kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение женских образов в творчестве а.с. пушкина в контексте его аксиологических установок

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются женские образы в творчестве А.С. Пушкина в контексте его аксиологических установок. Женские образы А.С. Пушкина воплощают очень ярких героинь, обладают силой, своеобразием и индивидуальностью. Каждая из героинь – это личность, которая по силе своих ярких характерных черт и художественного изображения превосходят мужские образы

Просмотр содержимого документа
«Изучение женских образов в творчестве а.с. пушкина в контексте его аксиологических установок»

ИЗУЧЕНИЕ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА .



Аннотация:

В статье рассматриваются женские образы в творчестве А.С. Пушкина в контексте его аксиологических установок. Женские образы А.С. Пушкина воплощают очень ярких героинь, обладают силой, своеобразием и индивидуальностью. Каждая из героинь – это личность, которая по силе своих ярких характерных черт и художественного изображения превосходят мужские образы.

С точки зрения аксиологических установок все женские образы в творчестве А.С. Пушкина условно делят на «барышень» и «светских дам». Самыми известными барышнями являются Татьяна Ларина в «Евгении Онегине», Мария Троекурова в «Дубровском», Марья Гавриловна из «Метели» и Лиза Муромская из «Барышни-крестьянки». «Светских дам» в творчестве писателя меньше в сравнении с барышнями. Главным признаком образа светской дамы у А.С. Пушкина становится изображение внешней красоты, блеска и лоска, спокойствия и непреклонности. Душевные порывы, чувства, которые испытывают героини тщательно скрываются под маской блистательного образа светской женщины.

В заключении автор делает вывод, что женские образы в творчестве Пушкина занимают большую роль. В лирических произведениях поэта нельзя найти портрета конкретной женщины, деталей ее внешности. Автор сравнивает своих героинь с искусством, природой, любовью – спасительным, исцеляющим для человека чувством.


Ключевые слова: женский образ, барышни, светские дамы, внешняя и внутренняя красота, романтическая натура, блистательный образ.



На страницах художественной литературы и публицистике, на картинах и скульптурах, на театральной сцене и киноэкране перед нами предстают разные женщины, разные судьбы и разные образы. Образ женщины, реально существующей и ставшей плодом творческого воображения писателя, можно встретить во всех жанрах и видах художественного творчества: от фольклора до самых современных проявлений культурной мысли [1]. По словам писателя С.Н. Булгакова, «всякий подлинный художник есть воистину рыцарь Прекрасной Дамы».

Женщина в русской культуреможет выступать в самых различных ипостасях: тотема, древнеязыческого божества, нередко как воительница, мстительница, ведунья, носительница зла или добрая чаровница, Богородицы, Царь-девицы, сестры, подруги, соперницы, невесты и т.д. Таким образом, образженщины может быть как прекрасным, так и безобразным, как чарующим, так и отталкивающим [2].

В творчестве величайшего поэта и писателя А.С. Пушкина видное место занимают женские образы. Многие из образов, такие как Татьяна Ларина в «Евгении Онегине» или Марья Гавриловна в «Метели» сегодня известны во всём мире. А.С. Пушкин смог создать такие женские образы, которые до него в русской литературе не имели аналогов. Женские образы А.С. Пушкина воплощают очень ярких героинь, обладают силой, своеобразием и индивидуальностью. Каждая из героинь – это личность, которая по силе своих ярких характерных черт и художественного изображения превосходят мужские образы.

С точки зрения аксиологических установок все женские образы в творчестве А.С. Пушкина условно делят на «барышень» и «светских дам». Самыми известными барышнями являются Татьяна Ларина в «Евгении Онегине», Мария Троекурова в «Дубровском», Марья Гавриловна из «Метели» и Лиза Муромская из «Барышни-крестьянки».

Рассмотрим типичные черты, которые объединяют данных героинь в категорию образа «барышни» у А.С. Пушкина. Главные героини являются дворянками, живущие в провинции и получившие примерно одинаковое образование. Все они могут прекрасно говорить на французском, и свой досуг проводят, зачитываясь французскими романами. Перед взором читателя «барышни» предстают в том возрасте, когда появляется желание влюбиться, найти выход своим чувствам. Каждая из представленных героинь – это совершенно романтическая натура, которая живет чувствами в своем придуманном мире, очерченном романа из книг.

Так, образ Татьяны Лариной – это образ чуткой, ранимой, особенной девушки, живущей собственном духовном мире грёз и чувств:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой…[3].

Образ Марья Гавриловны из «Метели» рисует перед нами «стройную, бледную и семнадцатилетнюю девица», которая «была воспитана на французских романах», обладала «романтическим воображением» [4].

Образ Лизы Муромской из «Барышни-крестьянки» также не лишен романтизма, об этом очень ярко свидетельствует ее «придумка» с переодеванием, и эта ее особенность обусловлена тем, что она была «воспитана на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь» [4]. Знания жизни Лиза, как и предшествующие героини «почерпывает из книжек» [4].

Яркой типичной чертой, присущей всем пушкинским барышням является их страстное и глубокое проживание своей влюбленности, толкающей порой их романтические натуры на самые безумные поступки. С точки зрения высшего общества, морали и семьи эти безрассудные поступки являются вызывающими и скандальными, поскольку это своеобразный вызов, протест героинь тем обстоятельствам, в которых они живут.

Например, Марья Кирилловна в «Дубровском» под воздействием сердечной страсти совершает поступок, который достоен осуждения. Она соглашается на встречу с Дефоржемнаедине, в тайне от отца, а затем скрывает тайн личности Дефоржа несмотря на то, что он разыскивается как разбойник [4].

На ещё более дерзкий поступок решается Мария Гавриловна в «Метели». Она совершает тайное венчание с возлюбленным. Поведение Лизы из «Барышни-крестьянки» безрассудно, ее встречи в лесу наедине с Алексеем достойны порицания с точки зрения общества, тем более что обман этот длится достаточно долго,под тщательным сокрытием обоих [4].

Таким образом, мы видим, что, как и в поведении, и в чувствах данных героинь А.С. Пушкина очень много общего. Тем самым, автор наделяет каждую из героинь типичными качествами и признаками «барышни».

Следующие женские образы, которые были созданы А.С. Пушкиным – это «светские дамы». Таких образов в творчестве писателя меньше в сравнении с барышнями. Общую характеристику данного типа женских образов описывается А.С. Пушкиным в «Евгении Онегине»:

Причудницы большого света!

К тому же, они так непрочны,

Так величавы, так умны

Так благочестия полны,

Так осмотрительны, так точны,

Так неприступны для мужчин,

Что вид их уж рождает сплин [3].

Очень ярко образ светской дамы представлен перед нами изображением Татьяны Лариной в конце романа, которая не уступает по красоте и внешнему виду самой блистательной из светских львиц.  При этом героиня «Евгения Онегина» изменилась не только внешне, но и внутренне. Теперь, Татьяна, замужняя женщина, не так живая и провинциальная «барышня». Высший свет трансформировал прекрасную и искреннюю женскую душу в закованную людом женскую неприступность. Под влиянием обстоятельств красота души Татьяны перешла во внешнюю красоту, что в обществе более ценно, чем душа, ее внутренняя красота.

Главным признаком образа светской дамы у А.С. Пушкина становится изображение внешней красоты, блеска и лоска, спокойствия и непреклонности. Душевные порывы, чувства, которые испытывают героини тщательно скрываются под маской блистательногообраза светской женщины [5].

Подводя итог, можно сделать вывод, что женские образы в творчестве Пушкина занимают большую роль. Его героини олицетворяют любовь, спасительное, исцеляющее для человека чувство. В лирических произведениях поэта нельзя найти портрета конкретной женщины, деталей ее внешности. Автор сравнивает их с искусством, природой, чувствами.

Все героини Пушкина чисты душой, для них понятия долга и чести не просто слова, они чтут и выбирают супружескую верность, невзирая на то, что на другом конце выбора стоит огромная любовь. Женщины в творчестве А.С. Пушкина чисты, романтичны, душевны, героининаделены искренней добротой и способностью любить делает их столь прекрасными.

Таким образом, мы видим, что Пушкин по-настоящему любит героинь своих произведений. Его женщины чисты, чувствительны, они умеют странно и нежно любить, они преданны своему браку, чтят свои семьи. Именно эти девушки пробуждают лучшие чувства в мужских персонажах пушкинской прозы, в лирическом герое его поэтических произведений.


Литература:


  1. Женщина: Выдержки изучения живой этики и писем Е.И. Рерих. – Екатеринбург: Знание, 1992. – 600с.

  2. Жеребкина И.А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века.// Русская женщина и православие. – СПб.:Питер, 1997. – 480с.

  3. Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М.: ООО «Издательство Вече, 2016. – 450 с.

  4. Пушкин А.С. Избранные произведения. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2017 – 627 с.

  5. Пушкин А.С. Письма к жене. – Л.: Наука, 1986. – 259 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Нурудинова Ульяна Алексеевна.

Дата: 06.11.2020

Номер свидетельства: 562681

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства