kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Итоговый урок по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит разработку итогового урока по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья" по программе общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов / авт.-сост. Г. И. Беленький, М.М. Голубков, Г.Н. Ионин, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова/ под ред. Г. И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: «Мнемозина», 2009. Урок построен в форме расследования, в результате которого учащиеся должны обратиться к таким понятиям, как нравственность, милосердие, сострадание, объяснить, благодаря чему произошли изменения в жизни главного героя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«итоговый урок по повести В.Г. Короленко (2)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»















Нравственные уроки повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» (урок-расследование)







Выполнила:

Полухина Т.О.,

учитель русского языка и литературы













Класс: 6

Программа: Программа общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов / авт.-сост. Г. И. Беленький, М.М. Голубков, Г.Н. Ионин, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова/ под ред. Г. И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: «Мнемозина», 2009.

Тип занятия: урок-расследование (обобщение).

Формы работы обучающихся: коллективная, групповая.

Конспект занятия:

Тема: «Нравственные уроки повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Цель: показать «внутреннее движение» главного героя повести.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с понятием нравственность, нравственный человек;

  2. развивать навыки анализа литературного произведения;

  3. воспитывать нравственные качества у обучающихся: доброту, милосердие, сострадание.

Оборудование: мультимедийный проектор, портреты писателя, иллюстрации к произведению.

Эпиграф: «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть! Давайте с хорошим настроением начнем нашу работу! В добрый путь!

Добро творить,

Как воздухом дышать, -

Потребность, людям

Данная от Бога.

Лучами сердца

Мир отогревать,

И отдавать. И не считать,

Что отдал много...

  1. Вступительное слово учителя.

У К.Г. Паустовского есть книга о тайнах писательского мастерства. Называется она «Золотая роза». Она открывается историей, герой которой, бывший солдат французской армии Жан Шамет, мечтает подарить маленькой девочке Сюзанне необыкновенную розу, приносящую счастье. Но его мечте не суждено сбыться. Он собрал золотую пыль, отнес ювелиру, который выковал прекрасный цветок. Но бедный Жан Шамет умер, так и не встретившись с Сюзанной. А золотая роза попала к писателю, который сделал следующую запись: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - все это крупинки золотой пыли». Писатель по крупинке собирает жизненный материал, «выковывает» произведение, которое может принести читателю счастье. [1, 8]

Владимир Галактионович Короленко, обладая уникальным литературным талантом, сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что самый великий дар, данный человеку, - это чуткое сердце.

Сегодня на уроке мы попробуем себя в роли детективов и проведем свое расследование, попытаемся открыть все тайны, собрать все золотые лепестки, из которых состоит «золотая роза» В.Г. Короленко – повесть «Дети подземелья».

  1. Расследование №1 «Цветная головоломка».

На слайде №2 изображены кусочки радуги разных цветов (черного, серого, темно-коричневого, красного, желтого, оранжевого).

- Какие цвета преобладают в начале повести? (Темные: серый, пыльный город, одиночество главного героя, «несчастные темные личности» без приюта в дождливую ночь).

- Какие цвета связаны с заключением? (Яркие: светлый путь, лежащий перед главным героем).

- Вот такие разноцветные радуги у нас получились. (Слайд №3).

IV. Определение цели урока.

- Ребята, вы согласны с таким распределением цветов? Объясните, почему в конце повести появляются яркие краски, хотя и происходит трагическое событие (смерть Маруси)? (Мы радуемся, потому что у главного героя налаживаются отношения с отцом. Васю ждет светлое будущее впереди).

- Какую тайну мы должны раскрыть? (Благодаря чему в жизни главного героя произошли важные изменения).

V. Расследование №2 «Найди ассоциации».

Работа по группам.

Запишите слова, словосочетания или предложения, которые характеризуют:

- Каким ощущал себя Вася до встречи с Валеком и Марусей? (1 группа)

- Каким он стал? Каким мы видим его в конце повести? (2 группа)

ВАСЯ

Одинокий

Замкнутый

Погруженный в свое горе.

Любит отца, но не находит ответа на свои чувства.

Не находит дома тепла и уюта, поэтому часто бродит по городу.

Растет, как дикое деревце в поле.

Счастливый

Обрел друзей.

Научился понимать боль других людей, сочувствовать, сопереживать.

Нашел путь к сердцу отца.

Усложнилось представление о мире.



- Сделайте вывод, чему научила Васю дружба с детьми подземелья?

- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как мы можем назвать дорогу, которой шел Вася? (Дорога добра, милосердия, сострадания, любви)

VI. Прослушайте песню из кинофильма «Маленький Мук» «Дорога добра». (Слайд №5)

VII. Расследование №3 «По следам загадочных слов».

– Мы сделали вывод, что Вася изменился, стал милосердным, отзывчивым, стал по-другому относиться к людям. Какое понятие объединяет все названные качества? (Нравственность).

- Перечислите еще раз качества, которыми должен обладать нравственный человек? (Слайд № 6). Запишите их в тетрадь.

Доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание, самопожертвование, любовь.

- Прочитайте высказывания о милосердии и сострадании. (Слайды №7-8).

Сострадание – это умение помочь человеку в трудной ситуации.

Если ты обладаешь милосердием и состраданием, то ты хороший человек. (Бабич Данил)

Сострадание – это когда тебе до боли в сердце жаль другого человека.

Милосердие – это когда ты добр к человеку, даже если он сделал тебе что-то плохое. (Краева Таня)

- Какие красивые слова! Можно подумать, что это высказывания знаменитых писателей, философов, ученых. Но вы уже догадались, что я взяла эти строки из ваших домашних сочинений. Я вижу, что вы все обладаете этими качествами, понимаете их важность.

VIII. Расследование №4 «Где живет доброта?»

- Скажите, эти качества изначально присущи человеку или нет?

- Как ребенок учится сочувствовать, проявлять доброту, понимание? (На примере родителей, окружающих, на собственном опыте).

Упражнение «Цепочка добрых дел». Обучающиеся по цепочке называют добрые поступки, которые они совершили.

- Вспомните второе название повести. («В дурном обществе»).

- Кто произносит эти слова? (Януш, глава нищих, которые жили в замке).

- Действительно ли это общество оказалось «дурным» для Васи?

- Пан Тыбурций произносит загадочные слова: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу». Как вы понимаете эти слова?

- Докажите, что жизнь Васи стала намного счастливей. (Чтение отрывка).

- Как изменились отношения Васи с отцом? (Милосердие, проявленное Васей, затронуло душу отца, заставило его открыться навстречу сыну).

XI. Подведение итогов.

Наше расследование подошло к концу. Какие же лепестки волшебной розы нам удалось отыскать в повести? Каждый лепесток - это главное, что хотел донести до читателя В.Г. Короленко. Заполните таблицу.

Доброта делает людей счастливыми.

Доброта соединяет сердца.

Не оставляй людей, попавших в беду.

Учись сочувствовать, сопереживать.

Каждый человек достоин сострадания.



Вот такая «золотая роза» расцвела у нас в классе! (Слайд №9).

Вывод: встреча с Валеком и Марусей изменила всю жизнь Васи, помогла ему обрести любовь отца, тепло и уют в семье, дом, которого ему так не хватало. Но в этом заслуга и самого Васи. Он прошел длинную дорогу от одинокого, замкнутого в своем горе ребенка до человека, который остро чувствует боль других людей, готов даже на самопожертвование, чтобы помочь своим друзьям, скрасить последние дни жизни бедной девочки.

Закончить урок я бы хотела стихотворением Ф.И. Тютчева:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать... [2, 105]

XII. Рефлексия.

Упражнение «Незаконченное предложение». Выбери несколько вариантов начала предложения и продолжи их.

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…



Домашнее задание:

Написать сочинение от лица главного героя «Мое светлое будущее» (каким вы представляете будущее Васи).







Список литературы:

1.Егорова, Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебникам-хрестоматиям В.П. Полухиной и Т.Ф. Курдюмовой./ Н.В. Егорова. – М.: Вако, 2006. – 386 с.

2. Тютчев, Ф.И. Весенние воды: Лирика/ Сост. и предисл. К.В. Пигарева/ Ф.И. Тютчев. – М.: Дет. лит., 1990.- 127 с.

Просмотр содержимого презентации
«к итоговому уроку по повести В.Г. Короленко»

Нравственные уроки повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Нравственные уроки повести

В.Г. Короленко

«Дети подземелья»

ВАСЯ Одинокий Замкнутый Погруженный в свое горе Любит отца, но не находит ответа на свои чувства. Не находит дома тепла и уюта, поэтому часто бродит по городу. Растет, как дикое деревце в поле. Счастливый Обрел друзей. Научился понимать боль других людей, сочувствовать, сопереживать. Нашел путь к сердцу отца. Усложнилось представление о мире.

ВАСЯ

Одинокий

Замкнутый

Погруженный в свое горе

Любит отца, но не находит ответа на свои чувства.

Не находит дома тепла и уюта, поэтому часто бродит по городу.

Растет, как дикое деревце в поле.

Счастливый

Обрел друзей.

Научился понимать боль других людей, сочувствовать, сопереживать.

Нашел путь к сердцу отца.

Усложнилось представление о мире.

Васина дорога добра

Васина дорога добра

Нравственные качества: сострадание отзывчивость самопо- жертвование милосердие доброта

Нравственные качества:

сострадание

отзывчивость

самопо-

жертвование

милосердие

доброта

Сострадание – это умение помочь человеку в трудной ситуации.  Если ты обладаешь милосердием и состраданием, то ты хороший человек. Сострадание – это когда тебе до боли в сердце жаль другого человека. Милосердие – это искренняя помощь нуждающимся, признак человечности.

Сострадание – это умение помочь человеку в трудной ситуации.

Если ты обладаешь милосердием и состраданием, то ты хороший человек.

Сострадание – это когда тебе до боли в сердце жаль другого человека.

Милосердие – это искренняя помощь нуждающимся, признак человечности.

Милосердие – это когда ты добр к человеку, даже если он сделал тебе что-то плохое. Сострадание – это когда неприят- ности близкого человека воспри- нимаешь как свои собственные. Каждому из нас нужно много любви, чуткости, чтобы было, что отдавать другим.

Милосердие – это когда ты добр к человеку, даже если он сделал тебе что-то плохое.

Сострадание – это когда неприят-

ности близкого человека воспри-

нимаешь как свои собственные.

Каждому из нас нужно много любви, чуткости, чтобы было, что отдавать другим.

Нам не дано предугадать,  Как слово наше отзовется,-  И нам сочувствие дается,  Как нам дается благодать... Ф.И. Тютчев

Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется,- И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать...

Ф.И. Тютчев


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Итоговый урок по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья"

Автор: Полухина Татьяна Олеговна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176291


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства