Тема урока: История одной дуэли. Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского.
Цели урока:
-
Проверить и оценить знание обучающимися содержания прочитанных глав романа.
-
Помочь обучающимся разобраться в причинах событий, приведших героев к трагической дуэли.
-
Дать историко-бытовой комментарий происходящим событиям.
-
Формировать у обучающих умения:
-
извлекать необходимую информацию из различных источников;
-
соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой изучаемой эпохи;
-
анализировать текст;
-
создавать устные и письменные монологические высказывания;
Форма урока: урок-размышление
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, декоративные свечи, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, видеофрагменты из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», текст романа, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
Работа со слайдами 1, 2
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы продолжаем знакомство с героями романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Нам предстоит определить тему урока. В этом нам поможет наш волшебный экран.
Да, дуэльные пистолеты, изображенные на слайде, подсказывают нам содержание нашей беседы: История одной дуэли. Как вы думаете, о каких героях мы поведем нашу речь?
Разминка (слайды 3-8)
Учитель: Для восстановления предыстории событий, изображенных в 6 главе, нам предстоит ответить на несколько вопросов, которые будут высвечиваться на экране. Итак:
– О ком это сказано:
«Ярем он барщины старинной
Оброком лёгким заменил…» ?
– Кто «поклонник Канта и поэт»?
– Чья это характеристика:
«Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро весела…»?
– Чьё имя непривычно для романа?
– Кто любил Ричардсона?
2. Постановка проблемы урока и связанных с нею задач
Учитель: Обратите внимание на слайд. Как вы думаете, где Ленский, а где Онегин? (слайды 10-11)
Я предлагаю вам подписать эти рисунки прямо на слайде. (Один из учащихся выходит к интерактивной доске и подписывает маркером рисунки.)
По каким признакам вы узнали героев? Сравните Онегина с Ленским на этих слайдах. Насколько они схожи?
Почему же они стали друзьями? О чём ведут разговоры Онегин и Ленский?
Скажите, чем отличается Ленский от Онегина? Предлагаю вам записать эти отличия в нашу виртуальную записную книжку. (Один из учащихся выходит к интерактивной доске и делает маркером записи.)
3. Сопоставительная характеристика героев романа. Работа по таблице. (Задание 1)
Учитель: Какими чертами характера Онегин и Ленский отличались? Прочтите строфы 7–10, 15, 16, 19, 20 и заполните таблицу
4. Анализ эпизода, ставшего предтечей дуэли
Учитель: Почему Ленский вызвал на дуэль своего недавнего друга? Кто, на ваш взгляд, виноват в случившемся? Подтвердите свою мысль цитатами из романа и оцените поведение героев в создавшемся конфликте (слайд 12).
5. Историко-бытовой комментарий к истории дуэлей в России
Один из обучащихся выступает перед классом с сообщением об особенностях проведения дуэли в России в первой половине 19 века. Выступление сопровождается показом слайдов
6. Обсуждение поведения героев на дуэли.
Чтение наизусть фрагментов главы
Учитель: Итак, нам стали известны некоторые положения дуэльного кодекса. Я прошу вас, исходя из полученных сведений, оценить поведение Онегина на дуэли. Как вы объясните его опоздание на дуэль и выбор секунданта?
Учитель: Как вы думаете, мог ли так и не прозвучать этот роковой выстрел? Какую, на ваш взгляд, роль играет этот эпизод в романе? (слайды 13-16)
7. Анализ фрагмента критической статьи Г.А. Гуковского.
Формулирование главной мысли фрагмента.
Работа на интерактивной доске
Учитель: У исследователя Гуковского своя точка зрения на значимость центральных героев романа. Нам предстоит выделить главную мысль критика, которая заключена в предложенном фрагменте статьи. Мы можем это сделать на самом слайде. (Несколько учащихся с помощью цветного маркера выделяют на интерактивной доске главную мысль фрагмента.)
Учитель: Несомненно, у каждого из вас есть свое мнение по этому поводу. Вам предоставляется возможность аргументированно высказать его (слайд 17).
Работа с карточками. (Задания 2 и 3)
8. Выявление позиции автора и душевного состояния главного героя.
Учитель: Найдите, пожалуйста, в тексте главы сравнения, употребляемые автором применительно к смерти Ленского. Как эти образы помогают понять отношение Пушкина к гибели молодого поэта?
Перечитайте строфы 42-43. Что нам подсказывает, что Пушкин сочувствует Онегину? Почему и в этой сцене Онегин возбуждает не только осуждение, но и сострадание поэта? (слайды 18-19)
9. Подведение итогов урока
Учитель: Сегодня на уроке вы проделали большую работу и, думается, готовы ответить на последний вопрос:
Какую художественную задачу решает Пушкин в своем романе?
Учащиеся формулируют вывод:
Пушкин изображает человека, зависимого от среды, рисует трагедию целого поколения и утверждает идеал общества, которое даёт возможность человеку гармонично развиваться и применять свои силы только для добрых начинаний.
10. Домашнее задание
Читать оставшиеся главы романа, выполнить задания, указанные на бланке