kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Юмористические произведения В.Драгунского и Н.Носова. Сопоставительный анализ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

что юмор создается при помощи:

  • комической неожиданности в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев (дракон вежлив и питается в столовой диетической);
  • нарушения смысловой сочетаемости, соединение несоединимых явлений, предметов, признаков (игуанодон дружит с птеродактилицей, шапка разговаривает, песня состоит из скрипа, хрипа, стона);
  • употребления в одном тексте слов с разной стилистической окраской, юмористические неологизмы (птеродактилица, голова и башка, личико и рожа).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Юмористические произведения В.Драгунского и Н.Носова. Сопоставительный анализ»»


Дисциплина: МДК 01.03 Детская литература с практикумом по внеклассному чтению.


курс – 3



Тема: «Юмористические произведения В.Драгунского и Н.Носова. Сопоставительный анализ.








Преподаватель: Давыдова О.В.



Требования к освоению дисциплины общепрофессионального цикла …

Общие компетенции:

ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.


Требования к знаниям и умениям студентов

(Выписка из рабочей программы)


В результате освоения дисциплины студенты должны уметь:

  • Инсценировать литературные произведения для детей младшего школьного возраста; вести диалог, общаться с партнером, действовать в заданных обстоятельствах;

  • Самостоятельно анализировать и выявлять художественные особенности произведения: идея, тема, сюжет. Композиция и ее составные компоненты. Язык произведения, авторские стилевые особенности, характеристика действующих лиц, определять их значение для умственного развития, нравственного и эстетического воспитания детей;

  • Составлять аннотации. Подбирать книги для работы с детьми начальных классов;

  • Выразительно читать и рассказывать детям.

знать:

  • Детскую художественную литературу, творчество лучших детских писателей и художников-иллюстраторов детских книг;

  • Приемы работы по совершенствованию выразительности речи у детей;

  • Вопросы теории литературы, связанные с пониманием идеи и темы произведения, его авторского замысла и подтекста;

  • Выразительные средства искусства художественного чтения;


Тема: Постановка учебных задач и организация их выполнения в процессе сопоставительного анализа рассказов Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития обучающихся начальных классов с сохранным развитием и ОВЗ

Требования программы: Анализ юмористических произведений для детей (В.Ю.Драгунский, Н.Н. Носов ) 1. Обучающая:

Ознакомление с биографией авторов и их рассказами, организация сравнительного анализа 2-х текстов.

. (ОК.2, ОК.4, ОК.5)

2. Развивающая:

Овладение:

-способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (ОК 1);

-умением планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (ОК.2, ОК.3, ОК.4);

3. Воспитательная:

Овладение навыками сотрудничества, взаимопомощи, отзывчивости. (ОК.2, ОК.6)

Осуществление профессиональной направленности при анализе произведений (ОК.1, ОК.2)

Тип урока: Сопоставительный анализ. Технология: КОС.

  1. Формы взаимодействия: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

2.Оборудование урока: проектор, экран, компьютер, учебник «Детская литература. Хрестоматия с основами литературоведения», учебники литературного чтения 1-4 класс УМК «Школа России», УМК «Перспектива», УМК «Школа России», портреты писателей, книжная выставка,

презентации (Приложение 1), аудиозапись, раздаточный материал (карточки для групповой работы, маркеры).

Структура урока:

  1. оргмомент (5 мин)

  2. актуализация знаний (мотивационный) (10 мин)

  3. постановка и решение учебной задачи (20 мин)

  4. решение частных учебных задач ( 35 мин)

  5. домашнее задание (2 мин)

  6. рефлексия (8 мин)

Межпредметные связи: методика преподавания литературного чтения в начальной школе, русский язык, история, педагогика.

Внутрипредметные: выразительное чтение.

Время проведения: 45 минут.


Литература:

1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ

2. ФГОС СПО от 24октября 2014 г. по специальности 44.02.02Преподавание в начальных классах

3. ФГОС НОО/Министерство образования и науки Рос.Федерации.-М.:Просвещение, 2010.

