kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Иван Сергеевич Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями.»( 5класс,литература)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

                   1.Воспитать внимательное чтение;

                   2.Заложить умение анализировать художественное произведение,

   делать обобщения и выводы, давать характеристику героям;

3.Использовать понятие, связанное с теорией литературы (композиция произведения), сформировать умение находить части композиции в тексте;

4. Развивать речь учащегося;

5. Представить себе личность А.П.Чехова, увидеть Чехова

    глазами гимназиста Шмелева;

6. Постараться понять, как незнакомец и ребята стали

   « бледнолицыми братьями»;

7. Почувствовать, что уважение, мир, доброта способны делать

    чудеса, изменять мир.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Иван Сергеевич Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями.»( 5класс,литература)»

Урок литературы в 7 классе по рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах»

«Любите добро ради самого добра»

Тип урока: совместное изучение произведения Н. С. Лескова «Человек на часах»

Цели урока :

Знать: -содержание произведения; -основные понятия «рассказ», «сказ», «долг», «праведник».

Уметь: -анализировать фрагмент текста; - давать характеристику поступкам героев; - вести диалог, аргументировать свою позицию; - составлять развернутый ответ с применением цитаты из текста

- вырабатывать гражданскую позицию у учащихся; - воспитывать чувство долга, ответственности и личной причастности ко всему происходящему.


Ход урока

Вы прочитали рассказ Лескова Н.С. «Человек на часах». Он вам понравился? А что вам понравилось в рассказе? На какого героя вы хотели бы быть похожими? (Всем понравился поступок солдата Постникова то, что он спас человека.)

Учитель предлагает учащимся на обсуждение три ситуации. Класс делится на группы, каждая группа получает задание, ребята совещаются 10-15 минут, составляют план ответа, подбирают цитаты из текста, а затем высказывают свое мнение.

1 ситуация:

Противоречие

Человеческий долг---------------------------------Служебный долг

Часовой солдат Постников, стоя на посту, услыхал крик о помощи. Он может спасти человека, но для этого ему нужно покинуть будку. «Страшно ведь слышать, как другой человек погибает и не оказать этому погибающему помощи, когда к тому есть полная возможность». Но оставить свой пост есть такая вина со стороны часового, за которую сейчас же последует военный суд, гонка сквозь строй шпицрутенами, а может быть, даже и расстрел.

Что делать? Как поступает Постников? Прав ли он? Как бы вы поступили на его месте?

2 ситуация:

Противоречие

Благородный поступок --------------------------------Неизбежность наказания

и

Не совершил геройства----------------------------------------------Получил награду

Как это возможно? Почему так случилось? Как поступают Миллер, Свиньин, Кокошкин. Чего они все боятся? Спасают ли они Постникова или хотят сами выйти сухими из воды?


3 ситуация:

Противоречие

Постников наказан------------------Он этим и доволен

«Сердобольный и нервный Постников был «сделан как следует», но его слова: «Много доволен. Благодарю за Отечественную милость»

Почему Постников не протестует, смиренно принимает наказание?

Это один из праведников, смиренников, кем богата земля русская. Он помог другому, пострадав сам. Он осознает свою безгрешность перед Богом, и в этом для него великое счастье.

Почему рассказ назван не « Постников на часах», а именно « Человек» ?

В любой ситуации человек должен оставаться человеком. Если тебя просит ближний, надо протянуть руку помощи, даже если это будет стоить тебе жизни. Сердце повлекло Постникова, он бросился на помощь другому человеку, хотя прекрасно понимал ,что за этим может последовать. Он исполнил свой человеческий долг.

На каких таких часах стоял солдат Постников?

На часах человечности, милосердия.

Перед нами служебная лестница :Постников – инвалидный офицер- Миллер- Свиньин- Кокошкин- владыка. Кто человечнее всех?

Мы видим, что самым человечным оказывается простой солдат.

Что вы можете сказать о Постникове как о человеке, каков его характер?

Русский человек, очень скромный, ему не нужны ни награды, ни поощрения, он не гонится за медалями, он просто исполняет свой долг. Человек- праведник, который живет по нравственным законам добра , своей ответственности за ближнего, живет по закону совести, сердца. Быть праведником очень трудно. Это вопрос истинного выбора : какой дорогой идти!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Иван Сергеевич Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями.»( 5класс,литература)

Автор: Барон Елена Владимировна

Дата: 12.11.2019

Номер свидетельства: 526826


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства