kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История создания поэмы «Мертвые души». Особенности жанра и композиции .

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема:  История создания поэмы «Мертвые души». Особенности жанра и композиции.

Цель:  знакомство с историей создания поэмы, собенностью жанра и композиции

Задачи: познакомить с историей создания поэмы, собенностью жанра и композиции; выявить чи­тательскую позицию учащихся; развивать навыков монологической речи;  умение работать с текстом, сопоставлять, высказывать свое понимание и мнение; воспитывать интерес к творчеству Н.В.Гоголя

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: репродуктивный, наглядный, практический, поисковый

Оснащение: учебники, тексты поэмы «Мертвые души», слайды к тексту

Словарная работа:  поэма, система образов.

Ход урока.

I. Организационно-поисковый этап.

Сообщение темы  и целей урока.

II. Реализация домашнего задания - прослушивание сообщения об истории замысла поэмы и его реализации.

   Гоголь ориенти­ровал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Дан­те, что определило трехчастную структуру поэмы. Первая часть (1-й том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» рос­сийской действительности; во второй части (2-й том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в третьей (3-й том) изобразить их в «раю». Законченным оказался только 1-й том.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История создания поэмы «Мертвые души». Особенности жанра и композиции .»

Тема: История создания поэмы «Мертвые души». Особенности жанра и композиции .

Цель: знакомство с историей создания поэмы, собенностью жанра и композиции

Задачи: познакомить с историей создания поэмы, собенностью жанра и композиции; выявить чи­тательскую позицию учащихся; развивать навыков монологической речи; умение работать с текстом, сопоставлять, высказывать свое понимание и мнение; воспитывать интерес к творчеству Н.В.Гоголя

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: репродуктивный, наглядный, практический, поисковый

Оснащение: учебники, тексты поэмы «Мертвые души», слайды к тексту

Словарная работа: поэма, система образов.



Ход урока.

I. Организационно-поисковый этап.

Сообщение темы и целей урока.

II. Реализация домашнего задания - прослушивание сообщения об истории замысла поэмы и его реализации.

Гоголь ориенти­ровал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Дан­те, что определило трехчастную структуру поэмы. Первая часть (1-й том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» рос­сийской действительности; во второй части (2-й том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в третьей (3-й том) изобразить их в «раю». Законченным оказался только 1-й том.

2. Сообщение учащихся об истории создания поэмы.

Сюжет поэмы "Мертвые души" был, по свидетельству Гоголя, подарен ему А. С. Пушкиным: "Он уже давно скло­нял меня приняться за большое сочинение и, наконец, один раз, после того как я ему прочел одно небольшое изображе­ние небольшой сцены, но которое, однако ж, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: "Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это про­сто грех!". Вслед за этим начал он представлять мне слабое мое сложение, мои недуги, которые могут прекратить мою жизнь рано; привел мне в пример Сервантеса, который, хотя и написал несколько очень замечательных и хороших повестей, но, если бы не принялся за Донкишота, никогда бы не занял того места, которое занимает теперь между писателями, и, в заключенье всего, отдал мне свой собствен­ный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет "Мертвых душ". Пушкин на­ходил, что сюжет "Мертвых душ" хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров".

Поэма "Мертвые души" была начата осенью 1835 г. 26-летний Гоголь не мог предполагать в то время, что его труд растянется на последующие семнадцать лет, вплоть до последних дней его жизни, хотя ощущение масштабности произведения и продолжительности срока работы над ним не покидало автора: "Огромно, велико мое творение, и не скоро конец его", — пишет Гоголь в ноябре 1836 г. в пись­ме к В. А. Жуковскому. По мере того как реализовывался гоголевский замысел ("Вся Русь отзовется в нем"), поэма начинает восприниматься писателем как единственный, главный труд его жизни, который должен был не только увековечить имя художника, но и указать предназначение России и пути ее развития.

Как известно, в России первой половины XIX в. суще­ствовало феодальное крепостное право, которое давало помещикам власть продавать или покупать крестьян, причем как с землей, так и без земли. С крепостными можно было производить, как с недвижимостью, различные финансо­вые операции, например заложить, получив за них опреде­ленную сумму денег. Официальная перепись крестьян (так называемые ревизские сказки) производилась нечасто, и по бумагам многие умершие числились как живые, поэтому до новой регистрации их владельцам приходилось платить за своих крепостных налоги. Афера Чичикова, главного героя поэмы, как раз и заключалась в том, чтобы скупить за бесценок умерших крестьян и заложить их под залог: "Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не по­давали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей за душу: вот уже двести тысяч капиталу!". Таким образом, анекдотическая ситуация, в которую оказались вовлечены персонажи поэмы, имела под собой реальную основу.

Изначально "Мертвые души" были задуманы как три­логия, первая часть которой увидела свет в 1842 г., а две следующие большие части, согласно авторскому обещанию, были еще впереди. Гоголь писал свою поэму за границей, в Риме: теплый мягкий климат, окружающая атмосфера классического искусства как нельзя лучше способствовали творческому вдохновению писателя. Привезенный в 1839 г. в рукописи первый том "Мертвых душ" имел шумный успех: на разных литературных вечерах, проходивших в Москве и Петербурге, Гоголем было прочитано до шести глав поэмы. Хлопоты, связанные с окончательной редак­цией произведения и его изданием, затянулись вплоть до 1842 г. Поэма вышла под названием "Похождения Чичикова, или Мертвые души", поскольку в авторском заглавии цензор усмотрел покушение на религиозные и крепостнические устои государства. Чтобы книга увиде­ла свет, Гоголю пришлось пойти на уступки — изменить концовку "Повести о капитане Копейкине", согласиться на название, более уместное для авантюрного романа. Но даже и в таком виде поэма стала самым крупным явлением русской литературы того времени.

Над обещанным продолжением (вторым томом) поэмы Гоголь работал до конца своей жизни. Один раз уничтожив готовую редакцию произведения ("пятилетний труд, производимый с таким болезненным напряжением, где всякая строка досталась потрясеньем"), он потратил годы мучительного труда, чтобы написать второй том заново. Гоголь так объяснял причины уничтожения: "Вывести несколько прекрасных характеров, обнаруживающих вы­сокое благородство нашей породы, ни к чему не поведет. Нет, бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколенье к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости; бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого. Последнее обстоятельство было мало и слабо развито во втором томе "Мертвых душ", а оно должно было быть едва ли не главное, а потому он и сожжен". Следовательно, Гоголь, по его мнению, не смог во втором томе раскрыть тайну русской жизни, не нашел ответа на вопросы, поставленные им еще в первой части: "Что пророчит сей необъятный простор?", "Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?".

Писатель начал работать над вторым томом заново. Незадолго до своей смерти Гоголь возобновляет чтение бе­ловой рукописи второго тома друзьям и знакомым. Всего им было прочитано до семи глав второго тома, т. е. более половины тома. Гоголь, закончив вторую часть, обдумы­вает продолжение, уже имея представление о развитии сюжетных линий третьего тома, как вдруг неожиданно для всех вторично сжигает беловую рукопись второго тома, унося в могилу тайну своего откровения и связанные с ним надежды на разрешение судьбы России. На надгробном памятнике Гоголя была высечена надпись, выражающая суть всего гоголевского творчества: "Горьким словом моим посмеюся".

После смерти писателя в его бумагах были найдены черновые рукописи пяти глав второго тома, которые были впервые опубликованы в 1855 г.

Вопросы и задания:

-Расскажите о творческой истории "Мертвых душ".

-Как вы думаете, почему Гоголь сжег второй том поэмы?

-Сюжет какого произведения был также подарен Гоголю Пуш­кины. Выделите элементы сюжетной композиции "Мертвых душ".

- Нарисуйте схему сюжетной организации поэмы, включив в нее авторские лирические отступления и вставную повесть. Расскажите об особен­ностях композиции "Мертвых душ".


III Работа с опорной схемой

Построение поэмы «Мертвые души». Система образов.

ГЛАВА 1_____________«вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором

(приезд Чичико­ва в губернский город N,

встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).

Композиционные звенья поэмы


ПЕРВОЕ

ВТОРОЕ

ТРЕТЬЕ

2-6 главы

7-10 главы

11 глава


ГЛАВЫ 2-6______________ изображение жизни российских помещиков.

ГЛАВЫ 7-10_____________изображение губернского города, в его же пределах

завершается характеристика владельцев усадеб, но

центральное место отведено изображению мира чиновников.


Как и помещики, чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повесть о капитане Копейкине».


ГЛАВА 11----------------- Повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего»

героя поэмы - Чичикова.

Учитель комментирует схему, делая пояснения (о ведущих персона­жах каждого композиционного звена).

IV Работа над аналитическим пересказом главы «Чичиков у Манилова».

При пересказе анализируется построение главы, способы проявления авторской позиции, детали, использованные при описании портрета, пей­зажа, интерьера.

V Сочинение-миниатюра. Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?

Предварительно учитель готовит учащихся, помогает им осознать глубже замысел Гоголя.

А задача учеников - назвать ту опреде­ленную черту, свойственную каждому помещику, и доказать, что путь от Манилова к Плюшкину - это лестница вниз.


VI Рефлексивно-оценочный этап.

-Я вспомнил, что….

-Я понял…..

-Было интересно….

-Особенно понравилось…

-Выразило затруднение….

-Было сложно…


Домашнее задание.

Подготовить вопросы - тест для проверки знания текста главы

Дп. Обзор содержания, жанровое своеобразие «Мертвых душ»

Подготовить характеристику одному из героев.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
История создания поэмы «Мертвые души». Особенности жанра и композиции .

Автор: Лыткина Ольга Валерьевна

Дата: 27.11.2015

Номер свидетельства: 258952


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства