«Из тупика…»(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
«Из тупика…»(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Цели урока: развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации, умения анализировать и передавать информацию, интерпретировать, применять информацию, формирование культуры чтения в условиях современной информационной среды;
пробудить интерес к творчеству Ф.М.Достоевского через литературные места старого Петербурга , выработать умение обобщать, анализировать, систематизировать психологическое состояние героя романа, формировать навыки коммуникативных способностей,
систематизировать знания и умения навыков работы с обозревателем Internet;
развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации, умение анализировать и передавать информацию, перерабатывать ее;
воспитание бережного, уважительного отношения к памятникам истории как части культуры.
Актуальность проведения виртуальной экскурсии на уроке литературы по памятным местам Ф.М. Достоевского состоит в моделировании в реальном масштабе времени, имитации окружающей обстановки с высокой степенью реализма, возможности воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь. Это придаёт интерес работе учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Из тупика…»(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») »
Конспект урока
Хорошилова Надежда Константиновна,
учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №2
г.Усмани Липецкой области
имени Героя Советского Союза
М.П.Константинова,
Урок литературы по теме «Из тупика…»(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма проведения: виртуальная экскурсия по следам литературных героев Ф.М.Достоевского
Класс: 10
Время проведения: 45 минут
Средства обучения: компьютерный класс – 13 мест, выход в Интернет, мультимедийный проектор, экран.Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:
-визуальный ряд: исторические места Петербурга как памятник архитектуры
Ожидаемые результаты:- учащиеся применят творческий подход к изучаемому учебному материалу,-у детей будут формироваться элементы информационной культуры, -учащиеся применят исследовательские навыки для использования полученных ими знаний на практике,-появится у учащихся интерес к деятельности писателя, к его внутреннему миру, осознание ценности личностной индивидуальности.
Цели урока: развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации, умения анализировать и передавать информацию, интерпретировать, применять информацию, формирование культуры чтения в условиях современной информационной среды;
пробудить интерес к творчеству Ф.М.Достоевского через литературные места старого Петербурга , выработать умение обобщать, анализировать, систематизировать психологическое состояние героя романа, формировать навыки коммуникативных способностей,систематизировать знания и умения навыков работы с обозревателем Internet; развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации, умение анализировать и передавать информацию, перерабатывать ее;воспитание бережного, уважительного отношения к памятникам истории как части культуры.
Актуальность проведения виртуальной экскурсии на уроке литературы по памятным местам Ф.М. Достоевского состоит в моделировании в реальном масштабе времени, имитации окружающей обстановки с высокой степенью реализма, возможности воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь. Это придаёт интерес работе учащихся.
Содержание:
I. Оргмомент
1.Тема и цели урока.2. Организация работы по поиску необходимой информации в Интернете.
3.Слово учителя.
II.Новый материал.
Беседа.
III.Подведение итогов.
IV.Домашнее задание
Ход урока.
I. Оргмомент
1.Тема урока: « Из тупика…»
Цель урока: познакомиться с Интернет- коллекцией Петербурга, связанного с местами пребывания героев романа «Преступление и наказание» для составления собственной презентации на тему: «По следам литературных героев Ф.М.Достоевского» и выступленияна материале Интернет.
2.Организация работы по поиску необходимой информации в Интернете.
Инструкция. Используя любую поисковую систему, откройте сайт,
размещённый в папке на рабочем столе ваших компьютеров,
ознакомьтесь с информацией,
составьте краткое высказывание,
создайте слайды в программе Power Point,
сохраните выбранный материал в папке на рабочем столе,
подготовьте устную защиту работы.
Внимательно изучите экспозиции и фотографии по указанным гиперссылкам, сохраните необходимые материалы в отдельную папку на рабочем столе, а затем, используя материалы сайта, создайте свой образовательный продукт - презентацию на тему: «По следам литературных героев Ф.М.Достоевского »
Эпиграф к уроку:
-Ведь надобно же, чтобы всякому человеку
хоть куда-нибудь можно было пойти.
3.Слово учителя.
-Мы совершим сегодня с вами виртуальную экскурсию в дома литературных героев , проследим их маршруты, убедимся, что по тротуарам Петербурга прошла вся русская классическая литература. Именно в этом городе черпали свои жизненные наблюдения и находки прототипов Пушкин, Гоголь, Лермонтов и Достоевский. Великие писатели оставили нам огромный портрет Петербурга. Каждый из них находил свои краски, не всегда радостные и светлые, потому что эти выдающиеся художники были реалистами. Со страниц их произведений смотрит на нас город, населённый литературными персонажами из среды мелких, бедных служащих и аристократической знати, город с его социальными контрастами, с пышными особняками и ветхими лачугами.
Евгений, Германн, Башмачкин, Поприщин, Раскольников живут в этом городе и не находят в нём своего места. Они не в силах бороться с этим городом и гибнут. И в этом мрачная, зловещая роль старого Петербурга.
II.Новый материал.
Беседа.
-Мы знакомы с описанием каморки Родиона Раскольникова. Встанем у дома, в котором она находилась, на углу двух улиц. Выйдем на страницу http://ru.wikipedia.org/wiki/
-Какое у вас впечатление? (Куда ни бросишь взгляд, повсюду он упирается в стены зданий. Такое впечатление, что дома со всех сторон преграждают выход из этого перекрёстка)
- Эта замкнутость словно подчёркивает безысходность и обречённость героев «Преступление и наказание». Действительно, большинство их гибнет в петербургских трущобах, часто на самих же улицах. Кто эти герои?(Чахоточная Катерина Ивановна, Мармеладов, Свидригайлов).
-Почему герои Достоевского мечутся по городу и в дождь, и в жару? (Они сознают обречённость своего положения, они живут в нужде, задавленности, они преступники, прелюбодеятели. Им хочется от всего этого найти убежище)
-И они находят его чаще всего в кабаке. Перейдём по ссылке http://peduxa.com/internet/kashina/pic/1.jpg.
Обобщим, что заметили. (Здесь раскрывается за рюмкой водки душа Свидригайлова, перед Раскольниковым разливается пьяный Мармеладов :»Понимаете ли, понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?..», здесь Раскольников услышал, что завтра в семь вечера старуха-процентщица останется одна в квартире.)
-На Сенной площади было много питейных заведений. Перейдём по ссылке http://oldsp.ru/photo/tag/. Эта площадь словно притягивала Раскольникова, он каждый раз, петляя по городу, выходил на неё. Время действия в романе –июль 1865 года. Газеты сообщали, что июль этого года был очень жаркий и душный. Раскольникова мучает духота города, ему становится несколько раз дурно. И он стремится покинуть город, вырваться из его крепких тисков, а вместе с тем отделаться от тяжёлых и навязчивых мыслей.
-Напомним, какова роковая мысль Раскольникова? (Мысль о праве на жизнь другого человека)
-Подтвердите цитатой из романа («Наконец, ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору. Он схватил шляпу и вышел…»)
-Раскольников направился по Вознесенскому проспекту до Конногвардейского, а затем пересёк весь Васильевский остров. Казалось, он искал выхода из города, в котором он вынужден жить. Переночевав среди зелени Петровского острова, Раскольников возвращается к домам города. Выхода нет.
На Сенной площади Раскольников оказывается чаще всего.
Задание: на странице http://oldsp.ru/photo/tag/ рассмотреть фотографии и сделать вывод о жизни Сенной площади в 19 веке.(На Сенной площади был раньше рынок, где торговали скотом, овсом, сеном- отсюда и название площади. Во времена Достоевского это была глухая окраина Петербурга. С самого утра до вечера гудела Сенная площадь: здесь было много ларей, лотков, возов, поэтому- грязь, гниль, зловоние. Это был главный рынок столицы, здесь можно было купить продукты дешевле, чем на других рынках).
-На Сенной площади часто устраивали экзекуции. Я напомню вам известные строки Н.Некрасова:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную:
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую, Ни звука из её груди,
Лишь бич свистел, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
-Однако Фёдор Михайлович Достоевский любил Сенную площадь. Перейдём по ссылке http://www.ddspb.ru/dostoevskij.php. Что вы узнали?
-В романе «Преступление и наказание» очень много реально существовавших маршрутов Петербурга, которые посещали его герои.
Это дом Раскольникова – по ссылке http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0
Это дом Сони Мармеладовой – по ссылке http://family-history.ru/
Это дом Рогожина – по ссылке http://www.ipetersburg.ru/guide/places/peterburg_dostoevskogo/
Это дом друга Раскольникова Разумихина у Тучкова моста– по ссылке http://www.most-spb.ru/tuchkov/tuchkov_glav.htm
Недалеко от дома Раскольникова находилась полицейская контора, где Порфирий Петрович допрашивал Родиона – по ссылке http://go.mail.ru/search_images?q
«Контора была от него с четверть версты. Она только что переехала на новую квартиру, в новый дом, в четвёртый этаж…Раскольников прошёл прямо на –ский мост, стал на середине, у перил…В контору надо было идти всё прямо и при втором повороте взять влево: она была тут в двух шагах…»
Всё названное можно найти на карте Петербурга по ссылке http://www.bestseller.ru/Images/cards/spbdost.jpg
-Вообще, по карте интересно проследить некоторые маршруты героев Достоевского. Например, Свидригайлова. Когда он приходит прощаться с невестой, которая жила рядом с Тучковым мостом, а рядом был дом с каланчой. Перейдём по ссылке http://mk-piter.ru/2007/05/23/015/ Это полицейский дом Петербургской стороны.
Вернёмся в Столярный переулок, где жил Раскольников. По ссылке http://www.citywalls.ru/search-street305.html Здесь жил ремесленный народ : портные, сапожники, столяры, скорняки, обойщики, бедные студенты, мелкие купцы и чиновники. Поэтому много было питейных заведений в этом районе.
А Раскольников проходя мимо Юсупова сада (по ссылке http://ru.wikipedia.org/wiki/) мечтал, чтобы Летний сад и другие петербургские сады слились в один огромный и счастливый сад…
III.Подведение итогов.
-Давно исчезли петербургские трущобы, каморки, в которых ютились обездоленные, такие, как Соня и Раскольников, появились новые зелёные сады. Грязная Сенная стала современной и чистой. И Столярный переулок неузнаваем. Исчезли трактиры и рюмочные, старые вывески ремесленников. И только те здания домов, где мы сегодня побывали, напоминают нам, что здесь проходили знаменитые герои Достоевского, здесь бывал и сам писатель.
Просмотр фильма о современном Санкт-Петербурге. По ссылке http://www.dit-spb.ru/2008/03/10/prezentacija-goroda-sankt-peterburg.html
IV.Домашнее задание
1.Составить интересный текст с использованием изученных материалов.2.Составить презентацию «По следам литературных героев Ф.М.Достоевского»