kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Историческая личность глазами автора в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок стоит на стыке литературы и истории, поскольку помогает детям актуализировать знания, полученные ими об эпохе Екатерины Великой, восстании Пугачева, которые они получили на истории и посмотреть на это время глазами литературных героев повести "Капитанская дочка", а также найти отражения образа Пугачева в воспоминаниях современников и в народных песнях, посвященных Емельяну Пугачеву. Это помогает шире взглянуть на личность Пугачева и составить о нем собственное мнение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Историческая личность глазами автора в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" »

Конспект урока

Тип урока: открытие нового знания.

Объект исследования: Е. Пугачев в повести «Капитанская дочка»

Тема урока: Историческая личность глазами автора

Цель: формировать у учащихся учебно – познавательный интерес литературным произведениям, отражающим авторский взгляд на историю России на основе самостоятельного анализа произведения.

Задачи:

  • Предметные: - продолжить формирование умения анализировать художественный текст

  • - практиковаться в создании собственного текста, отражающего аргументированную в отношении изучаемого материала

  • Метапредметные: * формировать интерес к учебному материалу не только с точки зрения литературы, но и истории;

*регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; правильно , распределять время для решения учебной задачи;

*познавательные: привлекать для решения учебной задачи

дополнительные источники, осуществляя отбор нужной информации

*коммуникативные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; работать в содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости;

  • Личностные: - проявление самостоятельности в разных видах деятельности; оценивать свои действия.



Методы обучения: продуктивный. Формы познавательной деятельности учащихся: групповая





Этап урока

Содержание (деятельность учителя и учащихся)

УУД

1.Мотивационный (орг. момент) Цель: включение учащихся в учебную деятельность.











2.Актуализация знаний.

Цель: повторение пройденного, подготовка к созданию ситуации затруднения



3.Постановка учебной задачи. (определение места и причины затруднения). Цель: сообщение нового материала через проблему; определение темы и цели урока.












4. Открытие нового материала.


Цель: организация учащихся на исследование проблемной ситуации













5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: степень освоения нового материала.







6. Первичная

проверка знаний



7.Рефлексия деятельности. ( итог урока)


Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке.

















Мы с вами начали изучение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В какую историческую эпоху происходят события? В этот период на слуху у всех было слово «Самозванец», дайте определение, кто такой самозванец.






В повести А.С. Пушкина встречаемся с одним из самых ярких «Самозванцев России». Давайте посмотрим, что говорят о нем современники и кто эти люд. (Приложение 1)

На доске фиксируем

СОЛДАТЫ. КАЗАКИ, ПОМЕЩИКИ, КРЕСТЬЯНЕ

- Можно ли дать однозначную оценку личности Пугачева по данным источникам? Почему?

-Мы позакомились с разными мнениями, есть свое мнение и у Пушкина в «Капитанской дочке», посоветуйтесь с соседом и попробуйте сформулировать цель нашего урока. (записать в тетрадь, озвучить) - Итак, чья пара готова, назовите.


- Для максимального достижения цели мы должны рассмотреть фигуру Пугачева с разных сторон, а поэтому прямо посередине нашего класса сейчас пролегла линия фронта, справа территория под властью казаков, слева – верноподданные Екатерины. Но это не все, ребята справа делятся на казаков из войска Пугачева и на обывателей (местных жителей), ребята слева – на местных жителей и представителтей регулярных войск. Какова ваша цель?

- В каком жанре будет представлено ваше мнение? Песня, письмо

- Время нашего урока ограничено, как мы распределим оставшееся время?





Работа в группах.













Презентация.




Выслушав мнения всех групп, вы можете сейчас присоединиться к той группе, чью точку зрения вы разделяете. Аргументируйте свой выбор.

Чтобы оценить вклад каждого в работу, заполните анкету. (Приложение 2)

Спасибо всем за интересную работу!




Регулятивные (саморегуляция т.е.способность к мобилизации сил, преодолению препятствий).


























Познавательные (в соответствии задания строить ответ в устной форме, устанавливать причинно – следственные связи извлечение необходимой информации, приведение доказательств).


Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)











Коммуникативные (построение учебного сотрудничества со сверстниками).

Регулятивные (целеполагание)


















Регулятивные (сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения планирование, самоконтроль, )

Коммуникативные (построение учебного сотрудничества со сверстниками).

Познавательные (смысловое чтение, умение искать нужную информацию в тексте, определять основную и второстепенную информацию. составлять целое из его частей, формулирование затруднения, строить текст определенного жанра.)

Логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения)


Коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведением партнера)

Личностные (действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания)



Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности























Приложение 1

Солдатская песня

Яицкие казаки 
Бунтовщики были, дураки...
Генерала они убили,
В том не мало их судили;
Государыня простила —
Жить по старому пустила.
Они, сердце свое разъяря,
Пошли искать царя...
Нашли себе царя —
Донского казака.
Донского казака —
Емельяна Пугача!

(Один из современников Пушкина, историк).

Емелька Пугачёв, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают.

История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек, какою адскою злобою может быть преисполнено его сердце.

__________________________________________________-


Казацкая песня


«Уж ты, ворон сизокрылый,

Ты скажи, где милый мой?»

«А твой милый – на работе,

На литейном на заводе;

Не пьет милый, не гуляет,

Медны трубы выливает,

Емельяну помогает.

Прошла слава по народу,

Что, Пугач казачья роду,

Твой-то милый тож казак,

Помогать казакам рад.

Он напрасно помогает

Из Расеи – тьма солдат

На Урал идут, Пугача возьмут,

Полонят его и всю армию.

Твоему казаку снимут голову,

Снимут голову, пустят по-воду.

А тебе, молодой, век вдовою быть,

Век вдовою быть и бунтаршей слыть».

«Я солдатов не боюся,

С милым вместе отобьюся.

Лети, ворон сизокрылый,

А я – следом за тобой,

Где горюшенька мой милый

Проливает кровь рекой»





№ 6. Указ Пугачева крестьянам

...кои прежде были дворяне в своих поместиях и водчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами...

...Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподдаными рабами собственной нашей короне и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, волностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без аброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян градцких мздоимцев-судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягощениев.















Приложение 2

Кто внес наибольший вклад в работу группы, в чем это выражалось?


Оцени свой вклад в работу группы

Активно высказывал свое мнение

Высказывался нечасто, но всегда по существу

Внимательно слушал товарищей

Не мешал товарищам обсуждать тему

Что помешало вашей группе достичь максимального результата

Неумение договориться

Недостаток времени

Плохое знание текста

Неточное выражение своего мнения



9






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Историческая личность глазами автора в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Автор: Савельева Ирина Владиславовна

Дата: 09.06.2015

Номер свидетельства: 218601


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства