Просмотр содержимого документа
«Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба»»
Технологическая карта к уроку родная литература в 5 классе
Тема урока: Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба».
Тип урока: урок «открытие» нового.
Цели урока: ознакомить учащихся с рассказом Ю. Яковлева;
Задачи: 1) формирование навыка анализа художественного произведения;
2) развитие внимательности при чтении текста, развитие грамотности устной монологической речи, выразительно читать текст и комментировать его;
3) воспитание нравственных качеств посредством произведения.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: осознание себя гражданином своего Отечества, проявление интереса и уважения к другим народам, признание общепринятых морально-этических норм.
познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы;
коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, слушает и отвечает на вопросы, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач;
регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Этапы урока и цель каждого этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
1.Организационный момент.
Постановка целей и задач.
Целеполагание
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Учитель начинает урок:
-Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «».
- Попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока, опираясь на тему урока.
Слушают, настраиваются на урок.
Определяют цель урока.
Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению
2. Актуализация знаний.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
1) Проверка домашнего задания
2) Биография писателя.
Юрий Ховкин родился в Петрограде; в июне 1940 года был призван на военную службу. В должности химинструктора зенитно-артиллерийского полка участвовал в обороне Москвы, был ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.
В 1952 году окончил Литинститут имени А. М. Горького. Занимался журналистикой, публиковался под псевдонимом Яковлев — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.
Первая книга "Наш адрес" - детская книга, вторая книга - "В нашем полку", где собраны стихи о войне.
Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный и пионерский быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды.
Прием «Незаконченное предложение»
Настоящая фамилия писателя.. (Ховкин)
Родился писатель (Петрограде)
На военную службу был призван (в 1940)
На войне участвовал в обороне (Москвы)
Учился в (Литинституте)
Первая книга называлась («Наш адрес») Основные темы произведений (школьный и пионерский быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды.)
Отвечают.
Записывают в тетрадь
Логические действия (П)
Самоопределение (Л)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
3. Изучение нового материала.
Цель: Подведение
обучающихся к
самостоятельному
выводу.
1. Чтение рассказа.
2. Беседа:
- О чём этот рассказ?
- Какова идея рассказа?
- На сколько частей можно поделить произведение? (на 2)
(1. Коля до момента взросления
Коля как голодный волчонок, который ищет «добычу». б)Ест пищу жадно мгновенно.
2. Духовное взросление Коли
В Коле развивается терпение.
Он начинает справляться со своими минутными слабостями.
В нём развивается незнакомое чувство(совесть, уважение к деду, к его заслугам)
- Что можно сказать о характере мальчика по первой и второй частям рассказа?
(Он еще мал, война научила его думать только о еде, о хлебе. Он, как и все дети, мечтателен – в его воображении алым цветом цветет хлеб. Он научился сдерживать себя, терпеть, не набрасываться на еду, не просить даже у бабушки, т.е. он внутренне сдержан, он понимает, как нужно себя вести, так как он не один, есть еще мама, бабушка, дед. А ведь он ребенок!)
- У русских писателей «дорога» символизирует «жизненный путь» (у Пушкина, у Гоголя – познакомимся позднее). Мотив дороги содержит глубокий философский смысл. Философия – наука, которая изучает законы развития природы, общества.
Давайте посмотрим, изменила ли дорога что-то в жизни Коли?
Бабушка выкладывает грязное бельё, а на дне котомки лежит завёрнутый в чистую тряпицу хлеб. Она положила гостинец перед внуком.
- Чем показался хлеб внуку?
- Как ведёт себя Коля?
- Что делает Коля?
- О чём говорит такой поступок?
- Какую роль сыграла дорога «К деду и обратно»?
- Если первый корж он съел, ни о ком не думая, то тут он протянул руку, и его удержало чувство сильнее голода, важнее хлеба.
Какое? - Чувство доброты, ответственности за других, он впервые подумал о других. Дед и бабушка не ели хлеба, они берегли ему. Он увидел то, чего раньше не замечал: люди совершают поступки, не требуя за это платы, награды. Бабушка испекла хлеб, но себе не оставила ничего, только ему и деду. Дед воевал с немцами, а медали ему не надо; работал на земле, теперь нет сил – занимается пчёлами, чтобы как-то помочь семье, но награды – еды, хлеба – за это не надо.
Вывод: Что имеет в виду автор под названием «Цветок хлеба»?
Аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации. (К)
Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания. (П)
5. Домашняя работа
Пересказать рассказ
Записывают домашнее задание.
6. Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности
- Какие книги вы любите читать и перечитывать? Какие книги вы прочитали прошедшим летом?
- Что вы узнали сегодня?
- Что означает слово «литература»?
- В каком году и кем была создана первая книга для людей?
Подбирают ответ.
Личностные УУД:
самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Познавательные УУД:
рефлексия способов и условий действия.
Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблёскивали, постоянно искали добычу. Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. Он тянул в рот всё, что было съедобным,- щавель, вяжущие ягоды черёмухи, какие-то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники - вымоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий; от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями. Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь. И хлеб был не из веников - настоящий. Его принесли с собой наши автоматчики. Они вошли в хату ночью. Их тяжёлые шинели и сбитые сапоги были намазаны чем-то белым и фосфоресцировали в полутьме, словно к ним налипли хлопья снега. А на дворе шёл дождь. Бойцы пришли не из степи, а спустились с меловых гор, спуск был трудным, и они измазались в мелу. В тёплой хате от солдат шёл банный пар, и сразу запахло табачным дымом, мокрыми портянками, ременной кожей и ароматным свежим житником, который они выкладывали на стол. От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома. Он забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывающий на левую ногу. Он поманил к себе Колю: - Эй, хозяин, пойди-ка сюда. Хлебушка хочешь? Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» Но к горлу подкатил ком. Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну. - Ты, наверно, плотно поужинал? Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. Он откусывал то мякиш, то с весёлым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу. Коля подобрел от хлеба. Ему казалось, что всё вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он мягким хлебом. Он уснул, и всю ночь ему снился хлеб. ...Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. Они были похожи на траву. Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава. Может быть, никакого хлеба и не будет. Но трава начала сворачиваться в трубку. - Скоро наш хлеб зацветёт,- говорила мать. И все ждали, и Коля ждал, и ему на память приходил свежий солдатский житник и счастливая хлебная ночь, которая то ли была на самом деле, то ли приснилась. Коля ждал, что хлеб зацветёт голубыми цветами или алым маковым цветом. А может быть, как вишня, покроется белой метелицей. Он так и не заметил, как цветёт хлеб. Появились колосья - глазастые, голубоватые, чуть запотевшие. Потом полоска стала соломенной. Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толчёное стекло. От коржей шёл жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца. Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам. Он ждал, когда же его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. Он едва сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение. Наконец бабушка подошла к нему и сказала: - Отведай, внучок, моего коржа. Какая-то скрытая пружина сработала внутри - руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот. Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. Нет, корж был повкуснее солдатского житника, но он таял с неудержимой силой: и вскоре в руке мальчика остался тоненький полумесяц. И его скоро не стало... Коля облизал губы, облизал пальцы и тяжело вздохнул. А второй корж, румяный, целёхонький и наверняка ещё более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей. —Отнеси этот корж деду,- сказала бабушка. —Давай отнесу,- упавшим голосом сказал Коля. Дед был очень старым и жил на пасеке. Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопчённую, покосившуюся баньку. Всё лицо деда заросло щетиной, словно из подбородка и щёк торчало множество железных гвоздиков. Коля боялся приблизиться к деду, чтобы не уколоться. Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле. Сперва он нёс свою дорогую ношу в руках. Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, чтобы его не отняли мальчишки. Корж был горячим, он жёг кожу, а крупная соль въедалась в обожжённое место. Коле казалось, что он несёт за пазухой сердитого зверька и зверёк кусает его живот. Но он терпел. Он прошёл мимо мальчишек, и они не заподозрили, какой вкусный гостинец спрятан у Коли за пазухой. Дед не услышал прихода внука. Он сидел перед пчелиным водопоем - перед желобком, по которому текла вода. Пчёлы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь. Он подносил ладонь ко рту и пил пчелиную воду, она была сладковатой. Пчёлы ползали по плечам, по голове деда, забирались в ушную раковину. Они не кусали деда. Они его признавали за своего. Дед обрадовался. Он вертел корж в руках и нюхал. А Коля стоял перед стариком, поглощённый надеждой, что дед разломит корж пополам. —Хороший корж,- сказал дед. —Хороший,- тут же согласился Коля. —Без немцев и земля лучше родит! - Дед опустил руку с коржом.- Как там бабка-то? Ползает? —Ползает,- вздохнул мальчик и, чтобы не думать больше о корже, спросил: - Дед, а тебе медаль дадут за немцев? - Зачем медаль? - сказал он.- Мне бы здоровья. Дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш. До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчёлами. Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд. Коля собрался уходить. В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём - пусть бабка простирнёт! у Коли что-то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. Но сумел побороть минутную слабость. И промолчал. Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. А сейчас корж ест дед - он, Коля, уже съел свой. Мальчик представил себе деда, который долго перемалывает беззубым ртом запечённую корочку. Старый, наверное, и вкуса-то не чувствует. Дома он сунул бабушке котомку и буркнул: —Дед велел простирнуть! —Как он там, не болеет? - насторожилась бабушка. —Чего ему болеть-то? - сказал Коля.- Пасёт себе пчёл. Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать. На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. В тряпице лежал корж. Она ничего не сказала. Положила нежданный гостинец перед внуком. Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика. Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жуёт корж и не макает его в гречишный мёд, а пьёт свою подслащённую водичку, которая заглушает голод, и пчёлы ползают по его плечам... И он воевал с фашистами, а медали ему не надо. Коля сполз со скамейки и пошёл прочь... Но через некоторое время он вернулся. Взял со стола остывший корж. Аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, дратва, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.