kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исторические народные песни о Ермаке и Степане Разине (урок литературы в 7 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: - познакомить с историческими народными песнями;

            - определить, в чем заключается своеобразие исторических песен;

            - определить особенности построения исторических песен, средства создания художественных образов;

            - развивать аналитические умения и навыки;

            - воспитывать художественный вкус, интерес к историческому наследию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исторические народные песни о Ермаке и Степане Разине (урок литературы в 7 классе) »

Тема: Исторические народные песни о Ермаке и Степане Разине

Цели: - познакомить с историческими народными песнями;

- определить, в чем заключается своеобразие исторических песен;

- определить особенности построения исторических песен, средства создания художественных образов;

- развивать аналитические умения и навыки;

- воспитывать художественный вкус, интерес к историческому наследию.


Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Целеполагание.

  3. Проверка домашнего задания.

Сопоставьте текст песни и стихотворения И.Сурикова «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина..». Как при этом изменилось стихотворение?

Иван Захарович Суриков

Рябина


«Что шумишь, качаясь,

Тонкая рябина,

Низко наклоняясь

Головою к тыну?»


- «С ветром речь веду я

О своей невзгоде,

Что одна расту я

В этом огороде.


Грустно, сиротинка,

Я стою, качаюсь,

Что к земле былинка,

К тыну нагибаюсь.


Там, за тыном, в поле,

Над рекой глубокой,

На просторе, в воле,

Дуб растет высокий.


Как бы я желала

К дубу перебраться;

Я б тогда не стала

Гнуться да качаться.


Близко бы ветвями

Я к нему прижалась

И с его листами

День и ночь шепталась.


Нет, нельзя рябинке

К дубу перебраться!

Знать, мне, сиротинке,

Век одной качаться».


«Что шумишь, качаясь,

Тонкая рябина,

Головой склоняясь

До самого тына?»


-«Там, через дорогу,

За рекой широкой,

Так же одиноко

Дуб стоит высокой.


Как бы мне, рябине,

К дубу перебраться?

Я б тогда не стала

Гнуться и качаться.


Тонкими ветвями

Я б к нему прижалась

И с его листвою

День и ночь шепталась».


Но нельзя рябине

К дубу перебраться.

Знать ей, сиротине,

Век одной качаться.


Сравнивая варианты стихотворения и песни, мы видим, что в первой строфе исчезает звуковой образ – «шумишь» и появляется более зримый образ девушки – «головой склоняясь». Во второй строфе исчезает образ ветра, которому о своей невзгоде поведала рябина. Исчезает слово, снижающее поэтический образ – «огород». Точнее, в песню не включены 2,3 строфы. В четвертой строфе песни появляется худ. деталь – «тонкими ветвями», символизирующая тонкие руки девушки. Общим для песни и стихотворения остается мотив одиночества, тоски, неразделенной любви, что характерно для многих народных песен. Это и сближает песню «Рябина» с народными.

2. Какую литературную лирическую песню из списка для дополнительного чтения вы подготовили дома?

IV. Подготовка к восприятию новой темы.

- Мы с вами познакомились с лирическими народными и литературными песнями. И нас ждет встреча с историческими песнями. Чем же отличались исторические и лирические песни? Как и лирические, исторические песни поэтичны, они передают переживания певца по поводу происходящего, но их образы более конкретны. Поэтому в них реже встречаются символы, постоянные эпитеты, причем большинство из них носит оценочный характер (рать великая, удалой казак). Появляются и новые эпитеты, дающие явлению, предмету. Образу более достоверную характеристику: историческую, географическую, бытовую (донской казак, Царство Сибирское, народный заступник). И, конечно же, знакомясь с историческими песнями мы должны вспоминать и исторические события, о которых поется в песне, и исторических лиц – героев песен.

V. Знакомство с личностью Ивана Грозного, Ермака Тимофеевича.

Много можно говорить о личности царя Ивана Грозного, о его мудрости и о его прихотях, о его жестокости и его милосердии, но главной заслугой Ивана Грозного принято считать расширение границ Московского государства.

Заслуга же в освоении Сибири (татарского царства) принадлежит Ермаку – вольному казаку. . Но казак, по народному понятию, был не только тот, кто шел на Дон или в Сечь и поступал в военное братство, для всех открытое: всякий удалец, который искал воли, не хотел подчиняться власти, всякий шатавшийся беглец был в народном смысле казак. Так собирались разбойничьи шайки и называли себя казаками, а своих предводителей называли атаманами.

1 сентября 1582 г. казаки под началом Ермака, проплывши Тагилом, встретили городок, где люди никогда не слыхали огнестрельного оружия; как только казаки дали залп, они тотчас бежали. Казаки разорили городок Епанчи.

Беглецы принесли весть Кучуму (татарскому хану) о нашествии русских людей. "Пришли, - говорили они, как пишут русские летописцы, - воины с такими луками, что огонь из них пышет, а как толкнет, словно гром с небес. Стрел не видно, а ранит и на смерть бьет, и никакими сбруями нельзя защититься! И панцири и кольчуги наши навылет пробивают".

Эти события отобразил Василий Иванович Суриков в своей картине «Завоевание Сибири Ермаком» (1895 год). Практически без боя и взял Ермак столицу Сибири с таким же названием – Сибирь. 2 года казаки мирно жили в Сибири, осаждая немногочисленные вылазки врагов.

В августе 1584 года проведал Ермак, что в Сибирь идет бухарский караван с товарами и сам Кучум хочет перерезать ему путь и захватить товары. Ермак отправился со своей дружиной на устье реки Вагая, впадающей в Иртыш, с тем, чтобы дать каравану свободный путь по Иртышу. Целый день ожидал он каравана, не видал его и, утомившись, расположился с казаками на отдых на берегу Иртыша. Ночь была дождливая и бурная. Все казаки заснули глубоким сном. Татары напали на них и начали резать сонных. Ермак, пробудившись, бросился к своему стругу, но струг стоял далеко от берега. Ермаку нужно было проплыть до него несколько шагов. Он бросился в своей броне в воду и утонул.

Но Ермак сделал свое дело. По следам его двинулась Русь в неизмеримые страны Северной Азии, покоряя страну за страной, подчиняя русским царям один татарский народец за другим, оставляя повсюду следы своего поселения.

Исторические песни воспевали Ермака и как разбойничьего атамана, и как «Завоевателя границ государственных».

VI. Выразительное чтение исторической народной песни «Ермак и Иван Грозный».

- Слушая эту песню, попробуйте определить, что сближает историческую песню с былиной?

VII. Аналитическая беседа по исторической народной песне «Ермак и Иван Грозный».

1. Что сближает историческую песню с былиной?

- И былина, и историческая песня прославляют тех, кто был защитником земли русской, заступником народным. В исторической народной песне «Ермак и Иван Грозный» употребляется былинный возглас «Ой ты гой еси», употребляются повторы, как и в былинах.

2. Что отличает исторические песни от былин? Ответ на этот вопрос (и другие, что записаны на доске) мы узнаем, прочитав статью в учебнике «Народные исторические песни».

- Связь с определенными историческими событиями и лицами, краткость, реалистичность описаний отличают исторические песни от былин. Вспомним былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник». В былине часто употребляется гипербола. Преувеличивается сила богатыря: Илья Муромец, как лебединое перышко, поднимает палицу весом в 90 пудов. Взмахом руки он валит наземь полчища врагов и т.д. В былинах много повторений. Повторяются слова, словосочетания и даже целые эпизоды.

3. Почему исторические народные песни относят к эпическим жанрам?

- Исторические песни повествуют не о личных чувствах и переживаниях исполнителя, а о тех событиях, что оставили глубокий след в истории народа.

4. Каким предстает в песне Иван Грозный? Ермак?

5. Каковы художественные особенности этой песни7

Начало песни – это обращение к царю. Для былин и народных песен характерно употребление обращений. Присутствуют в песне и эпитеты: православный царь, воровской донской атаманушка, сине море, не орленые корабли, буйная головушка, славный тихий Дон. Эти эпитеты дают образу достоверную характеристику (географическую - донской атаманушка, славный тихий Дон; историческую - православный царь, не орленые корабли, бытовую - воровской

атаманушка). В песне отсутствует рифма и ритм.

VIII. Слово учащихся об Емельяне Пугачеве.

IX.Выразительное чтение народной песни «Об Емельяне Пугачеве» и беседа по ней.

  1. Каким предстает в песне Емельян Пугачев?

  2. Что общего и в чем различие исторической песни об Емельяне Пугачеве и лирической народной песни «Не шуми, мати зеленая дубровушка», которую исполняли Пугачев и его товарищи в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»7

Общее: заунывная бурлацкая песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка» и песня о Емельяне Пугачеве имеют одинаковую концовку. В них говорится о виселице, о том, что герою придется положить буйну голову в Москве.

X. Обобщение.

Подведите небольшой итог. Что воспевал народ в исторических песнях? Какие важные события были в центре внимания создателей исторических песен?

XI. Домашнее задание. Выучить одну из народных песен наизусть.

XII. Итог урока




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Исторические народные песни о Ермаке и Степане Разине (урок литературы в 7 классе)

Автор: Ведерчик Валентина Владимировна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104292


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства