kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изобразительно-выразительные средства языка на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы. Работа с изобразительными средствами языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства языка на уроках литературы»

Тема урока: «Изобразительные средства языка в произведениях художественной словесности».

Цель: повторить, расширить и обобщить знания по теме; развивать навыки свободного владения изобразительно – выразительными средствами, умение анализировать текст.



Эпиграф урока: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков… трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». К.Г.Паустовский



Ход урока:

  1. Слово учителя. На уроках литературы, работая с произведением художественной словесности, мы неоднократно говорили о единстве содержания и формы произведения. Чтобы донести до читателя свою точку зрения на тот или иной предмет, событие, чтобы выразить свое отношение к происходящему, писатель использует материал словесности, который отбирает в соответствии с идеей произведения.

_ Как же называются эти языковые возможности? (изобразительно – выразительные средства языка).

Этой теме и будет посвящен наш сегодняшний урок, цель которого – повторить и обобщить полученные знания, а также развивать навыки работы с художественным текстом, навыки свободного владения изобразительно - выразительными средствами языка.

_ На какие группы можно разделить все средства художественной изобразительности?

(Тропы, фигуры речи, звуковые средства выразительности, лексические возможности, морфологические возможности и синтаксические средства). Мы остановимся лишь на некоторых из них. Сегодня вы поделены на 4 группы. Каждая будет работать за своим столом на одну из заданных тем (тропы, фигуры речи, лексические возможности и синтаксические средства). Однако помощь в работе каждой из групп будете оказывать все вместе.

2.Обобщающе – повторительная беседа.

_ Какие виды тропов вы узнали на уроках словесности в среднем звене? (метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, олицетворение, гипербола, ирония.)

_ Что лежит в основе всех этих средств языка? (Переносное значение слова.)

_ Чем отличаются друг от друга метафора и метонимия? (Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений, а метонимия – употребление слова в переносном значении на основе связи предметов и явлений.)

_ Приведите примеры этих видов тропов!!

_ Что является особенностью всех этих поэтических текстов? Какую роль играют метафоры в тексте?

(Во всех примерах мы видим скрытое сравнение. Здесь слова и выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда целое стихотворение может представлять собой развернутый поэтический образ. Например: «Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда». (С. Есенин)

_ В чем особенность метонимий? (Явления и предмет изображены с помощью других слов и понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. (Когда навек уснет Перо, моя отрада… (А.С.Пушкин) Иногда имя автора обозначает его произведения.(Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смитта.(А.С.Пушкин)

_ Чего добивается автор использованием метонимий? (Через конкретное, частное создает обобщающую картину, образ, в результате чего достигает особой выразительности.

_ Какие виды искусства способны создавать образ?(живопись, музыка, литература).

3.Работа с репродукциями картин Саврасова, Левитана, Грабаря.

_ Чем отличается искусство слова от живописи? ( На картине сразу виден замысел художника, зримо представлены образы и картины. Чтобы увидеть словесный образ, надо включить воображение, да и авторский замысел угадывается не сразу.)

_ В чем особенность синекдохи? Приведите примеры!!( Сюда по быстрым им волнам все флаги

будут в гости к нам. (Пушкин) «И слышно было до рассвета, Как ликовал француз» (М.Ю.Лермонтов) Здесь имеет место употребление форм ед. числа вместо множественного.

4. Расширение знаний. _С какими видами тропов вы познакомились в 10 классе? (Литота, перифраза.)

_ Что такое литота? Приведите примеры. (Мальчик – спальчик, девочка – дюймовочка. « Талии никак не толще бутылочной шейки» Н.В.Гоголь )

_ Чему противостоит литота? (Гиперболе). _ Часто ли встречается в речи? (реже гиперболы).

_ Что такое перифраза? _ От какого глагола образовалось это слово?(перефразировать)

_ Приведите примеры. (« Сиянье неутоленных глаз бессмертного любовника Тамары».- М.Ю.Лермонтов о Демоне).

5. Фигуры речи. _ Какие фигуры речи вам известны? ( Антитеза, анафора, инверсия, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, градация, оксюморон.)

_ Какие из них характерны для публицистического стиля?(Лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание.)

_ Почему в названиях двух последних из них закрепилось определение «риторический»? (Они развивались в ораторской прозе, затем в художественной словесности. Они привлекают внимание к определенным частям текста, повышают эмоциональность.) – Приведите примеры. «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?)

_Часто ли риторические вопросы и риторические восклицания используются в поэтической речи? – Приведите примеры. ( «Как хороши, как свежи были розы в моем саду!» (И. Мятлев)

_ Что такое градация? («Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин).

_ Что такое синтаксический параллелизм? (Один из видов сравнения, возникающий от сопоставления стоящих рядом предложений, в построении которых есть сходство.) _ Приведите примеры. (« И вы подобно так падете, / Как с древ увядший лист падет! / И вы подобно так умрете, / как ваш последний раб умрет!» ( Г.Р. Державин)

_ В чем особенность построения предложений здесь? (Мы наблюдаем сопоставление и противопоставление художественных образов( человек и дерево), тождественное построение предложений. Повторы, служащие выражению образной мысли.

_ Что такое оксюморон? - Приведите примеры. ( « Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.» ( М.Ю. Лермонтов), «С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив». (С. Есенин)).

_ А в прозе встречается оксюморон? ( Раскольников называет замысел убийства «безобразной мечтой»; этот художественный прием используется и названиях многих произведений: «Живой труп» Л.Н. Толстого, «Мертвые души» Н.В. Гоголя).

6. Лексические возможности языка. _ Какие изобразительные возможности лексики вы знаете?(Устаревшие слова, фразеологизмы, омонимы, контекстные синонимы, просторечия.)

_Что такое контекстные синонимы? (Слова, имеющие сходство лексического значения лишь в определенном контексте.) _ Приведите примеры. ( «… пьяницы с глазами кроликов» и «очи,синие, бездонные» (А. Блок).

_ Сформулируйте определение фразеологизмов. (Устойчивые сочетания слов.)

_ Где чаще всего встречаются? ( В разговорном и публицистическом стиле.) _ Почему? (Цель – эмоционально воздействовать на читателя и слушателя, производить впечатление).

_ Какую разновидность фразеологизмов вы знаете? (крылатые выражения : « А счастье было так возможно». А.С.Пушкин; « Счастливые часов не наблюдают» А.С. Грибоедов)

_ Зачем используются просторечия в художественной и поэтической речи? (В прозе просторечия являются средством речевой характеристики героя, а в поэзии передают отношение лирического героя к людям и событиям.) _ Приведите примеры.(«Левша» Лескова.)(«…вылезло мурло мещанина», «вытечет ваш обрюзгший жир», «…я – бесценных слов мот и транжир», «ощетинится стоглавая вошь» . В. Маяковский).

7. Изобразительные возможности синтаксиса. _ Какие изобразительные возможности синтаксиса вам известны? (Ряды однородных членов, предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами, бессоюзие, многосоюзие, диалогичность речи, парцелляция.)

_ С какими из них вы познакомились в 10 классе?( Бессоюзие, многосоюзие, парцелляция.)

_ Назовите примеры многосоюзия и бессоюзия. ( «Ох,лето красное! / Любил бы я тебя,/ Когда б не зной, да пыль,/ да комары, да мухи…» ( А.С. Пушкин). « Бой барабанный, клики, скрежет,/ гром пушек, топот,ржанье, стон…» (А.С.Пушкин)

_ В чем особенность этих стилистических фигур? ( Бессоюзие придает впечатление стремительности,быстрой смены картин. Многосоюзие напротив как бы замедляет движение, подчеркивает смысл соединяемых союзами однородных членов.)

_ Что такое парцелляция? (Стилистический прием расчленения фразы на части или даже отдельные слова .) _ Приведите примеры. («Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц. Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.» ( Антокольский).

_ Какое воздействие оказывает этот синтаксический прием? (Придает речи интонационную экспрессию путем отрывистого произнесения фразы.)

8. Работа с дидактическим материалом ( он в наличии на парте у каждого ученика).

Задание 1. Какой троп используется в тексте?



У меня в душе ни одного живого волоса,

И старческой нежности нет в ней!

Мир огромив мощью голоса, иду –

Красивый, двадцатидвухлетний.

(В. Маяковский)

1) эпитет

2) развернутая метафора

3) олицетворение

4) оксюморон



Задание 2 Какой троп используется в тексте?

Люблю я пышное природы увяданье…

(А.С. Пушкин)

1) эпитет

2) метафора

3) олицетворение

4)оксюморон

Задание 3

Какой троп используется в тексте?

Парадом развернув

моих страниц войска,

Я прохожу

по строчечному фронту…

Стихи стоят

свинцово – тяжело,

готовые и к смерти

и к бессмертной славе.

Поэмы замерли,

к жерлу

прижав жерло

нацеленных

зияющих заглавий.

Оружия

любимейшего род,

готовая рвануться в гике,

застыла

кавалерия острот,

поднявши рифм

отточенные пики.

( В. Маяковский)

  1. эпитет

  2. развернутая метафора

  3. олицетворение

  4. оксюморон

Задание 4.

Какой троп используется в тексте?

Он отец мне по возрасту,

По призванию брат,

Невеселые волосы.

Пиджачок мешковат.

Вижу руки подробные,

Все по ним узнаю,

И глаза исподлобные

Смотрят в душу мою.

(Е. Евтушенко)

1)эпитет

2) метафора

3) олицетворение

4) оксюморон

Задание 5

Какой троп используется в тексте?

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной. (А.Пушкин)



  1. эпитет

  2. метафора

  3. сравнение

  4. оксюморон

Задание 6



Какой троп используется в тексте?

Устало все кругом: устал и цвет небес,

И ветер, и река, и месяц, что родился,

И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,

И желтый тот листок, что наконец свалился.

  1. эпитет

  2. метафора

  3. олицетворение

  4. оксюморон

Задание 7

Какой троп используется в тексте?

Надо мной певала матушка,

Колыбель мою качаючи:

« Будешь счастлив, Калистратушка!

Будешь жить ты припеваючи!»

И сбылось по воле Божией,

Предсказанье моей матушки:

Нет богаче, нет пригожее,

Нет нарядней Калистратушки!

В ключевой воде купаюся,

Пятерней чешу волосыньки,

Урожаю дожидаюся

С непосеянной полосыньки!

А хозяйка занимается

На нагих детишек стиркою,

Пуще мужа наряжается,

Носит лапти с подковыркою. (Н.Некрасов)

1)эпитет. 2)метафора. 3)гипербола. 4)ирония.

Задание 8

Какой троп используется в тексте?

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна.

(Н.Некрасов)

1) гипербола

2) метафора

3) эпитет

4) литота



9.Самостоят. анализ текста с последующей проверкой.

(2 варианта текстов поочередно проецируются на экран).

_ Где вам может пригодиться знание изобразительных средств языка?

(При выполнении фрагмента задания ЕГЭ по русскому языку).

_ Перед вами тексты и рецензии этих текстов. Ваша задача – вставить вместо пробелов слова, обозначающие название этих изобразительных средств.(Смотри отдельные листы с текстами).



10 Итоги урока. _ Наши знания пригодились нам при выполнении экзаменационного задания В -8.

_ А где мы можем найти им более широкое применение?

(Уроки словесности дают возможность учиться говорить правильно, грамотно; свободно выражать свои мысли, чувства; благодаря произведениям мастеров художественного слова развивать в себе творческие способности.)

_ Именно это я и предлагаю вам на дом в качестве задания.

11. Дом. задание: творческая работа на тему «Зимний лес».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изобразительно-выразительные средства языка на уроках литературы

Автор: Ерастова Людмила Николаевна

Дата: 10.04.2025

Номер свидетельства: 668237


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства