kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Итоговый урок - защита проектов по произведению М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый урок в форме защиты проектов. Подготовка к уроку. При изучении произведения М.Ю. Лермонтова  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»  учащимся предлагается подготовить  проект. Один проект могут готовить 2-3 учащихся. Темы проектов предлагает учитель, но не исключается возможность самостоятельной формулировки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Итоговый урок - защита проектов по произведению М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 27 им.Н.С.Лескова

с углубленным изучением английского языка г.Орла











Методическая разработка урока литературы в 7 классе

по произведению М.Ю.Лермонтова

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»


Тип учебного занятия: урок – защита проекта.







Учитель русского языка и литературы

Конищева Анжела Васильевна.


















2014 г.

Тема урока: « М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»


Тип учебного занятия: урок – защита проекта.


Цель урока: определить уровень достижения учащихся в проектной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников;

  • научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретение коммуникативных умений, работая в группах;

  • повышение мотивации учащихся к учебному процессу.

Развивающие:

  • способствовать развитию системного мышления учеников;

  • содействовать развитию их речевой деятельности;

  • способствовать развитию творческих возможностей учащихся, чувств, эмоций;

  • формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию интереса к литературе, истории;

  • способствовать воспитанию культуры общения, творческой активности;

  • способствовать формированию чувства ответственности за результаты своей деятельности.


Формы обучения: групповая.

Оборудование: иллюстрации, рисунки , рефераты, презентации, буклеты, кроссворды, викторины для защиты проектов, оценочные листы, анкеты рефлексии, устройство ПК, проектор, экран.


Структура урока:

I. Вводная часть. Организационный момент. Актуализация знаний.

II. Основная часть.

1. Активизация познавательного интереса.

2. Формирование знаний (защита проектов).

3. Первичное закрепление (обсуждение проектов).

4. Итоговое обсуждение и оценивание проектов.

III. Заключительная часть.

Рефлексия деятельности (итог урока).


Подготовка к уроку. При изучении произведения М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» учащимся предлагается подготовить проект. Один проект могут готовить 2-3 учащихся. Темы проектов предлагает учитель, но не исключается возможность самостоятельной формулировки.

Примерные темы проектов:

  1. Историческая эпоха в «Песне про купца Калашникова».

  2. Отражение принципов домостроя в поэме М.Ю.Лермонтова.

  3. Кулачный бой на Руси (по произведению М.Ю.Лермонтова).

  4. Одежда героев поэмы Лермонтова.

  5. Фольклорные мотивы в ««Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

  6. Кирибеевич и Калашников.

  7. Авторское отношение к персонажам ««Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

  8. Иллюстрации к поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

  9. Средства выразительности в «Песне про купца Калашникова»

  10. Занимательная игра, викторина по произведению М.Ю.Лермонтова ««Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

  11. Кроссворд по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»


Этапы работы над проектом в ходе подготовки к уроку.

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Подготовительный

Определение темы и целей проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы проектов

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды

Организационная работа по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата, плана выступления и критерий оценивания

Предлагает формы отчета, план выступления и примерные критерии оценивания

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректировка и дополнение предложений учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультации, координирование работы обучающихся

4. Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Консультации, координирование работы обучающихся


Ход урока

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

2. Выступление учителя.

Учитель: На этом занятии вам предстоит итоговая защита проекта, в ходе которой вы учитесь излагать полученную информацию, сталкиваетесь с другими взглядами на проблему, учитесь доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы. При проведении проектной работы защита проекта – это демонстрация результатов вашей работы в группах. Все подготовленные проекты были созданы на основе одного произведения. Давайте определим тему урока.

Ученик: Поэма М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Учитель: О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Защита проводится в соответствии с определенным порядком:

• Выступление – презентация проекта (5 минут)

• Обсуждение.

• Итоговое обсуждение.

• Подведение итогов.


Требования к выступлению.

• Качество выступления (связный рассказ, свободная и правильная речь, логика изложения).

• Демонстрация слайдов и наглядного материала соответствует устному выступлению.

• Точные ответы на вопросы, аргументация своего мнения.

• Участие в дискуссии с другими группами.

• Участие всех членов группы.


II. Основная часть.

  1. Активизация познавательного интереса.

Учитель: Сегодняшнему уроку предшествовала предварительная работа. Была выбрана тема проекта, вы были поделены на группы. Каждая творческая группа наметила план работы над проектом и распределила обязанности. Вы выбрали форму отчёта проекта, скорректировали план защиты и критерии оценивания.

План защиты (на плакате или экране)

  1. Название проекта.

  2. Авторы проекта.

  3. Обоснование выбора темы проекта.

  4. Формулировка задачи.

  5. Способы работы над проектом.

  6. Оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты работы над проектом.

  7. Личный вклад в проделанную работу над проектом.

  8. Объяснение использования информационных технологий: какие программы были использованы в работе (Paint, MS Word, Adobe Photoshop, MS Power Point и др.)

  9. Перспектива работы по данной теме.


Перед вами таблица, в которой указаны 4 критерия оценивания защиты проекта (в ходе подготовки к уроку они могут быть скорректированы совместно с учащимися)

  • нестандартность и качество выполненного рисунка;

  • качество защиты, полнота раскрытия пунктов плана защиты;

  • ораторские способности учащегося;

  • ответы на дополнительные вопросы.

В ходе урока вы заполняете оценочный лист по защите проекта. (см. Приложение)


(Учителем объявляется очерёдность выступлений участников)


  1. Защита проектов.


  1. Первичное закрепление (обсуждение проектов).

После презентации дается время на обсуждение («черно-белое» оппонирование), в котором принимают участие все остальные слушатели.

Форма обсуждения: под «черно-белым» оппонированием подразумевается выступление, в котором выполняется несколько условий:

  • перечислить наиболее сильные стороны представленного проекта;

  • перечислить один-два момента, требующих доработки;

  • внести свои предложения по усовершенствованию проекта (если такие есть);

  • сделать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление (на основе оценочной таблицы, см. Приложение).

Участие всех учащихся в обсуждении обязательно. Тактика «черно-белого» оппонирования поможет, с одной стороны, научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны в любом выступлении, поддерживая своих одноклассников, а с другой – научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления проекта.

  1. Итоговое обсуждение и оценивание проектов.

После обсуждения оценочные листы заполняются группами и учителем, затем сдаются учителю, который выполняет подсчет среднего балла за каждый проект


III Заключительная часть.

Итоги, рефлексия.

Учитель: Подведем итоги нашей работы. Мы просмотрели (указать количество) проектов. Среди них хочется отметить работу (называются группы, набравшие большее количество баллов по результатам оценивания). Что нового вы узнали о произведении М.Ю.Лермонтова? С какими трудностями столкнулись в ходе защиты проекта? Изменилась ли форма проекта в процессе деятельности или нет? Довольны или нет своим результатом? Хотели бы продолжить проектную деятельность или нет? Если да, то в какой форме.


Рефлексия. По одному учащемуся из каждой команды высказывают свое мнение о защите проектов, об уроке, о работе команды. Остальные учащиеся заполняют анкеты по самооценке (см. Приложение)


Учитель: Все группы, представившие работы, показали хорошее и отличное знание литературного материала, информационных технологий. Хочется отметить, что никто из учеников не отнесся к работе равнодушно. Всем спасибо! Удачи вам! До свидания.





















Приложение.


  1. Оценочный лист по защите проекта. Максимальное количество баллов -20.


Ф.И. учащегося, название группы

Нестандартность проекта

Полнота и качество защиты по плану

Ораторские способности 

Ответы на вопросы

Итого баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Критерий оценки за проект:


“5” - 18-20 баллов;

“4” - 14-17 баллов;

“3” - 10 – 13 баллов;

“2” - не ставится, учащемуся дается дополнительное время на подготовку проекта.


  1. Анкета рефлексии

Ф.И. ____________________________

Поставь себе оценку по 5-балльной шкале:

Оценка за проект и его защиту_____________________________

Оценка за работу в команде________________________________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Конищева Анжела Васильевна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173327


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства