Конспект открытого урока по чтению в коррекционной школе VIII вида по теме Ю.С. Рытхэу. "Пурга" 6-й класс (2 урок)
Цели: обучающиеся продолжат знакомиться с рассказом Ю.С. Рытхэу "Пурга"; узнают об особенностях погоды на крайнем севере. Обучающиеся получат возможность научиться принимать правильное решение в сложных ситуациях, связанных с природными явлениями.
Задачи:
Образовательная: формировать навыки осознанного, выразительного чтения, чтения разными способами; учить находить в тексте ответы на поставленные вопросы; учить анализировать и обобщать.
Коррекционно-развивающая: корригировать и развивать зрительное восприятие на основе упражнения на внимание, вербальную память на основе упражнений в запоминании; пополнять активный и пассивный словарь обучающихся; развивать умение работать в паре; развивать чувство самообладания и самосохранения и умение принимать правильное решение в сложных ситуациях, связанных с природными явлениями.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные (презентация Power Point, аудиофрагмент), личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие, групповой работы.
- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте улыбнёмся и поприветствуем.
- Я хочу, чтобы на протяжении всего урока у вас было прекрасное настроение, высокая работоспособность. Мне известно, что вы умеете справляться с различными заданиями, и я надеюсь, что сегодня вы тоже покажете хорошие знания.
- У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особенные «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтением. Это дыхание, голос и дикция.
II. Дыхательная гимнастика. Слайд №1
- Представим себе, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в лёгкие через нос и подуйте на снежинки, соединив губы в трубочку.
- А теперь достаньте из голубых конвертов снежинки, положите их на ладонь и подуйте.
- На что это было похоже? (снегопад, метель, пурга)
- Ой, смотрите, какие сугробы вы намели!
III. Речевая разминка.
Чтение скороговорки.
- Прочитайте про себя.
- Четко произносим скороговорку.
- Прочитайте шёпотом, громко.
- Прочитайтемедленно,быстро.
Мёрзнут щёки на бегу, перегоним мы пургу.
- Чтение «Паровозиком».
IV. Сообщение темы урока. Слайд №2
- Сегодня мы продолжим знакомиться с рассказом Ю.С. Рытхэу «Пурга».
- Что вы знаете об авторе рассказа? (Родился на Чукотке в семье охотника, дед-шаман дал ему шаманское имя Рытхэу, окончил семилетнюю школу, отправился в Ленинград, чтобы продолжить образование, стал писателем в 20 лет, писал рассказы о жизни людей на севере)
V. Словарная работа. Работа в парах. Слайд №3
- В рассказе много слов, значение которых вы должны были запомнить на прошлом уроке и дома, когда разгадывали кроссворд.
- Сейчас мы проведём игру «Объяснялки».
- У вас на столах лежат карточки, вам нужно соединить слово с его значением, помогая друг другу.
Чукотка –
Торосы –
Полярная станция -
Яранга-
Циклон –
Вельбот-
Малахай-
большая лодка для охоты на морского зверя
ледяные горы
разрушительный ветер
место на крайнем севере
научно-наблюдательный пункт
меховая шапка
жилище из шкур и кожи
- Проверяем.
- Молодцы, поработали хорошо, устали. ОТДОХНЁМ!!!
ФИЗМИНУТКА
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
- А теперь мы сядем дружно, нам ещё работать нужно.
VI. Проверка домашнего задания.
- Какое задание вы подготовили к сегодняшнему уроку? ( Читали по ролям рассказ Ю.Рытхэу «Пурга», разгадывали кроссворд, рисовали картинки к рассказу)
- Кто подготовил рисунки?
1. Дети выходят к доске, а сидящие на местах расставляют их по тексту рассказа, крепят рисунки на магниты к доске.
2. Выборочное чтение по ролям.
- Откройте учебники на с.111.
- Найдите в рассказе отрывок к первому рисунку и прочитайте в лицах.
Роли: автор, папа, мама, Йоо.
3. Фронтальный опрос.
- Как звали мальчика?
- Что означает его имя?
- Сколько ему лет?
- Чему он успел научиться?
- Что вы узнали о жизни людей на Чукотке?
- Что в их жизни оказалось для вас непривычным?
VII. Введение в тему урока.
1. Упражнение на развитие внимания. Слайд №4,5
кёлкайтснегывц (елка, снег)
щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)
лецгололёдэхш (гололёд)
а) Найти среди буквенного текста слова.
б) Какое лишнее? Почему? Найти общее понятие для этих слов. (зимние явления природы)
- Ребята, посмотрите на доску, прочитайте слова, как вы понимаете их значение:
самосохранение? ( Умение сохранить себя, т.е. своё здоровье и жизнь)
самообладание? (Умение сохранять спокойствие и принимать правильное решение)
Слайд№6
- А как можно связать эти слова с рассказом Ю.С. Рытхэу «Пурга»?
- А чем пурга опасна для жизни человека?
- Действительно, пурга – это сильный ветер, он поднимает с земли снег до небес, и тогда ничего не видно. В такую погоду лучше не выходить на улицу – можно заблудиться, потеряться. Плохо приходится тем, кто в пути, потому что дорогу заметает снегом, она теряется, и ничего невозможно увидеть. Поэтому пурга смертельно опасна для всякого попавшего в нее человека.
- Ребята, а вот на Чукотке, где живёт мальчик Йоо, пурга бывает часто, там дуют сильные ветры, а снег засыпает все дороги и дома.
- А вам приходилось видеть пургу?
- Поделитесь своими впечатлениями. (дует сильный ветер, снег летит в лицо, попадает в глаза, в нос,…)
- Представили?
- А сейчас отдохнём.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Слайд №7. «Снежинка»
VIII. Изучение нового материала.
Работа по содержанию. Выборочное чтение.
-Очём рассказал отец во время обеда? (Идёт циклон)
- Как объяснила мама значение этого слова? И о чём предупредила сына?
- О чём подумал Йоо?
- Давайте найдём в рассказе отрывок, как Йоо пытался рассмотреть пургу из окна.
- Почему он ничего не увидел из окна? (маленькое отверстие, кругом снег)
- Но зато он её хорошо … (слышал). Какие звуки он слышал? Найдите в тексте (содрогались стены, вой в печной трубе, звон и дрожь заслонки)
- И какое же решение принимает Йоо? Найдите этот момент в рассказе и зачитайте. (сегодня обязательно увидит пургу. Своими глазами.)
- Как он готовился к выходу в пургу, зачитайте?
- А как вы думаете, зачем Йоо подошёл к зеркалу и посмотрел. (я думаю, чтобы убедиться в том, тепло ли он оделся, не замёрзнет ли …, а может как он выглядит)
Слайд№8
- Прочитайте описание пурги, и постарайтесь голосом передать самый тревожный и напряжённый момент этого эпизода. (Звучит аудиозапись пурги, дети под завывание ветра читают отрывок)
- Как вёл себя мальчик в самый напряжённый момент.
- Страшно ли было ему?
- Что помогло ему? (какое чувство?)
- Как мальчику удалось вернуться домой?
- Что могло бы случиться с Йоо, если бы не мастер Кукы?
IX. Рефлексия. Слайд №10
Чтение – самый прекрасный урок.
Много полезного в каждой из строк.
Будь это стих или рассказ,
Мы учим их, они учат нас.
- А чему вас научил этот урок чтения?
Итог:
- А зачем вам это знать, ведь вы живёте не на крайнем севере?
Мы живём на дальнем востоке, и климат у нас суровый. Бывают сильные морозы, ветры, снежные заносы. И мы должны быть готовы к любым «СЮРПРИЗАМ» природы, и уметь действовать в сложных ситуациях, связанных с зимними природными явлениями и развивать чувство самообладания и самосохранения.