4. Программа по дисциплине МДК 01.03 Детская литература с практикумом по внеклассному чтению ОП.00. Общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 050146 Преподавание в начальных классах . 5.Сборник рабочих программ «Школа России»1-4 классы. .Авторы: С.В. Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.В.Бойкина,С.В. Волкова и др.-М.: Издательство«Просвещение».2011. 6.Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы. Авторы: Д.Г.Петерсон, О.А.Железникова, Т.В.Бабушкина, М.В.Бойкина, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, Н.И.Роговцева, С.Б.Анащенкова.М: Издательство «Просвещение».2011

7.Детская литература. Хрестоматия с основами литературоведения/Сост. А.В.Дановский. – М.: Издательский центр «Академия». 1996.



















Ход урока:


Этап урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность ученика

Результат

1.Организация начала урока.

Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Проверяют готовность к уроку, создаю эмоциональный настрой на изучение материала.

-Одним из первых критиков о детской литературе заговорил В.Г.Белинский. Его тезис о том, что литература для детей должна «занимать взрослых людей…как литературное произведение писаное для всех…»

-Как вы сможете раскрыть смысл этого высказывания?

-Любите литературу, читайте книги, и тогда это будет приносить вам радость.

Государственные стандарты предъявляют высокие требования к освоению этой дисциплины. В рамках данной дисциплины мы должны овладеть многими умениями, знаниями., ключевыми компетенциями. В конце занятий мы ответим соответствует ли наша работа заявленным требованиям.


Включаются в учебную деятельность

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

(мотиваци-онный)

Уметь формулировать тему, цель и задачи урока, составлять план по достижению задач урока.

Мотивация на изучение нового.

ОК.1, ОК.2,ОК.3, ОК.4, ОК.6

Беседа. Ребята, тему нашего занятия вы сформулируете сейчас сами, открыв на доске высказывания великих людей. слайд

Ребята открывают высказывания: слайд

-1. Если вам когда-нибудь будет скучно или одиноко, возьмите в руки книгу, любую…и немедленно читайте. Читайте для себя. Для своего удовольствия. И вы почувствуете, что улыбаетесь…

-Смех- это радость. Я даю его двумя руками. Карманы моих клоунских штанов набиты смехом. Дети должны жить, они должны радоваться, и я должен приносить детям радость. слайды

-Прочитайте.

-Чьи это слова? Догадались? (Подсказка портреты Носова и Драгунского на слайд). Называют фамилии. Слайд с именами

-Кто определит, о чем пойдет речь на нашем занятии? С учетом предмета детская литература. Да, вы совершенно правы, сегодня мы будем говорить о юморе в жизни и в литературе.

-А что такое юмор? Определение понятия. (Напишите свои ассоциации с этим словом в рабочих листах. Спрашиваю)

- Ваши соученики обратились к словарям, и сейчас мы узнаем, какие бездны познания им открылись.

-Юмор- добродушная насмешка, не предполагающая обличения пороков и их высмеивания.

- О чем же мы будем сейчас читать?

-Юмористические произведения в детском чтении.

-Вывод: Почему эти авторы объединены в одну группу? Что общего в их творчестве?

-Приоритет текстов, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха.

Сформулируйте тему. Юмористические рассказы Н.Носова, В.Драгунского, Сопоставительный анализ.

Технология целеполагания.

Задачи: выбрать для себя 2 и записать. Рабочий лист.

Выберите наиболее значимые для Вас цели из предложенного списка.

- Усвоить основные понятия «юмор», «юмористические произведения», «характеристики юмористических произведений Носова и Драгунского».

- Применить знания при сравнительном анализе биографии писателей и их произведений.

- Углубленно рассмотреть вопрос: «Гипотеза исследования в работе учителя»

- Углубленно рассмотреть вопрос: «Юмористические произведения в начальной школе»

- Научиться формулировать гипотезу исследования.

- Проявить и развить творческие, познавательные, коммуникативные способности.

- Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.

- Получить похвалу, оценку своей деятельности.

1).На карточке зачёркивают повторяющиеся буквы, а из остальных собирают слово-фамилию.

2). Инсценируют отрывок из рассказа. 3). Угадывают по одной фразе название произведения, автора.

Выбирают портрет нужного автора.

Анализируют, делают вывод, формулируют тему урока. Определяют цель изучения нового материала.

-Познакомиться с биографией авторов и их рассказами, произвести сравнительный анализ текстов



Проведена мотивация, сформулирована тема урока, поставлены цели.

Методы: частично-поисковый, исследовательский

Приемы: беседа, практическая работа, .

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Средства обучения: тетрадь, учебники, раздаточный материал

Задания: в соответствии со стандартом

Уровень: 2 воспроизведение, с переходом на 3 уровень-применение умений и навыков.


3. Изучение нового материала. Работа по группам.

Первичное закрепление.

Знакомство с биографией авторов и их творчеством.

ОК.1, ОК.2, ОК 4,ОК 5

Работа в группах:

Задание.1 группа- Рассказ В.Драгунского «Заколдованная буква» для анализа. Работа с книгой по плану.

  • Прочитайте рассказ про себя.

  • Понравился ли вам этот рассказ?

  • Кто главные герои рассказа?

  • Где происходит действие?

  • О чём идёт речь в данном рассказе?

  • Определите творческую манеру В.Драгунского?

  • Ответы. 1.Рассказы насыщены лиризмом и юмором. 2.Повествование ведется от первого лица.3. Обозначение сильных и слабых сторон ребят.

-Подготовьте выразительное чтение любого отрывка из рассказа.

- Прочитайте выразительно какой-нибудь отрывок из рассказа.

Задание.2 группа- Рассказ Н.Носова для анализа. Работа с книгой по плану. Рассказ «Затейники» Н.Носова

  • Прочитайте рассказ про себя.

  • Понравился ли вам этот рассказ?

  • Кто главные герои рассказа?

  • Где происходит действие?

  • О чём идёт речь в данном рассказе?

  • Определите творческую манеру Н.Носова?

  • Ответы. 1.Сочетание весёлого и серьёзного в произведениях писателя. 2.Решение нравственно-эстетических проблем. 3.Рассказы для детей остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями

-Подготовьте выразительное чтение любого отрывка из рассказа.

- Прочитайте выразительно какой-нибудь отрывок из рассказа.

Задание.3 группа- Инсценирование. Перед вами текст и ваша задача состоит в том, чтобы инсценировать этот фрагмент. С помощью выразительных средств: мимики, жестов, интонации. «Тайное становится явным »

-Что о нем узнали из рассказа? И что рассказали учащимся нач.школы?

-Оцените сообщения. Что объединяет и различает творчество этих писателей?

  • Исследовать учебники литературного чтения, выписать в каких УМК какие произведения авторов В.Драгунского, Н.Носова изучаются.

Обмен информацией произвести самостоятельно.

Транслирование заранее подготовленного материала обучающимся. Записывают в тетради основные вехи в его жизни и творчестве.


Юмор-осмеивание с оттенком сочувствия, сатира-осмеивание с оттенком негодования, гневный смех.








Готовый рассказ без чтения воросов.













Записывают баллы в оценочном листе.

Просматривают учебники литературного чтения УМК «Перспектива», «Перспективная начальная школа», «Школа России», выписывают названия рассказов, помещенных в курс начальной школы.

Обучающиеся познакомились с биографией и творчеством В..Драгунского,Н.Носова, В.Голявкина, прошло первичное закрепление.


Обучающиеся имеют представление какие произведения авторов изучаются в различных УМК в курсе нач.школы

Метод:объяснительно-иллюстративный,лекционный, частично-поисковый

Прием: анализ, синтез,работа с книгой

Уровень 1: знакомство

Задания: в соответствии со стандартом.

Средства обучения: мультимедео техника, доска, тетрадь, учебники литературного чтения УМК «Перспектива», «Перспективная начальная школа», «Школа России»

Форма обучения: фронтальная, групповая

4. Закрепление знаний обучающихся (вторичное закрепление).

Способствовать отработке навыка анализа произведения ОК 1,ОК.3, ОК.2, ОК 4,ОК 6

делаем вывод о том, что юмор создается при помощи:

  • комической неожиданности в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев (дракон вежлив и питается в столовой диетической);

  • нарушения смысловой сочетаемости, соединение несоединимых явлений, предметов, признаков (игуанодон дружит с птеродактилицей, шапка разговаривает, песня состоит из скрипа, хрипа, стона);

  • употребления в одном тексте слов с разной стилистической окраской, юмористические неологизмы (птеродактилица, голова и башка, личико и рожа).

Вывод: Выскажите свою точку зрения по выполненной работе.

Обобщение: разные точки зрения связаны в решении одной проблемы.

-Легко ли пересказывать юмористические рассказы?

-Какой наиболее продуктивный вид работы над юмористическим произведением вы порекомендовали бы будущему коллеге?


  • Я уверена, что вам захочется встретиться с произведениями этих авторов еще много раз.

Обсуждают в группах предположения.






Распределяют роли, читают по ролям.Составляют самостоятельно характеристику героя,выполняют словарную работу, анализирут произведение, составляя вопросы по содержанию.

Обсуждают в группах, представляют свою работу на обсуждение группы, анализируют представленные работы.











Отвечают на поставленный вопрос

Учащиеся применяют самостоятельно полученные знания в нестандартной ситуации.

Метод: исследовательский, частично-поисковый

Приемы: постановка проблемы, анализ, синтез, работа с книгой, доказательство.

Уровень: 3 - применение умений, навыков в незнакомой ситуации.

Средства обучения: доска, тетрадь, учебники литературного чтения

Форма обучения:самостоятельная работа

Задания: в соответствии со стандартом.

Метод: репродуктивный.

Прием: объяснение.

6. Рефлексия.

Точка зрения (Итог урока)

Подвести итоги работы по теме.

Учить умению самостоятельно оценивать собственные достижения, выяснению причин затруднений.

ОК.1,ОК.2

  • Задаю вопросы:

-Итак, достигли ли мы цели, которую поставили в начале урока. Так, что же обозначает фраза Белинского?

-Закончите предложения: слайд

-Произведения авторов заставило задуматься… -Для дальнейшей работы в школе мне пригодится….

  • Какие компетенции мы формировали в процессе уроков?

  • Выделите маркером .

Отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают, делают выводы

Подвели итоги работы на уроке.

Учились проводить рефлексию.

Метод: метод анализа, репродуктивный

Прием: обобщение, беседа, опрос, цветовое маркирование, точка зрения.

































РАБОЧИЙ ЛИСТ СТУДЕНТА. 1 группа.

Тема занятия:

Целеполагание.

Выберите наиболее значимые для Вас цели из предложенного списка.

- Усвоить основные понятия «юмор», «юмористические произведения», «характеристики юмористических произведений Носова и Драгунского».

- Применить знания при сравнительном анализе биографии писателей и их произведений.

- Углубленно рассмотреть вопрос: «Гипотеза исследования в работе учителя»

- Углубленно рассмотреть вопрос: «Юмористические произведения в начальной школе»

- Научиться формулировать гипотезу исследования.

- Проявить и развить творческие, познавательные, коммуникативные способности.

- Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.

- Получить похвалу, оценку своей деятельности.


Определение понятия. Напишите свои ассоциации с этим словом в рабочих листах.

-Юмор- ……

Задание.1 группа- Рассказ В.Драгунского «Заколдованная буква» для анализа. Работа с книгой по плану.

План работы.

  • Прочитайте рассказ про себя.

  • Понравился ли вам этот рассказ?

  • Кто главные герои рассказа?

  • Где происходит действие?

  • О чём идёт речь в данном рассказе?

  • Определите творческую манеру В.Драгунского?


  • Ответы.

1.

2.

3.


-Подготовьте выразительное чтение любого отрывка из рассказа.

-Прочитайте выразительно какой-нибудь отрывок из рассказа.





РАБОЧИЙ ЛИСТ СТУДЕНТА. 2 группа.

Тема занятия:

Целеполагание.

Выберите наиболее значимые для Вас цели из предложенного списка.

- Усвоить основные понятия «юмор», «юмористические произведения», «характеристики юмористических произведений Носова и Драгунского».

- Применить знания при сравнительном анализе биографии писателей и их произведений.

- Углубленно рассмотреть вопрос: «Гипотеза исследования в работе учителя»

- Углубленно рассмотреть вопрос: «Юмористические произведения в начальной школе»

- Научиться формулировать гипотезу исследования.

- Проявить и развить творческие, познавательные, коммуникативные способности.

- Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.

- Получить похвалу, оценку своей деятельности.


Определение понятия. Напишите свои ассоциации с этим словом в рабочих листах.

-Юмор- ……



Задание.2 группа- Рассказ Н.Носова «Затейники» для анализа. Работа с книгой по плану.


План работы.

  • Прочитайте рассказ про себя.

  • Понравился ли вам этот рассказ?

  • Кто главные герои рассказа?

  • Где происходит действие?

  • О чём идёт речь в данном рассказе?

  • Определите творческую манеру Н.Носова?


  • Ответы.

1.

2.

3.


-Подготовьте выразительное чтение любого отрывка из рассказа.

-Прочитайте выразительно какой-нибудь отрывок из рассказа.

РАБОЧИЙ ЛИСТ СТУДЕНТА. 3 группа.

Тема занятия:

Целеполагание.

Выберите наиболее значимые для Вас цели из предложенного списка.

- Усвоить основные понятия «юмор», «юмористические произведения», «характеристики юмористических произведений Носова и Драгунского».

- Применить знания при сравнительном анализе биографии писателей и их произведений.

- Углубленно рассмотреть вопрос: «Гипотеза исследования в работе учителя»

- Углубленно рассмотреть вопрос: «Юмористические произведения в начальной школе»

- Научиться формулировать гипотезу исследования.

- Проявить и развить творческие, познавательные, коммуникативные способности.

- Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.

- Получить похвалу, оценку своей деятельности.


Определение понятия. Напишите свои ассоциации с этим словом в рабочих листах.



-Юмор- ……



Задание.3 группа- Инсценирование. Перед вами текст и ваша задача состоит в том, чтобы инсценировать этот фрагмент. С помощью выразительных средств: мимики, жестов, интонации. Рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным»


План работы.

  • Прочитайте рассказ про себя.

  • Определите, как говорят в нем люди: ласково, грубо, испуганно, радостно, мечтательно, обиженно и т.д.

  • Постарайтесь передать тон, громкость речи, действия, жесты и мимику героев.

-Что о нем узнали из рассказа? И что рассказали бы учащимся нач.школы?

Ответы.

1.

2.

3.



Приложение 6.

Коллективная сводка результатов


критерии

№ группы

1.Результативность изучения биографии автора

2.Результативность создания образа героя ребёнка в юмористическом рассказе

Степень реализации критериев:

30 баллов – высокая

10-20 баллов – средняя

до10 баллов - низкая

1-я группа






2-я группа






3-я группа





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Юмористические произведения В.Драгунского и Н.Носова. Сопоставительный анализ»

Автор: Давыдова Ольга Викторовна

Дата: 10.12.2025

Номер свидетельства: 678704


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства