова?
- Объясните значения слов, используя словарь С.Ожегова: (слова на слайде)
Благовонье
Спросонья
Прочь
Анализ стихотворения
- Реальная картина или сказочная?
- Какой период осени описывается в стихотворении? (ранняя осень).
- Докажите (скоро осень проснётся)
- Обратитесь к стихотворению:
- Что необычного в изображении осени у автора? (слово «Осень»» написано с большой буквы)
- Почему слово осень в стихотворении написано с большой буквы? (поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа).
- Работа в паре:
- Прочитать стихотворение с пометками и найти явления природы, которые одушевляет поэт.
- Какой литературный приём он использует? (олицетворение: «солнце реже смеётся», «осень проснётся и заплачет»)
Словесное рисование
- Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрацию к стихотворению поэта.
- Кто же будет главным героем нашего стихотворения? (осень)
Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого её можно изобразить? (девочка плачет)
- Почему девочки, девушки?
- Какое выражение лица?
- От чего оно грустное? (грустное, печальное, заплаканное)
- От чего может заплакать девочка- Осень? (от одиночества- покидают птицы, цветы, солнце)
- Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт? По слезами девочки? (осенний дождик).
- Какие краски вы выберите для рисунка?
- Найдите слова –подсказки в тексте.
- Сравнение с картинами на слайде
- Выразительное чтение стихотворения (проба пера)
- Какое настроение хотел передать поэт? (тихой грусти и нежности)
- Давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы передать то настроение и те чувства, которые хотел передать нам поэт.
- Какой же темп чтения нужно выбрать? (неторопливый, медленный, быстрый)
5. Рефлексия
- Мы с вами много трудились на уроке. Какая тема вдохновила нас? (осень)
Синквейн «Осень»
- С каким настроением вы уходите с урока?
Обратная связь: возьмите осенние листочки и "нарядите осень" (осень в образе девочки нарисованная на ватмане).Если урок понравилсяи всё было понятно - жёлтый листик. Если урок не понравился- коричневый. Если испытывал трудности- красный.
6. Домашнее задание
- Выразительное чтение стихотворения (наизусть по выбору).