kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа-эпопеи «Война и мир».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель:          

  • Познакомить учащихся с историей создания «Войны и мира», жанровым своеобразием произведения, его проблематикой и основными героями;
  • развивать навыки конспектирования, связной речи;
  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа-эпопеи «Война и мир».»

10 класс

Урок № 74.

Тема. История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа-эпопеи «Война и мир».

Цель:

  • Познакомить учащихся с историей создания «Войны и мира», жанровым своеобразием произведения, его проблематикой и основными героями;

  • развивать навыки конспектирования, связной речи;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Эпиграф.

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого

до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости,

доступные человеку, - всё есть в этой картине.

Критик Н.Страхов


ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

IІ. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Работа с эпиграфом к уроку.

3. Вступительное слово учителя.

Роман «Война и мир» - одно из самых патриотичных произведений в русской литературе 19 века. К.Симонов вспоминал: «Для моего поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы м у стен Сталинграда, чтение «Войны и мира» в тот период нашей жизни стало навсегда запомнившимся портясением не только эстетическим, но и нравственным…» Именно «Война и мир» стала в годы войны книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух сопротивления, охвативший страну перед лицом вражеского нашествия… «Война и мир» была первой книгой, которая приходила нам на память, на войне».

Первая читательница романа, жена писателя С.А.Толстая, писала мужу: «Переписываю «Войну и мир» и меня очень нравственно, то есть духовно твой роман».


4. Из истории создания романа.

Роман создавался шесть лет, с 1863 по 1869 год, и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся – об этом говорят названия ранней редакции: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».


5. Важнейшие особенности Толстого-художника и мыслителя.
«Война и мир». Смысл заглавия.

Л.Н.Толстой создал своё моральное учение на основе учения христианского, но освобождённое от элементов официальной церковности. Сущность своего учения он изложил в сочинении «В чём моя вера?», в котором объявил о своём разрыве с официальной церковью. Созданное им оригинальное вероучение имеет три главных направления: опрощение, нравственное самоусовершенствование и непротивление злу насилием (призыв к борьбе со злом любыми средствами, кроме одного – насилия).

Отсюда утверждение двойного гуманизма: гуманизма не только целей, но и средств их достижения.

Основой нравственной позиции Толстого стал идеал «простоты, добра и правды», высказанный им в 3 томе романа «Война и мир» при оценке Наполеона: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Ценность человека или события Толстой измерял степенью его близости к народной правде. Отсюда и главная мысль романа – «мысль народная»: «В «Войне и мире» я люблю мысль народную». Этим объясняется и смысл слов «война» и «мир» в заглавии романа. Мир – это не только перерыв между боями, это и крестьянский мир, община, которая стала идеалом Толстого, так как в ней не было социального принуждения, её отличало равенство, опирающееся на нравственные основы. Значит, второй смысл слова «мир» - равенство, единство людей, а «война» - это принуждение, неравенство, наличие власти, разобщённость, заставляющая людей воевать за свои корыстные интересы.

Мир (мiръ)

Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Весь свет, Вселенная.

Братство людей, не зависящее от национальных и классовых различий.

Ближайшее окружение человека.

Крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.

Мировоззрение, круг идей героев романа.

Это жизнь.

Война

Важнейшие действия враждующих армий.

Воинственная враждебность людей, разделенных социальными и нравственными барьерами.

Зло, насилие, кровопролитие.

Разъединение людей, непонимание, эгоизм.

Конфликт человека с самим собой.

Все, что разрушает гармонию.

Это смерть.


6. Основной художественный приём «Войны и мира» - антитеза (противопоставление).

Этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805 – 1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые).


7. Система действующих лиц.

В романе более 200 действующих лиц (среди вымышленных много реальных). В изображении главных персонажей используются приемы АНТИТЕЗЫ и ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (Н.Г.Чернышевский назвал этот прием «диалектикой души»).

Героев романа нельзя по традиции условно разделить на «положительных» и «отрицательных». Толстой убежден, что нельзя называть человека плохим или хорошим, потому что «человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество». Он показывает героев неизменяемых, застывших и изменяющихся, делит их на любимых и нелюбимых, любимые принадлежат к полюсу «мира», нелюбимые – к полюсу «войны».

Любимые герои Толстого.

Эти герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья – меняются, и мы наблюдаем их эволюцию. Они способны к нравственному самоусовершенствованию, к духовным исканиям. Им свойствен самоанализ.

В отличие от нелюбимых, любимые герои писателя обычно не всегда красивы внешне, но щедро наделены внутренней красотой. Для них характерны неуспокоенность души, желание быть полезными, любить и быть любимыми. Главный объект творчества писателя – душа человека. Писателю интересно, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самого себя.

Полюс «мира» в романе – это кутузовское и каратаевское начало, к которому тянутся все Ростовы, Болконские, Тушин, Тимохин, Василий Денисов, партизаны, простые солдаты и весь народ.

Нелюбимые герои Толстого

Эти герои – Анна Павловна Шерер, Анатоль Курагин, Элен, князь Василий, маленькая княгиня – статичны. Они красивы внешне, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Для психологического анализа этих героев писатель использует повторяющиеся детали: много раз проходят перед нами, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен Курагиной. Духовная нищета нелюбимых героев особенно ярко показана в событиях 1812 года; они озабочены только собственной судьбой, а не судьбой страны. Характерно, что к концу романа люди типа Курагиных или Друбецких один за другим исчезают из текста – становятся окончательно неинтересны Толстому.

Высшим выражением «войны» является наполеоновское и курагинское начало. К «войне» относятся Друбецкие, Берг, всё окружение Александра I и Наполеона, штабные офицеры и светское дворянство.

Два героя (князь Андрей и Пьер) жёстко не прикреплены ни к одному из полюсов. Они сквозь разочарования, духовные кризисы пробиваются от «войны» (в начале романа, где увлечены Наполеоном), к народной «простоте, добру и правде», то есть к «миру».


8. Основные темы романа.

«Мысль народная». - Тема подвига русского народа в войне 1812 года является главной.

В изображении народа воплощен толстовский идеал «простоты, добра и правды». Писатель говорит о судьбах народных и судьбах отдельных людей, о народном чувстве как мериле нравственности. Все любимые герои Толстого – частица народа, и каждый из них по-своему близок народу. В огне народной войны происходит проверка людей: проявляется истинный и ложный патриотизм.

«Мысль семейная». - Тема семьи одна из главных и важных в романе.

Автор убежден, что только в семье человек получает все то, что определяет его характер, привычки, мировоззрение, и объясняет личные особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью к той или иной семье.

Проблематика романа.

  • Проблема роли личности и народных масс в истории.

  • Тема войны и мира, антивоенная тема.

  • Проблема взаимоотношений народа и дворянского класса.

  • Проблема истинного и ложного героизма.

  • Проблема обличения бездуховности высшего светского общества, его антипатриотизма.

  • Проблема поиска смысла жизни.

  • Проблема настоящей жизни. Отсюда и частные нравственные проблемы: долга и чести, дружбы, любви и другие.


9. «Война и мир» как роман-эпопея.

Роман-эпопея – это особый жанр, сочетающий в себе черты и романа и эпопеи. Романное начало проявляется в постановке проблемы личности, её идейно-нравственных исканий, в изображении сложного жизненного пути главных героев. При этом судьбы героев показаны на широком фоне русской жизни.

2. Эпическое начало проявляется в изображении важнейшего события в национальной истории – Отечественной войны 1812 года. Поэтому особую значимость приобретает проблема изображения народа. Отсюда же – большое количество массовых сцен и действующих лиц (свыше 550).

3. Соединение этих двух начал достигается тем, что идейно-нравственные искания отдельных героев даны в тесной связи с национально-историческими событиями. Автор показывает, что найти смысл жизни возможно лишь в единении с народом.

Признаки эпопеи.

  • В основе лежит важнейшее историческое событие, от которого зависит судьба целого народа (Отечественная война 1812 года).

  • Большое число действующих лиц различных сословий и классов.

  • Главный герой исторического романа - эпопеи – народ.


10. Композиция романа-эпопеи.

Чередование военных сцен с мирными:

1том. Война 1805-1807 годов за границей и мирная жизнь героев в России.

2 том. Отсутствие военных действий. Война представлена как борьба добра со злом за нравственные начала в человеке.

3 том. Война 1812 года.

4 том. Итоги нравственных исканий героев и партизанская война.

Эпилог. Судьбы героев после войны 1812 года.

Композиция 1 тома.

  • Сопоставление героев по их внутренним качествам, взглядам, поведению. Например, в 1 томе 1 части – противопоставление салону Шерер семей Ростовых и Болконских.

  • Наличие авторских философских отступлений, посвящённых проблеме роли личности и народных масс в истории.

  • Наличие пейзажных зарисовок, разнообразных по своей функциональной роли.

  • Обилие массовых сцен.

2 часть 1 тома.

Ключевые эпизоды:

1.Сцена смотра войск в Браунау (1-3 главы).

2. Изображение войны «в крови, в страданиях, в смерти». Сюжетная линия Николая Ростова (4, 8, 15,19 главы).

3. Шенграбенское сражение: лжегероизм (Жерков, Долохов) и истинный героизм Тимохина и Тушина (15-17, 20-21 главы).

4. Поведение князя Андрея, мечты о «Тулоне» (3, 12, 15-17, 20-21).

3 часть 1 тома.

Аустерлицкое сражение:

1. Кутузов и император Александр (15-16 главы).

2. Николай Ростов в бою (13,17,18).

3. Подвиг князя Андрея и его разочарование в Наполеоне (11-12, 16, 19).


11. Особенности психологизма в романе.

Психологизм – подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира человека. При помощи психологизма Толстой раскрывает нравственные искания своих героев, процесс постижения ими смысла жизни. Для этого он использует разные приёмы.

1. Психологический анализ. Автор анализирует и объясняет причины того или иного психологического состояния героев. (Чувства и переживания Андрея Болконского на Аустерлицком поле после ранения, восприятие Наташей оперы, впечатление Пьера Безухова от расстрела пленных).

2. Внутренний монолог. Автор передаёт поток мыслей и переживаний персонажа. (Пьер после дуэли с Долоховым, молитва Наташи, мысли Николая Ростова после атаки на французов).

3. «Диалектика души» (термин Чернышевского). Толстой одним из первых стал изображать внутренний мир человека в движении, динамике, раскрывая непрямые и часто нелогичные связи между мыслями, представлениями, воспоминаниями. ( Психологическое состояние Пьера в Торжке перед встречей с Баздеевым, мысли Наташи после встречи с Анатолем в опере).

4. Психологические детали (чаще – портрет, через который раскрывается внутреннее состояние души человека).

5. Сны (А. Болконский перед смертью), пограничные состояния сознания (бред Николая Ростова после ранения).


ІII. Подведение итогов урока.


IV. Домашнее задание.

1.Изучить материалы учебника, с.146-155, ч.2; составить тезисный план.

2.Перечитать т.1, ч.1 романа «Война и мир».

3.Охарактеризовать салон Анны Павловны Шерер.

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа-эпопеи «Война и мир».

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 23.09.2021

Номер свидетельства: 587352


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства