Воспитательная: воспитание честности, бескомпромиссности, уважения к
личности и истории отечества
Оборудование урока: выставка книг, компьютерная презентация
««Пробуждать любовь к человеку…»
Опережающие задания: сообщения учащихся:
«Война глазами казаков» в романе М.Шолохова«Тихий Дон».
Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке
Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:
Чем прогневили тебя эти серые хаты, Господи! - и для чего стольким простреливать грудь? Поезд прошел и завыл, и завыли солдаты, И запылил, запылил отступающий путь... М.И.Цветаева 3 июля 1916
«В эти годы шла жизнь на сбыв — как полая
вода в Дону».
М.А.Шолохов. «Тихий Дон»
План урока.
1. Вступительное слово учителя: «Чудовищная нелепица войны» в
изображении Шолохова»
2. Война как антитеза мирной жизни в романе «Тихий Дон» - чтение и
анализ глав V, VII, VIII, XX третьей части романа, III - четвертой части.
3. «Цвет казачий покинул курени и гибнул там в смерти, во вшах, в ужасе» -
антигуманная сущность войны (3 ч. – гл. V, VII, VIII, XX; 4 ч. – гл. III )
4. «Я, Петро, уморился душой…» - Григорий Мелехов на войне
5. Сообщение учащегося: «Война глазами казаков в романе М.Шолохова
«Тихий Дон».
6. Заключение:«Не было такой силы, что могла бы удержать казаков от стихийного влечения домой»
Проблемные вопросы:
Как описано начало Первой мировой войны? Чем это описание отличается от описаний мирной жизни?
Какие слова о войне можно назвать ключевым в романе?
Какие сцены и эпизоды романа особенно подчеркивают противоестественность войны?
1. Вступительное слово учителя: «Чудовищная нелепица войны» в
изображении Шолохова»
Многие критики признали, что изображение первой мировой войны в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» - одно из самых глубоких и объективных в русской литературе. Здесь мы не найдем описания подвигов, любования геройством, воинской отвагой, упоения боем, что было бы естественно в рассказе о казаках. Шолохова интересует другое - что делает с человеком война.
Знакомясь с героями романа, мы заметим, что каждый по - своему переживает и осмысливает войну, но её «чудовищную нелепицу» почувствуют все.
2. Война как антитеза мирной жизни в романе «Тихий Дон» - чтение и
анализ глав V, VII, VIII, XX 3 части романа, III - 4 части.
C какими сценами и эпизодами мирной казацкой жизни мы познакомились в начале романа?
Перечитайте следующий отрывокиз гл.5 3ч. романа:
«В последних числах июня полк выступил на маневры. По распоряжению штаба дивизии полк походным порядком прошел до города Ровно. В окрестностях его развертывались две пехотные дивизии и части конной. Четвертая сотня стала постоем в деревне Владиславке.
Недели через две, когда сотня, измученная длительным маневрированием, расположилась в местечке Заборонь, из штаба полка прискакал сотенный командир, подъесаул Полковников. Григорий с казаками своего взвода отлеживался в палатке. Он видел, как по узкому руслу улицы на взмыленном коне проскакал подъесаул.
Во дворе зашевелились казаки.
- Либо опять выступать? - высказал предположение Прохор Зыков и
выжидающе прислушался.
Взводный урядник воткнул в подкладку фуражки иглу (он зашивал
прохудившиеся шаровары).
- Не иначе, выступать.
- Не дадут и отдохнуть, черти!
- Вахмистр гутарил, что бригадный командир наедет.
- Пропади он, твой кисет! - на бегу крикнул Григорий.
Во двор вбежал вахмистр. Придерживая рукой шашку, затрусил к коновязям.
Лошадей оседлали в положенный по уставу срок. Григорий рвал приколы
палатки; ему успел шепнуть урядник:
- Война, парень!
- Брешешь?
- И во тебе бог, вахмистр сообчил!
Сорвали палатки. На улице строилась сотня.
Командир сотни на разгоряченном коне вертелся перед строем.
- Взводными колоннами!.. - повис над рядами его зычный голос.
Зацокотали копыта лошадей. Сотня на рысях вышла из местечка на тракт. От деревни Кустень переменным аллюром шли к полустанку первая и пятая сотни».
Как меняется тональность повествования?
Как описано начало первой мировой войны? Чем это описание отличается от описаний мирной жизни?
Какие художественные средства использует автор,
чтобы подчеркнуть тревогу казаков?
Какие эпизоды вы можете вспомнить сами?
Вывод: мирная сцена косьбы прерывается тревожным известием о мобилизации. Поэтические картины нелегкого, но дружного труда сменяются контрастными по тону зарисовками «визга, драки, гневного ржания»; спокойные домашние разговоры и беседы уступают место хаосу многоголосия. В начале третьей части романа впервые появляется дата: «В марте 1914…» Это значимая деталь в произведении: историческая дата отделит мир от войны. Слухи о ней пошли по хуторам: «Война пристигнет…», «Не бывать войне, по урожаю видать», «А ну как война?», «Война, дядя!» Весть о войне застала казаков за привычной работой — косили жито (часть третья, гл. 3). Мелеховы увидели: «броским наметом» шел конь; верховой, подскочив, крикнул: «Сполох!» Тревожная весть собрала толпу на площади (гл. 4). «Одно слово в разноликой толпе: мобилизация». Четвертая глава завершается эпизодом «На станции», откуда уходили эшелоны с казачьими полками к русско-австрийской границе. «Война…» Сцепление коротких эпизодов, тревожная тональность, переданная словами: «сполох», «мобилизация», «война…», — все это связано с датой — 1914-й. Писатель дважды ставит в отдельную строку слово «Война…» «Война!» Произнесенное с разной интонацией, оно заставляет читателя задуматься над страшным смыслом происходящего. Это слово перекликается с репликой старика-железнодорожника, заглянувшего в вагон, где «парился с остальными тридцатью казаками Петро Мелехов»:
« - Милая ты моя говядинка!» - И долго укоризненно качал головой».
От широкого эпического описания – любования мирной жизни казаков Шолохов переходит к скороговорке с тревожными повторами, эмоционально окрашенным эпитетам: «гневного ржания», неубранные «колосья скорбно шуршали».
«Земля ахнула», «лицо земли взрывали», «хлеба топтала конница», «великое разрушение и мерзостная пустота» — вот далеко не полный перечень авторских описаний начала войны.
3. «Цвет казачий покинул курени и гибнул там в смерти, во вшах, в ужасе» - антигуманная сущность войны (3 ч. – гл. V, VII, VIII, XX)
Как отразилась война на жизни казачества ?
Какие слова о войне можно назвать ключевым в романе?
Какие сцены и эпизоды романа особенно подчеркивают противоестественность войны?
Вывод: Война станет антитезой мирной жизни в «Тихом Доне». Она пройдётся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Семья у Шолохова станет зеркалом, своеобразно отражающим и события мировой истории. «Безрадостно дикая» жизнь порождает жестокость и безумие (сцены грабежа и избиения еврея, изнасилования Франи), тоску и недоумение.
«Чудовищная нелепица войны» - эти слова о войне можно назвать ключевым в романе. Война, по Шолохову, разлагает души людей, убивает в них все человеческое. Автор не может равнодушно наблюдать как война перечеркивает мирную жизнь казачества: «Эшелоны… Эшелоны… Эшелоны несчетно! По артериям страны, по железным путям к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь» (гл. VII 3 ч.).
…«Цвет казачий покинул курени и гибнул там в смерти, во вшах, в ужасе».
4. «Я, Петро, уморился душой…» - Григорий Мелехов на войне
Перечитайте и сравните два отрывкаиз гл. V 3 ч. романа
«Высокий белобровый австриец, с надвинутым на глаза кепи, хмурясь, почти в упор выстрелил в Григория с колена. Огонь свинца опалил щеку. Григорий повел пикой, натягивая изо всей силы поводья... Удар настолько был силен, что пика, пронизав вскочившего на ноги австрийца, до половины древка вошла в него. Григорий не успел, нанеся удар, выдернуть ее и, под тяжестью оседавшего тела, ронял, чувствуя на ней трепет и судороги, видя, как австриец, весь переломившись назад (виднелся лишь острый небритый клин подбородка), перебирает, царапает скрюченными пальцами древко. Разжав пальцы, Григорий въелся занемевшей рукой в эфес шашки. Вдоль железной решетки сада, качаясь, обеспамятев, бежал австриец без винтовки, с кепи, зажатым в кулаке. Григорий видел нависший сзади затылок австрийца, мокрую у шеи строчку воротника. Он догнал его, Распаленный безумием, творившимся кругом, занес шашку. Австриец бежал вдоль решетки, Григорию не с руки было рубить, он, перевесившись с седла, косо держа шашку, опустил ее на висок австрийца. Тот без крика прижал к ране ладони и разом повернулся к решетке спиною. Не удержав коня, Григорий проскакал; повернув, ехал рысью. Квадратное, удлиненное страхомлицо австрийца чугунно чернело. Он по швам держал руки, часто шевелил пепельными губами.
С виска его упавшая наосклизь шашка стесала кожу; кожа висела над щекой красным лоскутом. На мундир кривым ручьем падала кровь.
Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него мертво глядели
залитые смертным ужасом глаза. Австриец медленно сгибал колени, в горле у него гудел булькающий хрип. Жмурясь, Григорий махнул шашкой. Удар с длинным потягом развалил череп надвое. Австриец упал, топыря руки, словно поскользнувшись; глухо стукнули о камень мостовой половинки черепной коробки. Конь прыгнул, всхрапнув, вынес Григория на середину улицы.
…Муть свинцом налила темя. Григорий слез с коня и замотал головой.
…Он бросил поводья и, сам не зная для чего, подошел к зарубленному им австрийскому солдату. Тот лежал там же, у игривой тесьмы решетчатой ограды, вытянув грязную коричневую ладонь, как за подаянием. Григорий глянул ему в лицо. Оно показалось ему маленьким, чуть ли не детским, несмотря на вислые усы и измученный - страданием ли, прежним ли безрадостным житьем, - покривленный суровый рот.
Григорий глянул на его белую, покрытую пылью кокарду и, спотыкаясь,
пошел к коню. Путано-тяжел был шаг его, будто нес за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу. Он взял в руки стремя и долго не мог поднять затяжелевшую ногу.
Есть ли разница в описании двух смертей?
Для чего автор так откровенно говорит о натуралистических подробностях смерти?
Какие оттенки можно выделить в описании внешности австрийца?
Как Шолохов передает состояние Григория?
В каких словах выражена авторская оценка происходящего? Что открывает эта сцена в герое романа?
Как вы расцениваете высказывание Григория об этом событии?
Вывод: как быконтрастом к воспоминаниям деда Гришаки (часть первая гл. XXII) о том, как он не стал «срубать» турецкого офицера («Человек ить...»), становится убийство Григорием Мелеховым австрийского солдата. Смерть у Шолохова никогда не эстетизируется. Она отвратительна — и потому полна натуралистических подробностей. Описание австрийца воссоздает психологическую картину страха, беззащитности,
Сам Григорий понимает, что «распаленный безумием» войны, он черствеет душой. О своих муках он говорит брату: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они и выплюнули… Меня совесть убивает. Я под Лешнювом заколол одного пикой. Сгоряча. Иначе нельзя было… А зачем я энтого срубил?.. Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам снится…»(часть третья, гл. 10).
Прошло несколько недель войны, но Григорию уже везде видятся ее следы: «К исходу клонился август. В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья — в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью.
Григорий с интересом наблюдал за изменениями, происходившими с товарищами по сотне… Перемены вершились на каждом лице, каждый по-своему вынашивал в себе и растил семена, посеянные войной».
Перемены в самом Григории были разительны: его «гнула… война, высасывала с лица румянец, красила его желчью». И внутренне он стал совершенно другим: «Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью; оттого прослыл храбрым — четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил. На редких парадах стоял у полкового знамени, овеянного пороховым дымом многих войн; но знал, что больше не засмеяться ему, как прежде, знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства»(часть четвертая, гл. 4).
В романе выражен нравственный протест против бессмысленности войны, ее бесчеловечности, неоправданной жестокости. Война калечит души людей. Вот почему с симпатией описывает художник мирную встречу казака Валета и немецкого солдата (ч.4 гл. III), противопоставляя ее бессмысленной бойне, описанной в той же главе. Вот почему одобряет он отказ казаков вмешаться в петроградские события 17-го года и их уход на Дон.
5. Сообщение учащегося: «Война глазами казаков в романе М.Шолохова
«Тихий Дон».
Глазами казаков мы увидим, как «вызревшие хлеба топтала конница», как сотня «железными подковами мнет хлеб», как «между бурыми, неубранными валками скошенного хлеба разворачивалась в цепь черная походная колонна», как «первая шрапнель покрыла ряды неубранной пшеницы». И каждый, глядя на «неубранные валы пшеницы, на полегший под копытами хлеб», вспоминал свои десятины и «черствел сердцем». Эти воспоминания-наплывы освещают как бы изнутри ту драматическую ситуацию, в которой оказались казаки на войне.
Все чаще вспоминают казаки родные степи, в песнях изливают тоску по Дону и по родной земле. Но и там, на Дону, жизнь разладилась. Не раз скажет писатель о плаче жен и матерей по погибшим на войне. И даже солнце у него станет «по-вдовьему обескровленным». Долгое отсутствие мужиков приводит к развалу хозяйств, к тоске и страданиям одних жалмерок, прямому разврату других. «В эти годы, - пишет М. Шолохов, - шла жизнь на сбыв — как по лая вода в Дону».
6. Заключение:«Не было такой силы, что могла бы удержать казаков от стихийного влечения домой»
Война не нужна казакам – этот вывод не однократно звучит на страниц Шолохова.В эпическом повествовании мы часто слышим и лирический голос автора. В нем страдание и одновременно философское напоминание о краткости земного бытия, о необходимости сохранения жизни: «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней — не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез — не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок — не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!.. Травой зарастают могилы, — давностью зарастает боль. Ветер зализал следы ушедших, — время залижет и кровяную боль и память тех, кто не дождался родимых и не дождется, потому что коротка человеческая жизнь и не много всем нам суждено истоптать травы...»
…«Властно тянули к себе родимые курени, и не было такой силы, что могла бы удержать казаков от стихийного влечения домой».