kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История одной дуэли. Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:     История одной дуэли. Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского.

Цели урока:

  1. Проверить и оценить знание обучающимися содержания прочитанных глав романа.

  2. Помочь обучающимся разобраться в причинах событий, приведших героев к трагической дуэли.

  3. Дать историко-бытовой комментарий происходящим событиям.

  4. Формировать у обучающих умения:

    • извлекать необходимую информацию из различных источников;

    • соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой изучаемой эпохи;

    • анализировать текст;

создавать устные и письменные монологические высказывания;
 

Форма урока: урок-размышление

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, декоративные свечи, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, видеофрагменты из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», текст романа, раздаточный материал.

Ход  урока

1. Организационный момент.

Работа со слайдами 1, 2

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы продолжаем знакомство с героями романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Нам предстоит определить тему урока. В этом нам поможет наш волшебный экран.

Да, дуэльные пистолеты, изображенные на слайде, подсказывают нам содержание нашей беседы: История одной дуэли. Как вы думаете, о каких героях мы поведем нашу речь?

Разминка (слайды 3-8)

Учитель: Для восстановления предыстории событий, изображенных в 6 главе, нам предстоит ответить на несколько вопросов, которые будут высвечиваться на экране.  Итак:

– О ком это сказано:

 «Ярем он барщины старинной

 Оброком лёгким заменил…» ?

– Кто «поклонник Канта и поэт»?

– Чья это характеристика:

«Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро весела…»?

– Чьё имя непривычно для романа?

– Кто любил Ричардсона?

2. Постановка проблемы урока и связанных с нею задач

Учитель: Обратите внимание на слайд. Как вы думаете, где Ленский, а где Онегин? (слайды 10-11)

Я предлагаю вам подписать эти рисунки прямо на слайде. (Один из учащихся выходит к интерактивной доске и подписывает маркером рисунки.)

По каким признакам вы узнали героев? Сравните Онегина с Ленским на этих слайдах. Насколько они схожи?

Почему же они стали друзьями? О чём ведут разговоры Онегин и Ленский?

Скажите, чем отличается Ленский от Онегина? Предлагаю вам записать эти отличия в нашу виртуальную записную книжку. (Один из учащихся выходит к интерактивной доске и делает маркером записи.)

3. Сопоставительная характеристика героев романа. Работа по таблице. (Задание 1)

Учитель: Какими чертами характера Онегин и Ленский отличались? Прочтите строфы 7–10, 15, 16, 19, 20 и заполните таблицу

4. Анализ эпизода, ставшего предтечей дуэли

Учитель: Почему Ленский вызвал на дуэль своего недавнего друга? Кто, на ваш взгляд, виноват в случившемся? Подтвердите свою мысль цитатами из романа и оцените  поведение героев в создавшемся конфликте (слайд 12).

5. Историко-бытовой комментарий к истории дуэлей в России

Один из обучащихся выступает перед классом с сообщением об особенностях проведения дуэли в России в первой половине 19 века. Выступление сопровождается показом слайдов

6. Обсуждение поведения героев на дуэли.

Чтение наизусть фрагментов главы

Учитель: Итак, нам стали известны некоторые положения дуэльного кодекса. Я прошу вас, исходя из полученных сведений, оценить поведение Онегина на дуэли. Как вы объясните его опоздание на дуэль и выбор секунданта?

Учитель: Как вы думаете, мог ли так и не прозвучать этот роковой выстрел? Какую, на ваш взгляд, роль играет этот эпизод в романе? (слайды 13-16)

7. Анализ фрагмента критической статьи Г.А. Гуковского.

Формулирование главной мысли фрагмента.

Работа на интерактивной доске

Учитель:  У исследователя Гуковского своя точка зрения на значимость центральных героев романа. Нам предстоит выделить главную мысль критика, которая заключена в предложенном фрагменте статьи. Мы можем это сделать на самом слайде. (Несколько учащихся с помощью цветного маркера выделяют на интерактивной доске главную мысль фрагмента.)

Учитель: Несомненно, у каждого из вас есть свое мнение по этому поводу. Вам предоставляется возможность аргументированно высказать его (слайд 17).

Работа с карточками. (Задания 2 и 3)

8. Выявление позиции автора и душевного состояния главного героя.

Учитель: Найдите, пожалуйста, в тексте главы сравнения, употребляемые автором применительно к смерти Ленского. Как эти образы помогают понять отношение Пушкина к гибели молодого поэта?

Перечитайте строфы 42-43. Что нам подсказывает, что Пушкин сочувствует Онегину? Почему и в этой сцене Онегин возбуждает не только осуждение, но и сострадание поэта? (слайды 18-19)

9. Подведение итогов урока

Учитель: Сегодня на уроке вы проделали большую работу и, думается, готовы ответить на последний вопрос:

Какую художественную задачу решает Пушкин в своем романе?

Учащиеся формулируют вывод:

Пушкин изображает человека, зависимого от среды, рисует трагедию целого поколения и утверждает идеал общества, которое даёт возможность человеку гармонично развиваться и применять свои силы только  для добрых начинаний.

10. Домашнее задание

Читать оставшиеся главы романа, выполнить задания, указанные на бланке

 

 



 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История одной дуэли. Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского »


Тема урока: История одной дуэли.

Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского.

Цели урока:

  1. Проверить и оценить знание обучающимися содержания прочитанных глав романа.

  2. Помочь обучающимся разобраться в причинах событий, приведших героев к трагической дуэли.

  3. Дать историко-бытовой комментарий происходящим событиям.

  4. Формировать у обучающих умения:

    • извлекать необходимую информацию из различных источников;

    • соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой изучаемой эпохи;

    • анализировать текст;

    • создавать устные и письменные монологические высказывания;

Форма урока: урок-размышление

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, декоративные свечи, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, видеофрагменты из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», текст романа, раздаточный материал.



Ход урока

1. Организационный момент.


Работа со слайдами 1, 2

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы продолжаем знакомство с героями романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Нам предстоит определить тему урока. В этом нам поможет наш волшебный экран.

Да, дуэльные пистолеты, изображенные на слайде, подсказывают нам содержание нашей беседы: История одной дуэли. Как вы думаете, о каких героях мы поведем нашу речь?



Разминка (слайды 3-8)

Учитель: Для восстановления предыстории событий, изображенных в 6 главе, нам предстоит ответить на несколько вопросов, которые будут высвечиваться на экране. Итак:


О ком это сказано:

«Ярем он барщины старинной

Оброком лёгким заменил…» ?


– Кто «поклонник Канта и поэт»?


– Чья это характеристика:

«Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро весела…»?


– Чьё имя непривычно для романа?


– Кто любил Ричардсона?


2. Постановка проблемы урока и связанных с нею задач

Учитель: Обратите внимание на слайд. Как вы думаете, где Ленский, а где Онегин? (слайды 10-11)

Я предлагаю вам подписать эти рисунки прямо на слайде. (Один из учащихся выходит к интерактивной доске и подписывает маркером рисунки.)

По каким признакам вы узнали героев? Сравните Онегина с Ленским на этих слайдах. Насколько они схожи?

Почему же они стали друзьями? О чём ведут разговоры Онегин и Ленский?

Скажите, чем отличается Ленский от Онегина? Предлагаю вам записать эти отличия в нашу виртуальную записную книжку. (Один из учащихся выходит к интерактивной доске и делает маркером записи.)


3. Сопоставительная характеристика героев романа. Работа по таблице. (Задание 1)


Учитель: Какими чертами характера Онегин и Ленский отличались? Прочтите строфы 7–10, 15, 16, 19, 20 и заполните таблицу


























4. Анализ эпизода, ставшего предтечей дуэли

Учитель: Почему Ленский вызвал на дуэль своего недавнего друга? Кто, на ваш взгляд, виноват в случившемся? Подтвердите свою мысль цитатами из романа и оцените поведение героев в создавшемся конфликте (слайд 12).


5. Историко-бытовой комментарий к истории дуэлей в России

Один из обучащихся выступает перед классом с сообщением об особенностях проведения дуэли в России в первой половине 19 века. Выступление сопровождается показом слайдов

6. Обсуждение поведения героев на дуэли.

Чтение наизусть фрагментов главы

Учитель: Итак, нам стали известны некоторые положения дуэльного кодекса. Я прошу вас, исходя из полученных сведений, оценить поведение Онегина на дуэли. Как вы объясните его опоздание на дуэль и выбор секунданта?

Учитель: Как вы думаете, мог ли так и не прозвучать этот роковой выстрел? Какую, на ваш взгляд, роль играет этот эпизод в романе? (слайды 13-16)


7. Анализ фрагмента критической статьи Г.А. Гуковского.

Формулирование главной мысли фрагмента.

Работа на интерактивной доске


Учитель: У исследователя Гуковского своя точка зрения на значимость центральных героев романа. Нам предстоит выделить главную мысль критика, которая заключена в предложенном фрагменте статьи. Мы можем это сделать на самом слайде. (Несколько учащихся с помощью цветного маркера выделяют на интерактивной доске главную мысль фрагмента.)

Учитель: Несомненно, у каждого из вас есть свое мнение по этому поводу. Вам предоставляется возможность аргументированно высказать его (слайд 17).


Работа с карточками. (Задания 2 и 3)






























8. Выявление позиции автора и душевного состояния главного героя.

Учитель: Найдите, пожалуйста, в тексте главы сравнения, употребляемые автором применительно к смерти Ленского. Как эти образы помогают понять отношение Пушкина к гибели молодого поэта?

Перечитайте строфы 42-43. Что нам подсказывает, что Пушкин сочувствует Онегину? Почему и в этой сцене Онегин возбуждает не только осуждение, но и сострадание поэта? (слайды 18-19)


9. Подведение итогов урока

Учитель: Сегодня на уроке вы проделали большую работу и, думается, готовы ответить на последний вопрос:

Какую художественную задачу решает Пушкин в своем романе?

Учащиеся формулируют вывод:

Пушкин изображает человека, зависимого от среды, рисует трагедию целого поколения и утверждает идеал общества, которое даёт возможность человеку гармонично развиваться и применять свои силы только для добрых начинаний.


10. Домашнее задание

Читать оставшиеся главы романа, выполнить задания, указанные на бланке





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
История одной дуэли. Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского

Автор: Гусейнов Айдын Нурали оглы

Дата: 29.11.2014

Номер свидетельства: 137220


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства