Тема урока: Итоговый обобщающий урок по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
формировать стремление к новым открытиям; воспитывать у учащихся такие нравственные ценности, как доброта, честность, совестливость, умение признавать и исправлять свои ошибки.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, рабочие тетради, Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016;
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | - Здравствуйте, я рада видеть вас на уроке литературы. Сегодня у нас с вами довольно необычный урок. Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Скажите, какое произведение мы с вами изучаем? | Записывают число, классная работа. - Рассказ «Конь с розовой гривой |
2. Введение в тему урока. Понимание проблемного вопроса. Цель: исходя из темы урока, определить его задачи и сделать выход на проблемный вопрос. Повторение изученного материала. | - Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. - Сегодня нас с вами ждет интересная работа. Назовите жанр изучаемого произведения. Признаки этого жанра? - Внимательно посмотрите на тему урока и сформулируйте цели и задачи урока - Выходим на проблемный вопрос: - Символом чего для Вити становится пряник в виде коня с розовой гривой? - Что такое символ? - Почему речь идет именно о прянике - Для чего автор взял эпитет «розовый»? | - Рассказ. Это небольшое по объему художественное прозаическое произведение - Обобщить все, что уже изучили - Анализ поступков героев - Понять, каковы идея произведения, смысл названия. - Это знак, образ, характеризующий определенное явление - Пряник был очень дорогим лакомством, о котором мечтал каждый ребенок, особенно деревенские ребята - Розовый цвет, возможно, означает нечто недостижимое. |
3. Первичная актуализация знаний Цель: обучение характеристике героев, анализу художественного текста | - Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа ? - Что это было за время? Как жилось людям? - Какие черты характера Вити являются положительными, а какие- отрицательными. Свою точку зрения обоснуйте. | - Действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.) - Время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил |
4. Актуализация знаний. Работа с текстом Цель: активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение 5. Первичное закрепление знаний Цель: оценить умение работать с текстом и в группе | - Почему Витя решил обмануть бабушку? Обратимся к тексту. - Найдите стр. 218 учебника и прочитайте по ролям со слов: «Я брал старательно и скоро покрыл дно…» до слов: «Вот! Ешьте вместе со мной!» - Каким показан Витя? Какие чувства испытывает? Почему? –Какими представлены левонтьевские ребята? - А теперь из данного эпизода каждый из вас должен найти художественные средства и записать их в тетрадь. - Работа в группах (каждая группа получает карточку с заданием) 1 группа: составить вопросы викторины (по художественному тексту) 2 группа: вспомнить и записать пословицы о доброте; 3 группа: прочитать финальный эпизод рассказа со слов: «Я знал, что она управится по дому…» до конца. Ответить на вопрос: Какие чувства испытал Витя в этом эпизоде (угрызения совести, раскаяния, стыда, радости и счастья) 4 группа: из текста выписать цитаты, в которых дается характеристика главных героев. Затем зачитать их одноклассникам, которые должны узнать героя, назвать его имя. | - На этот поступок его толкают левонтьевские ребята. (ответы ребят), зачитывают фрагменты Записывают в тетрадь: - «Крышка чайника забренчала нервно» - «брызнули из него ягоды», (метафора), «пряник конем» (сравнение), «попал на уду» (фразеологизм), «окровенелыми глазами» (эпитет) |
6. Контроль усвоения Цель: выявить, достигли ли поставленной цели и задач? Обобщить и подвести итог. | - Какие жизненные уроки несет рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой?» - Почему бабушка, несмотря на всю свою строгость, купила внуку пряник? - Символом чего же является конь с розовой гривой? | - Нельзя быть жадным, слишком доверчивым. Нельзя обманывать людей. Рассказ учит умению признавать свои ошибки, отвечать за свои поступки. - Бабушка очень любила Витю, знала о его мечте. Она хотела, чтобы этот урок мальчик запомнил навсегда. - Символ человеческой доброты |
Физкультминутка |
7. Творческая мастерская Цель: пособствовать формированию нравственного мировоззрения на основе традиционных ценностей | - В своих тетрадях каждый из вас должен написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Нужна ли миру доброта?» | |
8.Домашнее задание | Творческая работа: Сочинить небольшой рассказ, в основу которого будут взяты такие человеческие качества, как доброта, честность и справедливость. | |
9. Подведение итогов, рефлексия Цель: создать условия для организации рефлексии | - Какие жизненные уроки получил герой? - А какие уроки усвоили лично вы? | Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок Признайся в содеянном Раскаяние приносит облегчение Надо быть милосердным всегда |