Урок-повторения ,закрепления по творчеству И.С.Тургенева.Используя элементы интерактивного обучения,метод импатии,словесное рисование проводится работа над прочитанными рассказами "Бежин луг"."Певцы","Бирюк".,стихотворениями в прозе "Воробей", "Порог".Работая в гетерогенных группах,по парам,ребята высказывают своё мнение,рассказывают о чувствах,пережитых при чтении.Обучение анализу прозаического произведения позволяет глубже понять отношение автора к действительности,языковые особенности произведений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«и.с.Тургенев. "Вспоминая страницы прочитанного..."»
Разработка урока литературы в 8 классе по теме: "И.С.Тургенев .Вспоминая страницы прочитанного. «Стихотворения в прозе» Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
-определять специфику жанра "стихотворения в прозе" ;
-выражать свои мысли,чувства,настроения;
-развивать образное мышление,поэтическую речь;
-обыгрывать различные эпизоды произведения методом
эмпатии;
-обобщать материал,используя знания предыдущих лет
обучения.
Оборудование:
портрет писателя;карточки-задания для интерактивных
упражнений;
плакаты с высказываниями И.С.Тургенева,известных
людей;
выставка книг писателя;рисунки,коллажи к произведениям
И.С.Тургенева;инрукция к работе над групповыми заданиями
Тип урока:
комбинированный: повторение прочитанных произведений
+усвоение новых знаний на основе интерактивных технологий
Эпиграф к уроку:
"ДОБРЫЙ МОЙ ЧИТАТЕЛЬ,НЕ ПРОБЕГАЙ ЭТИХ СТИХОТВОРЕНИЙ СПОДРЯД,ВЕРОЯТНО,СКУЧНО СТАНЕТ-И КНИГА ВЫВАЛИТСЯ У ТЕБЯ ИЗ РУК.НО ЧИТАЙ ИХ ВРАЗДРОБЬ,СЕГОДНЯ ОДНО,ЗАВТРА ДРУГОЕ И КОТОРОЕ-НИБУДЬ ИЗ НИХ,МОЖЕТ БЫТЬ,ЗАРОНЕТ ТЕБЕ ЧТО-НИБУДЬ В ДУШУ"
И.С.ТУРГЕНЕВ
Плакаты с высказываниями: 1."Невозможно всё время быть героем, но всегда можно оставаться человеком"
И. Гёте
2."Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе ,что он пробуждал "чувства добрые" ,то то же самое и с такой же справедливостью мог о себе и Тургенев"
М. Е. Салтыков-Щедрин
3."Мне нет нужды знать ,действительно ли существовал дворник Герасим или нет.Это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости...Он, разумеется, со временем заговорит ,но теперь ,конечно, может казаться и немым, и глухим"
И. С. Аксаков
ПЛАН УРОКА 1.Актуализация опорных знаний, мотивация познавательной деятельности учащихся, обобщение сведений о прочитанных произведениях И. С. Тургенева, с использованием интерактивных технологий, работы с карточками (Дом. задание: перечитать "Муму", "Бирюк","Певцы","Бежин луг") 12 минут 2."Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева
1)"Стихотворения в прозе" как литературный жанр.1 минута
2)"Воробей". Групповая работа по карточкам. Используя метод эмпатии, описать события глазами всех героев .Определить главную мысль стихотворения 12 минут
3)"Порог". Чтение стихотворения в лицах. Задания по группам :словесное рисование иллюстраций к стихотворению. Объяснить: для кого девушка "дура", а для кого-"святая"? 12 минут
3.Слово группе экспертов. Оценивание. Общее мнение о работе на уроке 2 минуты
4.Домашнее задание 1минута.
ХОД УРОКА
1.Слово учителя :тема урока, ожидаемые результаты(запись на доске).Организация проверки домашнего задания по группам с помощью карточек с вопросами .Группы в классе образованы заранее по гетерогенному принципу(с разными познавательными способностями)
ИНСТРУКТАЖ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ:
1.Каждой группе даётся карточка с заданием. В группе 5 человек: председатель,секретарь,2 посредника, докладчик
2.На работу над заданием отводится 4 минуты , на озвучивание-2 минуты
3.Цель группы: правильно, объективно, быстро распределить части работы между членами группы . Выполнив работу, сообщите информацию в группе .Озвучьте итоги своей работы
4.Оценивается работа каждой группы жетончиками разных цветов: -
-зелёные жетончики-правильный ответ, но много ошибок, неточностей-
4-6 баллов;
-чёрные жетончики-ответ неверный-1-3 балла;
-нет ответа-0 баллов
5.Класс делится на 4группы (в классе 23 ученика) по 5 человек и 3 ученика-"экспертная группа"(помощники учите ля) .
С инструктажем по такой работе групп уч-ся знакомы по ранее проводимым урокам ,поэтому времени на это не тратится.
Плакат с инструкцией висит на доске
6.Карточки группы получают путём жеребьёвки.
КАРТОЧКИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ
Карточка № 1
Подготовьте сообщение "Победа Герасима" по повести И.С. Тургенева "Муму", опираясь на вопросы:
1.Почему Герасим подчинился приказу барыни убрать Муму?
2.Почему он зашёл в трактир и накормил собаку?
3.До какого момента Герасим полностью подчинён барыне?
4.Где тот момент, когда Герасим решится на открытый протест?
5.Почему он испытывает чувство бодрости, возвращаясь в деревню?
Карточка № 2 Подготовьте сообщение "Необыкновенный талант русского народа" по рассказу И.С. Тургенева "Певцы", опираясь на вопросы:
1.Что необычного во внешности Якова-турка и рядчика из Жиздры?
2.Какое впечатление произвели песни соревнующихся на Дикого барина, почему?
3.Что сталось с певцами несколько часов спустя?
Карточка № 3
Подготовьте сообщение "Что важнее: долг или сочувствие?" по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк", опираясь на вопросы:
1.Как живёт лесник и что о нём говорят люди в округе?
2.Что произошло в лесу? Почему рассказчик дал слово освободить мужика?
3.Почему у мужика изменился тон разговора?
4.Почему Фома всё-таки отпустил пойманного?
Карточка № 4 Подготовить сообщение "Талантливость русского человека" по рассказу И. С. Тургенева "Бежин луг", используя данные вопросы:
1.Почему автор вначале рассказы мальчиков называет "росказнями", затем-преданиями,а останавливается на определении "поверье"?
2.Воссоздайте картину у костра, кто из мальчиков был главным в беседе
3.Почему писатель так трагически обрывает судьбу Павлуши?
Работа над карточками-заданиями в группах .Озвучивание. Оценивание жетончиками-оценками
2."СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ" И.С.ТУРГЕНЕВА 1.Исполняется под гитару романс "Утро туманное, утро седое..."на слова И. С. Тургенева 2.Слово учителя:
-Как вы думаете, на стихи какого поэта написан этот романс?...Да, Иван Сергеевич был не только прозаиком, автором замечательных романов , повестей, рассказов, но ещё и удивительным поэтом. Итогом всей литературной деятельности стали последние произведения, впервые изданные в журнале "Вестник Европы" в 1882году и названные "СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ" 3.Ученик-лаборант даёт объяснение понятию "стихотворения в прозе" .Запись в тетрадях
-Учитель:
-Книга "Стихотворения в прозе" открывалась стихотворением "Деревня": "Последний день июня месяца; на тысячу вёрст кругом Россия-родной край...", а завершалась -крылатым гимном русскому языку... 4.Ученик-лаборант читает наизусть стихотворение" Русский язык"
3.СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ "ВОРОБЕЙ"
Чтение стихотворения учеником-лаборантом. Работа над произведением
Каждая группа получает задания на карточках. Используя метод эмпатии (вживания в образ),от лица каждого героя описать события
КАРТОЧКА № 1
Используя метод эмпатии , от лица воробья опишите события, происходящие в стихотво-
рении И.С.Тургенева «Воробей». Обратите внимание на главную мысль произведения
КАРТОЧКА № 2
Используя метод эмпатии, от лица Трезора опишите события, происходящие в стихотворе-
нии И.С.Тургенева «Воробей». Обратите внимание на главную мысль произведения
КАРТОЧКА № 3
Используя метод эмпатии, от лица охотника опишите события , происходящие в стихотворе-
нии И.С.Тургенева «Воробей». Обратите внимание на главную мысль произведения
При озвучивании ответов учитывается эмоциональная, художественная, логическая сторо-
на повествования. Оценивание жетончиками
4.Работа над стихотворением «Порог»
Чтение стихотворения в лицах. Задания по группам :рисование(словесное и карандашами)
иллюстраций к стихотворению. Объяснить : для кого девушка «дура» , а для кого-«святая»?
После озвучивания ответов, оценивание жетончиками
Дополнение учителя:
-Стихотворение «Порог» Тургенев посвятил революционерке – народнице Вере Засулич, которая свою жизнь посвятила борьбе за справедливость. Чудом избежав расправы, она дожила в советской России до 1923года и была единственной представительницей старой гвардии
5.Слово группе экспертов. Подсчёт количества жетончиков. Оценивание. Общее мнение о работе на уроке
Домашнее задание:
1.Одно стихотворение в прозе И.С.Тургенева выучить наизусть, анализировать
2.Нарисовать рисунки, коллажи к выбранному стихотворению
3.Прочитать в учебнике литературы статью о «Стихотворениях в прозе», дополнить записанное на уроке