kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского рода, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский труд, смекалку, упорство и верность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.»

Конспект урока по литературе №5 (5 класс)

Тема: «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

Д.З. Чтение статьи учебника

Читаем статью-задание «Герои народных сказок в оценке писателей» (с. 28), отвечаем на вопросы этой статьи.

М. Горький сказал об образе Василисы Премудрой прекрасные слова. Василиса заботливо спрашивает, о чем печалится Иван-царевич, успокаивает его. Она не хвастает перед ним своей красотой и умением, а делает свое дело ночью, когда ее никто не видит. Трудится она легко, с любовью. И если бы не необходимость явиться на пир к царю, она бы не сбросила перед людьми лягушачью кожу до назначенного срока. Основная роль героини волшебной сказки - быть помощницей своего жениха или мужа. Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум. Сказка «Царевна-лягушка» учит судить человека не по внешности, а по делам, учит оценивать внутренние качества человека, которые могут скрываться «под лягушечьей кожей».

Иван-царевич

Иван-царевич кажется неудачником своим братьям и отцу, потому что ему выпало на долю взять в жены не боярскую или купеческую дочь, а лягушку.

После первого приказа отца испечь каждой невестке по караваю Иван-царевич возвращается «невесел, буйну голову повесил». Утром, увидев хлеб, он «диву дался: никогда таких не видывал!» Когда на следующее утро он взглянул на ковер, сотканный своей женой, то просто «ахнул: такой ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!» Но даже после этого он не доверяет своей судьбе, сомневается, как поведет жену на пир, и терпит насмешки от братьев и их жен. В нетерпении Иван-царевич сжигает лягушачью кожу.

После прощания с Василисой он неутешно горюет, но не засыпает, как после заданий своего отца, а собирается в поход. Он проявляет решимость, мужество, упорство, терпит нужду, холод и голод. Он проявляет доверие к старичку, который дает ему клубочек, сочувствует и оказывает помощь животным, он бесстрашен, когда смело отвечает Бабе-яге. Он мужественно преодолевает все трудности и невзгоды, которые выпадают на его долю. В испытаниях раскрываются в нем те лучшие черты, которые не проявлялись, когда он жил в царстве своего отца. Как награда возвращается к нему Василиса Премудрая.

Новая тема.

Мы с вами приступаем к следующей сказке которую вы также читали дома

Составление плана сказки

Учитель вместе с учениками составляет план сказки (простой или сложный — по выбору учителя).

  1. Знакомство с тремя братьями

  2. Весть о чуде-юде.

  3. Снаряжение сыновей в дальнюю дорогу

  4. Избушка

  5. Калиновый мост

  6. Дозор старшего брата

  7. Первая битва Ивана с чудом-юдом (6 голов).

  8. Дозор среднего брата

  9. Вторая битва Ивана с чудом-юдом (9 голов)

  10. Дозор Ивана

  11. Третья битва Ивана с чудом-юдом (12 голов)

  12. Помощь братьев

  13. Победа над чудом-юдом

  14. Поиск Иваном платка

  15. Заговор старой змеихи и жён чуда-юда

  16. Спасение Иваном своих братьев

  17. Победа над змеихой

  18. Возвращение братьев домой.

Приходим к выводу, что сказка состоит из нескольких частей, главные из которых — сражения Ивана — крестьянского сына с чудами-юдами и обратный путь братьев.

— Чем занимались старик и старуха — родители трех братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке? (2-й вопрос.)

Старик и старуха, родители трех сыновей, были крестьянами. В сказке об этом говорится так: «Жили они — не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали». Братьям пришлось уехать из родной деревни, потому что они решили вступить в битву с чудом-юдом поганым, которое собиралось «на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить».

— Кого встретили братья в сожженной деревне? Что убедило братьев, что не напрасно они покинули родную землю и поехали «с чудом-юдом сразиться»? (3-й вопрос.)

В сожженной деревне братья встретили старую старуху. Старуха рассказала, что чудо-юдо уже все ближние царства разорило, разграбило, людей лютой смерти предало. Поняли братья, что не напрасно они покинули родную землю: нужно было победить чудо-юдо и спасти людей от беды.

— Как проявили себя братья в дозоре? (4-й вопрос.)

Старший брат первым пошел в дозор и заснул. Младшему брату не спалось. Он вышел к реке Смородине, обнаружил предательство брата и стал сам сторожить переезд. Когда появилось чудо-юдо шестиголовое, он вступил с ним в бой и победил его. Средний брат в дозоре тоже заснул в кустах. Ивану — крестьянскому сыну было сложнее сражаться во вторую ночь, потому что у чуда-юда было уже девять голов.

Почему каждый новый бой с чудом-юдом для Ивана — крестьянского сына становится все тяжелее? ( Ивану было тяжело, потому что он знал о том, что братья предали не только его, но и всю землю и ему надеяться не на кого. В третьем бою Иван чуть не погиб от предательства братьев, которые обещали не спать и все же заснули. Спас Ивана от гибели верный конь, который отвлек внимание чуда-юда о двенадцати головах.)

Проследите по тексту, как называют Ивана — крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? (В начале сказки братья называют младшего Иванушкой: «молод он еще, чтобы на бой идти». Старушка в деревне говорит братьям: «Добрые молодцы!» Чудо-юдо и змеиха называют его Иван — крестьянский сын. В середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже Иваном — крестьянским сыном. Иванушка — это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. Обращение Иван — уважительное, а Иван — крестьянский сын похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили — Иван Петров сын). Обращение по имени и отчеству надо было заслужить).

— Какие черты Ивана — крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него? (6-й вопрос.) – начало и конец( Сначала Иван — крестьянский сын проявляет решимость идти на бой вместе со старшими братьями, затем во время боев он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие. После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнал о замыслах змеевых жен. «Кто предупрежден, тот вооружен!» — говорит пословица.)

Кто и когда помогал братьям? (Когда в погоню бросилась сама старая змеиха, братьям помогли кузнецы, которые спрятали братьев, а кузницу закрыли на двенадцать кованых замков.)

Словесное рисование

— Если бы вы рисовали иллюстрации к сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», какие эпизоды вы выбрали бы? Устно опишите одну из иллюстраций.

Если рисовать картины боев Ивана — крестьянского сына, то они будут очень мрачными, зловещими. Ночь. Луны и звезд нет. Только вдалеке светится окошко в избушке, где спят братья. На небе тучи, дует ветер. Вспыхивают молнии. В свете молний блестит меч Ивана и летят искры из отрубленных голов чуда-юда. Свистит чудо-юдо, и сверкает его огненный палец.

В зачине мы знакомимся с братьями, выросшими в крестьянской семье. Это люди, занимающиеся земледельческим трудом. Концовка говорит о возвращении их к этому труду. Можно ли по этой детали определить вид сказки как бытовая? (признаки повседневной жизни, реальные герои, нет чудес и фантастических образов).

Какая же это сказка? Сказку нельзя считать бытовой, так как в основе её содержания – рассказ о подвигах младшего сына во имя родной земли. Мирному пахарю пришлось стать воином-богатырём и сразиться с необыкновенным чудищем. Эта сказка волшебная, Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. но и героическая одновременно.

(стр. 10 – волшебная сказка) Испытание Превращение Волшебный предмет Сказочное существо Необычное место действия.

Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде? (Братья отправляются втроем на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Поэтому сказка называется «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»).

Как вы понимаете слово герой? Сколько значений имеет это слово? (Герой — это действующее лицо, персонаж художественного произведения).Другое значение слова герой — человек, совершивший героический поступок.

Какое из этих определений относится ко всем братьям, а какое только к Ивану?

(Мы можем назвать героями, т. е. персонажами, всех братьев, но героический поступок совершает только младший брат, Иван).

ЗАДАНИЕ - Найдите в сказке 1) постоянные эпитеты; 2) повторы; (стр 12) - по вариантам (выпишите в тетрадь). Постоянные эпитеты: чудо-юдо поганое, мечи булатные, на добрых коней, живой души, старая старуха, добрые молодцы, на калиновый мост, черный ворон, острый меч, страшный бой, сыра земля, буйные ветры, добрых людей, беда неминучая.

Повторы: жили-были; в том царстве-государстве; города-села; затужили старик со старухой, загоревали; в путь-дорогу; с хлебом-солью; ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал; заснул крепко, захрапел громко; не спится ему, не дремлется; протирал да прочищал; огнем-пламенем пышут; огнем жжет-палит; одеваться-обуваться; яблоки спелые да румяные; ветер завыл, загудел; скакали-скакали; лизала-лизала.

ИТОГ Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет?

(Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского рода, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский труд, смекалку, упорство и верность).

Д,З, стр 38-44 читать и отвечать на вопросы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

Автор: Лебедева Ирина Михайловна

Дата: 29.05.2016

Номер свидетельства: 331030


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства