«Итоговый урок по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».
«Итоговый урок по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».
.Цели урока:
Обучающие:
- закреплять у учащихся навыки и умение определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, характеристик персонажей произведения для раскрытия идейно-художественного смысла.
Развивающие:
- развивать исследовательскую (индивидуальную и групповую) деятельность учащихся, при сравнении разных видов искусства (содержание рассказа и иллюстраций к нему) для раскрытия основного художественного метода – антитезы и основного приёма построения рассказа «После бала» - контрастности.
Воспитательные:
- личностное формирование сознания того, что каждый человек должен стремиться развивать высокие моральные качества: доброту, милосердие (сострадание, сочувствие, соучастие);
- воспитание коммуникативной компетенции ( работа в группе включая ситуации учебного сотрудничества).
9. Задачи:
Личностные: обучающиеся приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей; принимают и осваивают эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: обучающиеся составляют план выполнения задач, решения проблем творческого поискового характера; в диалоге с учителем и друг с другом определяют степень успешности своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; выясняют причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Работа над темпом речи с соблюдением словесного и логического ударения и знакомых обучающимся правил орфоэпии.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов; ориентируются в системе своих знаний и осознают необходимость нового знания.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами; развивают орфоэпические навыки, количественно и качественно обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, устную и письменную речь.
10.Тип урока – итоговый, комбинированный.
11.Методические приёмы: метод эвристической беседы, сравнительно-сопоставительный анализ, аналитический метод выразительного чтения, иллюстративный метод.
Просмотр содержимого документа
««Итоговый урок по рассказу Л.Н. Толстого «После бала». »
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ТЕМЕ: «Итоговый урок по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».
.Цели урока:
Обучающие:
- закреплять у учащихся навыки и умение определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, характеристик персонажей произведения для раскрытия идейно-художественного смысла.
Развивающие:
- развивать исследовательскую (индивидуальную и групповую) деятельность учащихся, при сравнении разных видов искусства (содержание рассказа и иллюстраций к нему) для раскрытия основного художественного метода – антитезы и основного приёма построения рассказа «После бала» - контрастности.
Воспитательные:
- личностное формирование сознания того, что каждый человек должен стремиться развивать высокие моральные качества: доброту, милосердие (сострадание, сочувствие, соучастие);
- воспитание коммуникативной компетенции ( работа в группе включая ситуации учебного сотрудничества).
9. Задачи:
Личностные: обучающиеся приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей; принимают и осваивают эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: обучающиеся составляют план выполнения задач, решения проблем творческого поискового характера; в диалоге с учителем и друг с другом определяют степень успешности своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; выясняют причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Работа над темпом речи с соблюдением словесного и логического ударения и знакомых обучающимся правил орфоэпии.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов; ориентируются в системе своих знаний и осознают необходимость нового знания.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами; развивают орфоэпические навыки, количественно и качественно обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, устную и письменную речь.
10.Тип урока – итоговый, комбинированный.
11.Методические приёмы: метод эвристической беседы, сравнительно-сопоставительный анализ, аналитический метод выразительного чтения, иллюстративный метод.
14.Словарь: композиция литературного произведения, антитеза, экзекуция, контрастность, изобразительно-выразительные средства, прототип, активная и пассивная жизненная позиция.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название
используемых
ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
I
Организационный момент.
Сообщение дежурного о готовности класса к работу на уроке и выполнении домашнего задания.
1 мин.
II
Вступительное слово учителя.
Беседа с учащимися о предстоящей теме урока, о задачах, которые надо выполнить.
1 мин.
III
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Слайд № 1
Слайд № 2
Фронтальный опрос учащихся:
- какова тема урока?
- что такое композиция литературного произведения?
- об истории создания рассказа «После бала» расскажет… ;
Спустя 50 с лишним лет после этих событий в жизни брата, Лев Николаевич Толстой написал рассказ «После бала». Как «связать» героев рассказа и живых людей?
- О ком я говорю?
- Что обозначает слово «прототип»?
- кто является прототипами
рассказа?
Портреты героев рассказа и прототипы – соотносят между собой.
О значении слова «прототип» и о прототипах вы, ребята, дали правильные ответы.
Итак, годы шли, менялись правители (императоры) России, а писатель не мог забыть случай из жизни брата.
Почему?
Сам Толстой говорит об этом в рассказе, что необходимо прежде изменить «условия, среди которых живут люди»; следовательно, более чем за полвека в России ничего не изменилось.
Ответы учащихся:
- рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала»;
- композиция – это строение, расположение и соотношение составных частей произведения литературы;
- рассказ «После бала» Лев Николаевич Толстой написал в 1903 году. Он описал события, которые были в жизни его старшего брата Сергея Николаевича (1826-1904). Это было в 40-е годы, когда Сергей Николаевич был студентом университета в Казани. Сергей Николаевич очень любил Варвару Андреевну Корейш – дочь полковника Андрея Корейша.
Ученик показывает портреты полковника, его дочери и брата Л.Н. Толстого – Сергея Николаевича).
О прототипах рассказа.
Прототип – это предшественник действующего лица рассказа.
Брат писателя Сергей Николаевич – это рассказчик Иван Васильевич;
Варвара Андреевна Корейш – это героиня рассказа Варенька;
отец Варвары Андрей Петрович Корейш, полковник - это отец Вареньки полковник Пётр Владиславович, «воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».
7 мин.
IV
Работа над содержанием рассказа.
Постановка проблемной задачи.
Слайд № 3, 4
Повторим содержание 1 части рассказа:
- с чего начинается рассказ?
- какая проблема (важная мысль) поставлена в самом начале рассказа?
- подтвердите свои слова цитатой из текста и выразительно прочитайте её
- как вы думаете, какой художественный приём использует автор в начале рассказа?
Да, ребята. Антитеза является основным, главным художественным приёмом всего рассказа-исповеди Ивана Васильевича. Об этом мы будем говорить при работе над содержание рассказа «После бала».
- А сейчас, ребята, воспроизведите сюжет произведения по данным карточкам, озаглавив каждую часть.
С монолога рассказчика (с зачина).
В монологе Ивана Васильевича поставлена важная нравственная проблема о том, как человек связан с условиями, в которых живёт. И ещё - может ли человек сам отличить добро от зла? (Работа с текстом рассказа, выбор цитат, подтверждающих данный ответ).
Художественный приём – антитеза, т.е. противопоставление.
Рассказчик Иван Васильевич утверждает, что среда, условия жизни воспитывают человека, но он сам не может понять, что хорошо, что плохо, то есть не может отличить добро от зла.
Учащиеся работают на местах с карточками (индивидуально), а один ученик – у доски с последующей коллективной оценкой учащимися и проверкой ответов по слайдам.
15 мин.
Работа с текстом произведения и картинами художника И.И. Пчёлко «На балу», «Наказание солдата».
Инсценировка учащимися танца полковника и Вареньки.
Слайд № 5
Слайд № 6,7,8
Прочитайте цитаты к составленному плану рассказа. Сравним описание героев рассказа писателем и изображение их на картине.
Учитель параллельно предлагает учащимся называть изобразительно-выразительные средства при перечислении положительных деталей.
Для чего нужны изобразительно-выразительные средства.
А сейчас мы посмотрим, как вы сумели проанализировать и понять содержание отрывков рассказа.
Посмотрим в вашем исполнении мазурку…
Учащиеся читают цитаты.
В ходе сравнения текста и картины, обращают внимание на положительные детали: красивое лицо полковника, статная фигура, усы – как у Николая I, обаятельная улыбка, его белые перчатки и др. Подобным образом учащиеся разбирают описания внешности жены предводителя и Вареньки.
Учащиеся высказывают свои мнения, аргументируя цитатами из текста и сравнением их с картинами.
В сценке участвуют три ученика: рассказчик Иван Васильевич и двое танцующих.
Итоги работы над 1 частью рассказа.
Итак, мы повторили содержание 1 части рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
- Что самое главное было на балу?
- Какова идея – главная мысль 1 части?
- Какой можно подобрать эпиграф, раскрывающий чувства Ивана Васильевича?
- Какие слова рассказа созвучны рисунку художника И.И. Пчёлко?
- Какой же сделаем вывод?
Танец Вареньки и отца.
Идея – главная мысль – это чувства главного героя – рассказчика Ивана Васильевича: «Я же не только любовался. Но с восторженным умилением смотрел на них…».
Ивана Васильевича мы видим в 1 части рассказа красивым, счастливым, весёлым молодым человеком.
V
Работа над 2 частью рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
- Сколько частей в рассказе?
- Что такое композиция произведения?
Выборочная работа с текстом:
- когда закончился бал?
- что делал Иван Васильевич после бала?
- почему не смог заснуть?
- что он чувствовал?
- Что решил сделать?
- куда пошёл?
- что увидел Иван Васильевич?
Две части.
Это построение: сколько частей, глав.
Учащиеся подбирают и зачитывают цитаты из текста к данным вопросам.
9 мин.
VI
Работа с таблицами.
Слайды № 9
таблицы: 1.«Бал – наказание».
2.»Контрастное сопоставление цветов».
3.»Контрастное сопоставление звуков».
4.»О полковнике».
5.»О рассказчике».
6.»Речь автора (писателя).
Слайд № 9.1
Учитель рекомендует провести наблюдение над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет картины бала и наказания солдата.
Закрепляются понятия «экзекуция» и «контраст».
Сравнив содержание 1 и 2 части рассказа, сделайте вывод: что положено в основу композиции рассказа, какой социальный конфликт?
Озаглавьте иллюстрацию ко 2 части рассказа.
- Почему писатель назвал рассказ «После бала»?
При комментированном чтении текста и работе с планом учащиеся исследуют эпизоды, наиболее взволновавшие воображение;
Проводит детальный анализ контрастных деталей и характеров действующих лиц;
Сравнивают поведение и внешность полковника на балу и после бала.
В основу композиции рассказа положено противопоставление (контрастность), или контрастная композиция, основой которой является социальный конфликт.
Экзекуция/наказание.
Главные события происходят после бала.
5 мин.
Подведение итогов урока.
- Чем заканчивается рассказ?
- Почему Иван Васильевич принял такое решение?
- Определить жизненную позицию главного героя рассказа, раскрывая понятия «пассивная жизненная позиция» .
Какой же главный вывод можно сделать из всего рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?
Определите и раскройте свою жизненную позицию.
Согласны ли вы, что каждый человек должен выбрать:
Хранить в себе доброту только для себя
или
Нести добро людям.
Помог ли вам рассказ великого русского писателя Льва Николаевича Толстого «После бала» задуматься , как связаны человек и условия его жизни?
И что такое самосовершенствование?
Иван Васильевич оставляет военную службу, «перестал видеться с нею (Варенькой) и любовь сошла на нет».
«Вся жизнь переменилась от одной ночи, скорее утра».
Он считает, что человек должен уйти от действительности, не вмешиваться и просто самосовершенствоваться.
Главное – не делать зла.
Я с этим не согласна, потому что добро должно быть действенным», добро должно давать счастье людям.
Учащиеся раскрывают понятия «активная» и «пассивная» жизненная позиция.
Учащиеся в своих ответах используют слова и словосочетания « человек должен стремиться развивать высокие моральные качества: доброту, милосердие ( сочувствие, соучастие), активную жизненнуюпозицию. Самосовершенствоваться.
Счастье и добро надо защищать.
5 мин.
VII
Оценка ответов учащихся за работу на уроке с комментариями учителя.
1 мин.
VIII
Домашнее задание.
Написать мини-сочинение (7-10 предложений) по выбору: «Какой основной вывод из рассказа Л.Н. Толстого «После бала» вы сделали?», «Социальный конфликт в композиции рассказа», «Разоблачение дворянского общества в рассказе», «Характеристика полковника в 1-ой и во 2-ой части рассказа», «Настроение Ивана Васильевича на балу и после наказания». Можно дать задание: Выписать словосочетания – глагол + наречие (сказуемое + обстоятельство, выраженное наречием и деепричастием), характеризующие поведение полковника на балу и в сцене наказания.
1 мин.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
Иллюстративный материал.
Демонстрационный
Слайды из презентации к рассказу Л.Н. Толстого «После бала».