Просмотр содержимого документа
«Ю.П.Казаков. "Тихое утро". »
Конспект урока по литературе в 8 классе
Тема: «И некому было крикнуть о помощи…» Ю.П.Казаков. «Тихое утро».
Цели:
- воспитание нравственных качеств, таких, как добро, сопереживание, смелость, любовь и уважение к человеку;
- кратко познакомить учащихся с творчеством Ю.П.Казакова;
- продолжить работу по формированию умений составлять характеристику литературного героя, отвечать на вопросы, аргументировать;
- стимулировать познавательную деятельность учащихся через решение проблемных ситуаций в работе с текстом.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце.
А.И. Солженицын.
2. Слово учителя.
Юрий Казаков обладал замечательным даром просто и бесхитростно говорить о важных и сложных проблемах человеческой жизни, давать свои ответы на вечные вопросы: зачем и как должен жить человек? Что главное в его жизни? Но говоря о серьёзном, писатель настолько мастерски умеет увлечь нас динамичным ходом событий, убеждённостью в важности происходящего, что мы и не замечаем, как ненавязчиво автор раскрывает нам свою душу, своё представление о мире и человеке.
Перед нами фотопортрет писателя. Всмотримся в это умное и доброе лицо, не пропустим глубокого взгляда, устремлённого к нам, и позы погружённого в раздумья человека… Штрихи к портрету. Когда пятнадцатилетний арбатский паренёк Юра Казаков мечтал о будущем, он не представлял себя писателем. Его влекла музыка. Поэтому, окончив после школы архитектурно-строительный техникум, он поступает в знаменитую Гнесинку (музыкальное училище им. Гнесиных в Москве) и получает специальность по классу контрабаса. Два года после училища Казаков занимался музыкой, но постоянного места работы найти не сумел, а начавшееся увлечение литературой привело его в 1953 году в Литературный институт им. А.М. Горького. Все годы учёбы и после Ю.Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, много ходил пешком, охотился. Охотником молодой писатель стал для того, чтобы расположить к себе людей. С ружьём и в охотничьих сапогах он выглядел у костра своим, понятным и близким. Такому собеседнику можно, не скрывая, рассказать о многом. А стрелком он был неважным. Главная “охота” Казакова была не за дичью, а за своими будущими рассказами.
В основе лучших рассказов Казакова всегда лежит какой-нибудь подлинный случай или житейская ситуация, почерпнутая из жизни и ценная своей достоверностью, хотя, конечно, автор этим не ограничивается. Юрий Павлович Казаковбыл очень добрым и отзывчивым человеком. Он нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча её за напускной суровостью. У Казакова немало рассказов о детях и для детей. Они притягивают искренностью интонации, увлекательностью, радостным удивлением перед чудом живой жизни. Казаков в большинстве своих произведений предстает перед читателем как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства. Какими же качествами нужно обладать, чтобы называться Человеком? Как нужно жить? Что лежит в основе человеческого поведения? Все эти вопросы возникают в сознании, когда читаешь рассказ «Тихое утро».
3. Жанр произведения. Тема, идея.
а) - В теме урока уже определён жанр произведения – рассказ.
- Что такое рассказ?
- Докажите, что «Тихое утро» - рассказ.
б) План 1. Ранним утром.
2. Яшка будит Володю.
3. По дороге на рыбалку.
4. Ловля рыбы.
5. Володя тонет.
6. Спасение Володи.
в) - Анализ любого рассказа начинается с определения его темы и идеи.
- Какова тема рассказа? (Дружба двух мальчиков, взаимовыручка, взаимопомощь).
3. Работа над эпиграфом, темой урока.
- Как вы понимаете смысл эпиграфа? (человек совершает добро или зло, пропускает через своё сердце, и оно обязательно отразится в его душе, оставит какой-то след, чему-то научит, выработает какие-либо качества: хорошие или плохие).
- Тема нашего урока « И некому было крикнуть о помощи…». Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Дома вы прочитали рассказ Ю.Казакова « Тихое утро». Исходя из темы, эпиграфа, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (будем говорить о главных героях - Яше и Володе; рассмотрим и осмыслим поступок, который совершил Яша; о чём они думали, чувствовали; о добре и зле, понять идею рассказа).
- Мы также будем говорить и о творчестве Ю.Казакова, обратим внимание на роль пейзажа в произведении.
- В эпиграфе есть слова «добро и зло», как вы понимаете значение этих слов?
(Добро - поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой; зло - поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей).
- Расскажите, что вы знаете о Казакове? (презентация учащихся, рассказ о Ю.Казакове) 3. Анализ рассказа «Тихое утро».
- Вспомним главных героев рассказа.
а) Викторина «Узнай героя»
1) «Подсыпав червякам свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель.» 2) «Ладно, пусть… Пускай издевается. Они меня еще узнают. Я не позволю им смеяться! Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!»
3) «Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным».
4) «Он оперся слабыми руками, привстал, точно собирался куда-то немедленно бежать, но снова повалился, снова зашелся судорожным кашлем, брызгаясь водой и корчась на
сырой траве».
б) Работа с текстом.
- С чего начинается рассказ? (с описания утра). Такое утро обещает прекрасный день.
- Сравнить героев:
как они проснулись
собирались на рыбалку
по дороге на рыбалку
во время рыбалки
спасение Володи.
- Найдите в тексте и прочитайте, как мальчики просыпаются и готовятся к рыбалке.
- Какие черты их характера и поведения здеся проявляются?
- Прочитайте отрывок, как отреагировал Яша на такое пробуждение Володи.
- Запишите ключевые слова в характеристику героев:
Яшка
Володя
«жаворонок», волевой, «переборол себя»
ловкий, энергичный («весело затрусил к риге») деревенский, близок к природе
высокомерный, язвительный, смелый
неловкий, несобранный, медлительный
городской, сдержанный, целеустремлённый
язвительный, грубый, импульсивный
скромный, сдержанный
хвастун, отходчивый
честный
знаток природы, любит рассказывать небылицы, самоуверенный
умеет ценить красоту
любознательный, более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе
умеет ценить красоту
оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу
- Какое выразительное средство использует здесь автор? (Метафора, разговорная лексика)
- Язвительные выражения в литературе называются ИРОНИЕЙ. Ирония = осмеяние, насмешка.
- Как ведет себя Володя в ответ на Яшину язвительность? Какие качества характера здесь проявляются? - Может ли Володя преодолевать затруднения на пути к поставленной цели?
(Да. Он торопливо завязывал шнурки…)
- Можно ли Володю обвинить в угодничестве? Почему?
- Перечитайте диалог между ребятами по пути на рыбалку.
- Чем отличается поведение Яши от поведения Володи?
- О чем еще разговаривали ребята? (об услышанных звуках, об осьминогах)
- Как проявляются в этих фрагментах их характеры?
(Я. – знаток природы, любит рассказывать небылицы, самоуверенный
В.- любознательный, более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе)
в) Художественный пересказ«Описание реки».
- Какой увидели ребята реку, подойдя к ней? «Вышли на бугор…» до слов: «Володя готов был…») - Река видится одинаково прекрасной и Володе, и Яше. Запишите в таблицу: умеют ценить красоту.
- О чем разговаривают мальчики во время рыбалки? (о том, как правильно ловить рыбу)
- Всегда ли у Яши все получалось в рыбной ловле? Докажите словами из текста.
(Я. – склонен приписывать свою вину другому, не признавая своих ошибок)
- Посмотрите в таблицу. Похожи ли ребята? Можно ли считать их друзьями? Почему?
г)«Володя тонет».
- Но судьба подготовила страшное испытание для Яши и Володи. Выборочный пересказэтого испытания. «Но в этот момент земля…» до слов: «Глаза Володи потемнели…»
- В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша, подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места происшествия. Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за чувство? (Стыд за то, что ударил в воде Володю, взаимопомощь, взаимовыручка)
- Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не было ничего на
свете милее бледного, испуганного страдающего лица Володи?
- поменяйте ситуацию, поменяйте мальчиков местами. Как поступил бы Володя, если бы тонул Яша?
д) Сделайте вывод-характеристику обоим мальчикам.
- Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека.
4. Почему автор назвал свой рассказ «Тихое утро»? Случайно ли он так назвал? Какой приём использует автор?
- Какую роль играет описание природы в рассказе? Как изменяется природа? Раннее утро, туман, тишина - звучит мотив настороженности, непонятности, возможно, трагичности и даже смерти; солнце - мотив света, радости, жизни; опять мёртвая тишина, описание омута - опасность; солнце – победа жизни над смертью. В самом начале рассказа нет гармонии человека и природы. И только в конце рассказа, действительно, тихое утро: ярко светит солнце, земля радуется новому светлому дню, и Яшка с Володей очень рады, счастливы, что Володя не утонул…
5. -Какова идея рассказа?
(Идея – остаться человеком в любых обстоятельствах; взаимовыручку, проявленную Яшкой по отношению к Володе, можно считать мерилом нравственности человека. Дружба познается в беде).
6. - Попробуем заглянуть в будущее героев. Станут ли они друзьями? Почему вы так
думаете? (Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным)
7. Рефлексия.
1) - Какие чувства возникли у вас после прочтения рассказа?
- Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?
- Вернёмся к эпиграфу: « Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце», вы говорили, что в человеке добра должно быть больше, сейчас каждый из вас на стикерах напишет, что такое добро.
- Современны ли сегодня вопросы, поднятые в рассказе Ю.Казакова? Почему? 2) «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть», - утверждал М.Горький. Можно ли Яшку назвать героем, а его поведение - героическим?
3) - О том, какими мы все должны стремиться быть в стихотворении «Наказ дочери» пишет Юлия Друнина. Без ошибок не прожить на свете, Коль весь век не прозябать в тиши. Только б, дочка, шли ошибки эти Не от бедности – от щедрости души. Не беда, что тянешься ко многому: Плохо, коль не тянет ни к чему. Не всегда на верную дорогу мы Сразу пробиваемся сквозь тьму. Но когда пробьешься – не сворачивай – И на помощь маму не зови… Я хочу, чтоб чистой и удачливой Ты была в работе и в любви. Если горько вдруг обманет кто-то, Будет трудно, но переживешь. Хуже, коль полюбишь по расчету И на сердце приголубишь ложь. Ты не будь жестокой с виноватыми, А сама виновна – повинись. Всё же люди, а не автоматы мы, Всё же непростая штука – жизнь…
- Этим стихотворением хочется закончить наш разговор о нравственности. И если каждый из нас будет стараться помогать другому в трудной ситуации, то жизнь станет лучше, а мы все чуть-чуть добрее и милосерднее.
8. Дома: Напишите характеристику Яши или Володи, пользуясь таблицей, составленной на уроке и материалом учебника.