kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение сказок Ханса Кристиана Андерсена «Чайник». Написание сказки о предмете

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление о литературной сказке зарубежных писателей.

Ввести алгоритм оформления отзыва о прочитанной сказке.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение сказок Ханса Кристиана Андерсена «Чайник». Написание сказки о предмете »


4 класс Литературное чтение Технологическая карта

Раздел

Литературная сказка (26 часов)

Тема

Сказки зарубежных писателей (16 часов)

Цели

Сформировать представление о литературной сказке зарубежных писателей.

Ввести алгоритм оформления отзыва о прочитанной сказке.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание
темы




Термины и понятия

Изучение сказок Ханса Кристиана Андерсена «Чайник». Написание сказки о предмете.



Каморка, , ободрить, , приноровились, подённая работа, собиратели сказок, сорные травы, смиренно, тщедушная.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание читать литературные сказки братьев Гримм, Шарля Перро, Ханса Кристиана Андерсена;

— эмоционально-ценностное отношение к героям сказки;

— творческое отношение к оформлению отзыва о прочитанной сказке;

— понимание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение слов «Каморка, , ободрить, , приноровились, подённая работа, собиратели сказок, сорные травы, смиренно, тщедушная. и использовать их в активном словаре;

— определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

— определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение;

— определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение;

— определять условия для оформления отзыва о прочитанной сказке и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для оформления отзыва о прочитанной сказке.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

 Работать с текстом сказки:

— проводить исследование текста сказки;

— составлять описание литературного героя.

 Писать сценарий и ин­сценировать сказку.

 Писать сказку о предмете.

 Оформлять отзыв о прочитанной сказке.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Форма работы

Русский язык

Тема «Имя существительное».

ИЗО

Тема «Рисуем сказку».

Окружающий мир

Тема «Страны Западной Европы».

Информационный материал:

Учебник «Литературное чтение», ч. 2.

Творческая тетрадь.

Демонстрационный материал:

Компьютерная презентация «Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен».

Интерактивный материал:

Памятки-алгоритмы «Работа с текстом сказки», «Написание сценария сказки», «Составление описания героя литературного произведения»; карточки с учебными заданиями.

Фронтальная;

индивидуальная —         ;

парная —        ;

групповая —         .

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение в деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

 Мотивировать на изучение темы.

 Стимулировать желание оформлять отзыв о сказке.

Аня и Ваня получили задание оформить отзыв о прочитанной сказке братьев Гримм «Чайник». Аня написала: «Сказка Ханс Кристиан Андерсен „чайник».Сказка мне понравилась потомучточайник не остался в кладовке: «Главная мысль сказки „Чайник» “ — только добрый, трудолюбивый человек достоин счастья. Эта сказка учитнайти себя в жизни в любом состоянии, быть добрым и трудолюбивым. Мне сказка понравилась».

Профессор Самоваров прочитал отзывы Ани и Вани о сказке и предложил их доработать.

Ребята, почему профессор считает отзывы Ани и Вани незаконченными?

Школьники высказывали разные версии; дискуссия показала, что они пока не имеют определённых знаний и умений, для того чтобы убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание научиться составлять и оформлять отзыв о прочитанной сказке, чтобы помочь Ане и Ване?

Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять желание на­учиться оформлять отзыв.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Блок В. Сказки Ханса Кристиана Андерсена

Цели:

 Стимулировать интерес к сказкам Х.-К. Андерсена.

 Актуализировать умение:

— работать с текстом сказки;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм, план;

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога.

 Ввести слова «приноровились», «тщедушная», «смиренно», «ободрить» и выражения «жить в своё удовольствие», «подённая работа».

 Научить:

— определять авторскую сказку и обосновывать своё мнение;

— определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

— определять причину спасения героев сказки и обосновывать своё мнение;

— определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение;

— определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение;

— работать с текстом сказки;

— рассказывать о творчестве Х.-К. Андерсена;

— рассказывать об отношении автора к героям произведения;

— объяснять композицию сказки;

— соотносить фрагмент текста сказки и иллюстрацию;

— проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице;

— составлять краткий план сказки;

— составлять и писать фразу-конструкт;

— оформлять отзыв, используя алгоритм;

— писать сказку о предмете, используя план;

— выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

Задание 1 (З) Учебник, с. 34—35.

Расскажите о Х.-К. Андерсене и его творчестве для детей.

Назовите известные вам сказки Х.-К. Андерсена.

Задание 2 (П)

Верно ли, что Х.-К. Андерсен был собирателем народных сказок? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У) Учебник, с. 36—37.

Проведите исследование фрагмента текста сказки и оформите результаты в таблице.

Название сказки

Главные герои

Главная мысль

«Дюймовочка»

Дюймовочка, жаба, мышь, жук, эльф, ласточка

Доброта, трудолюбие, отвага достойны награды

«Огниво»

Солдат, колдунья, принцесса

Смелость и хитрость помогают справиться с трудностями

«Снежная королева»

Кай, Герда, Снежная королева

Любовь, смелость, доброта способны растопить самый толстый лёд

«Стойкий оловянный солдатик»

Оловянный солдатик, барышня

Стойкость и мужество достойны уважения


Задание 4 (З) Учебник, с. 47-48, Х.-К. Андерсен «Чайник».

Объясните значение выражения «смирение и скромность».

Назовите главных героев сказки

Назовите главную мысль сказки

Назовите вид сказки Объясните композицию сказки

Расскажите об отношении автора кчайнику.

Дальнейшая работа с текстом сказки ведётся по алгоритму.

Задание 5 (П)

Верно ли, что сначало чайник жил в своё удовольствие? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что чайник был скромным.Обоснуйте своё мнение.

Задание 6 (У)

Проведите исследование текста сказки «чайник» и оформите результаты в таблице.

Параметры исследования

Сказка «чайник»

Автор


Вид сказки


Главная мысль


Признаки волшебной сказки

Герои


Предметы


Превращения


Особенности волшебной сказки

Главный герой


Повторы событий


Испытания


Награда



Задание 7 (У)

Составьте и напишите фразу-конструкт:

Сказка Х.-К. Ан­дерсена «чайник» является …, потому что…

.

Дальнейшая работа с текстом сказки ведётся по алгоритму.

Задание 8 (П)

Верно ли, чточайник обрёл новую жизнь благодаря розе? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что самое большое удовольствие — это жить для себя? Обоснуйте своё мнение.

Задание 9 (У)

Составьте краткий план сказки «чайник» и перескажите её.

Задание 10 (У)

Составьте анологичную сказку.

Задание 11 (У)

Определите предмет и напишите о нём сказку, используя предложенный план:

1. Зачин («жили-были», «далеко-далеко»).

2. Беда (возникновение проблемы: болезнь, пропажа, задание...).

3. Уход героя из дома (поиск решения проблемы за пределами дома).

4. Испытания для героя (путешествие, приобретение волшебных помощников или предметов...).

5. Поединок и победа героя (решение проблемы).

6. Возвращение героя домой (новые испытания...).

7. Счастливый конец (свадьба...).

Диагностические задания:

1. Определите основные черты характера героев сказки «Дикие лебеди» и оформите результаты в таблице.

Герои сказки

Черты характера









2. Определите и напишите название волшебных предметов в сказке Х.-К. Андерсена «Дикие лебеди».

3. Допишите предложение:

Сказка Х.-К. Андерсена «Дикие лебеди» учит…


Личностные умения:

 — проявлять интерес к сказкам Х.-К. Андерсена.

Познавательные умения:

— раскрывать значение слов «приноровились», «тщедушная», «смиренно», «ободрить» и выражений «жить в своё удовольствие», «подённая работа», использовать их в активном словаре;

— определять авторскую сказку и обосновывать своё мнение;

— определять причину спасения героев сказки и обосновывать своё мнение;

— определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение;

— определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение;

— определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

 — выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

Предметные умения:

— рассказывать о творчестве Х.-К. Андерсена;

— работать с текстом сказки;

— рассказывать об отношении автора к героям произведения;

— объяснять композицию сказки;

— соотносить фрагмент текста сказки и иллюстрацию;

— проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице;

— составлять краткий план сказки;

— составлять и писать фразу-конструкт;

— оформлять отзыв, используя алгоритм;

— писать сказку о предмете, используя план.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель:

 Установить степень освоения данной темы, а именно умения:

— соотносить автора и название сказки;

— определять признаки волшебной сказки;

— формулировать высказывание об оформлении отзыва о прочитанной сказке.

2. Определите признаки волшебной сказки в каждом произведении и впишите результаты в таблице.

Параметры
сравнения

«Белоснежка
и семь гномов»

«Спящая красавица»

«Дикие
лебеди»

волшебные герои




волшебное место действия




волшебные превращения




волшебные предметы




3. Закончите предложение:

Для того чтобысочинить свою сказку, надо…

Для того чтобы оформить отзыв о прочитанной сказке, надо определить тему, указать автора и название произведения, определить главную мысль сказки, выразить своё отношение к её героям, подтверждая это комментариями к их поступкам, сформулировать вывод о том, чему учит эта сказка.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

— соотносить автора и название сказки;

— определять признаки волшебной сказки;

— формулировать высказывание об оформлении отзыва о прочитанной сказке.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

 Актуализировать умения:

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять задания в соответствии с целью.

 Научить:

— выбирать вариант выполнения ситуативного задания;

— использовать разные источники информации;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

 выбор варианта задания, эвристический

 выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

 самоорганизацию по выполнению задания:

— планирование деятельности;

— выполнение задания;

— представление результатов деятельности.


Эвристический вариант

1. Выберите произведение зарубежного писателя, которое вам особенно понравилось, и оформите о нём отзыв.

2. Можно ли согласиться с мнением профессора Самоварова, что отзывы Ани и Вани о прочитанной сказке были незаконченными? Обоснуйте своё мнение.

Отзыв о прочитанной сказке

Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» рассказывает о принцессе Белоснежке и её приключениях.

Главная мысль сказки — только доброта и трудолюбие достойны награды, а зависть и злоба будут наказаны.

Мне очень нравится Белоснежка, потому что она трудолюбивая, помогает гномам готовить, стирать, убирать постели, шить, вязать. Белоснежка — вежливая девушка. Разговаривая со старой торговкой, она называет её тётушкой. Самый отрицательный герой сказки «Белоснежка и семь гномов» — злая мачеха-королева. Она из зависти хочет убить прекрасную Белоснежку.

Сказка «Белоснежка и семь гномов» учит быть добрыми, не завидовать чужой красоте и быть трудолюбивыми.

Личностные умения:

— проявлять желание оформлять отзыв на прочитанную сказку.

Познавательные умения:

— выбирать вариант выполнения ситуативного задания;

— использовать разные источники информации;

— использовать приобретённые знания для оформления отзыва о прочитанной сказке.

Регулятивные умения:

— выполнять задания в соответствии с целью;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания.

Коммуникативные умения:

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

— оформлять отзыв о сказке.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

 Научить:

— соотносить результат с поставленной целью;

— оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

I. Задание

Закончите предложения:

1. Мне важно уметь сочинять свою сказке, потому что…

2. Для того чтобы сочинить сказку, надо…

Самооценка

II. Задание

Закончите предложение:

Я (очень, не очень) доволен(льна) результатом своей работы, которую сделал(а) (сам(а), с помощью товарищей, с помощью учителя).

Личностные умения:

— осознавать успешность при изучении темы.

Регулятивные умения:

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

 Соотнести результат с поставленной целью.

 Оценить результат учебной деятельности.

Цели:

Сформировать представление о литературной сказке зарубежных писателей.

Ввести алгоритм оформления отзыва о прочитанной сказке.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения

Личностные:

— проявлять творческое отношение к оформлению отзыва о прочитанной сказке.

Познавательные:

— использовать приобретённые знания для оформления отзыва о прочитанной сказке.

Регулятивные:

— соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные:

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные:

— оформлять отзыв о прочитанной сказке.

Заполняется учителем после освоения темы.


9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изучение сказок Ханса Кристиана Андерсена «Чайник». Написание сказки о предмете

Автор: Мирошникова Светлана Викторовна

Дата: 10.08.2014

Номер свидетельства: 111634


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства