Истинная красота в сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда»
Истинная красота в сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда»
На этом уроке ребята познакомятся с творчестом Уайльда Оскара и научатся различать добро и зло. Ребята вместе с учителем работают над произведением, анализируют его, выполняют иллюстрации, делают выводы. Разбирая это произведение, учащиеся самостоятельно приходят к выводу: никому нельзя делать зло, потому что оно к тебе вернется.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Истинная красота в сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда» »
Тема: «Истинная красота в сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда»
…что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Ход урока:
Орг. момент
Установка благоприятной обстановки урока
Закройте на минутку глаза. Представьте себе самого близкого вам человека, улыбнитесь ему. Откройте глаза. Подарите свои улыбки своим одноклассникам и мне. Ну что, готовы к уроку? Итак начинаем.
Вашим домашним заданием было прочитать сказку Оскара Уайльда. Знакомясь с любым художественным произведением, какую цель мы для себя ставим?
(постановка целей самими учащимися)
Дети отвечают: Понять, что хотел сказать автор своим произведением. Должны научиться выразительному чтению. Научиться пересказывать. Уметь давать развёрнутые ответы на вопросы. Цитировать текст, в подтверждение своих мыслей.
Вступительное слово учителя:
Каждое произведение литературы – всегда «загадка», и в нём часто бывает не один, а несколько правильных ответов, поэтому каждый из вас вправе высказать свою точку зрения, не боясь, что она будет неправильной.
В связи с этим я хочу загадать вам пару загадок:
1. По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает.
2. Вечером цветут, утром увянут,
Днем спят, ночью пробуждаются.
Конечно, это звёзды. Но речь сегодня пойдет не только о звездах.Сегодня мы с вами поговорим о красоте. О красоте человека. В чём сила красоты? Почему она так волнует людей? И что же скрывается за этой красотой?
Многие пытались понять, какую роль в жизни играет красота и
«Почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Этот вопрос задавал наш русский поэт Н. Заболоцкий. Может ответить на него сказка английского писателя Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда», которую вы читали дома.
(запись в тетрадь числа и темы урока)
Слово учителя.
Показ презентации:
Посмотрите на портрет писателя. Привлекательный, по моде одетый молодой человек.
Родился Оскар Уайльд в 1854 году в Дублине, в семье известного ирландского хирурга и англичанки-поэтессы. Он получил хорошее образование. Учился в Дублинском колледже, в 1879 году окончил Оксфордский университет, путешествовал по Италии и Греции.
Был признан законодателем мод, но главным его достоинством было умение вести беседу. Он стремился блистать и удивлять общество. Весь аристократический Лондон подражал Уайльду. С ним много и охотно общались различные люди, его внимательно слушали и говорили, что у него «золотой» язык и необычайное чувство коммуникабельности, магическое умение себя слушать
Он говорил… Он рассказывал десятки сказок и весёлых историй.
Он автор таких сказок, как «Счастливый принц», «Соловей и роза», «Великан-эгоист», «Молодой король», «Кентервильское привидение», «Мальчик-Звезда» и другие.
Как мы уже говорили, каждое литературное произведение “загадка”. Иногда отгадка хранится в названии произведения. Отгадывает «загадки» всегда лучше тот, кто внимательно следит за «подсказками» автора. Одной из таких подсказок часто бывает название. Сказка английского писателя Оскара Уайльда озаглавлено необычно: «Мальчик – звезда».
-- Как вы думаете, какое слово в этом название самое загадочное? Почему? Что такое звезда?
У вас у всех на столе информационные листки, посмотрите, пожалуйста. Сегодня ваша оценка за урок будет складываться из оценки за устные ответы и за работу с информационным листком.
- Что вы можете сказать о слове “звезда”?
Ответ: многозначное.
- Какие значения этого слова использует автор в своей сказке?
Ответ:
1. Небесное светило. 2. Знаменитость.
- Подберите ассоциации к слову “звезда” в первом и во втором значениях, запишите их в информационный листок.
Примерные ответы детей: Небесное светило – холодный свет, очень далеко, светит, но не греет, красиво сверкает. Знаменитость – звёздная болезнь, звёздность.
- Каковы симптомы звёздной болезни?
Ответы детей: Человек высокого мнения о себе, возвышается над другими, считает, что он лучше.
- Итак, слово “звезда” напоминает о неземной красоте и в то же время о высокомерии.
Сегодня на уроке мы проанализируем произведение “Мальчик – звезда”. Попробуем ответить на главный вопрос:
Какая красота может изменить мир к лучшему?
5.Беседа по тексту.
Давайте же посмотрим, насколько герой оправдывает те представления, которые мы обсудили. При каких обстоятельствах мы впервые узнаём о Мальчике-звезде?
Ответ: В зимнем лесу его находят лесорубы. Лесорубы стали свидетелями удивительной картины: с неба упала необычно яркая звезда и опустилась неподалёку от них. Надеясь, что это кусок золота, они подбежали к месту падения звезды и обнаружили ребёнка, одетого в плащ из золотой ткани и янтарное ожерелье на нём.
- Как собираются поступить лесорубы? Найдите в сказке ответ и прочитайте - (стр.35)
- Почему один из лесорубов взял ребёнка, хотя сам был беден? (нельзя совершать зло)(значит мы можем сказать, что если оставить ребенка в лесу– значит совершить злое дело)
- Какой была реакция жены лесоруба, когда он принёс в дом младенца? ( В её колебаниях – большая ответственность за свою семью, за этого ребёнка)
- Каким словом оценивает лесоруб поведение жены в данной ситуации? (каменное сердце - холодное, равнодушное, безразличное к чужим страданиям)
Делаем вывод: жизнь лесорубов одинаково тяжела, но поступают они по-разному.
- В какую семью попадает мальчик?
Ответ: Бедную, но трудолюбивую, заботливую, любящую. У них у самих много детей. Поначалу жена лесоруба сомневалась, смогут ли они прокормить и воспитать дитя, явно более богатое, чем они. Она понимала ответственность за его судьбу. Это люди с добрым сердцем.
Итак, мальчик стал жить в семье Лесоруба.
- Что его отличало от всех людей в посёлке? (красота) Найдём портрет мальчика и прочитаем (стр. 34)
Работа с таблицей в информационном листе
- Какова внешность героя? Какие приёмы использует автор, чтобы подчеркнуть красоту мальчика? Запишите в таблицу.
Ответ: Эпитет – золотые, сравнения с цветами.
- В образе мальчика есть что-то величественное. Соответствует ли внешняя красота его внутреннему миру?
Ответ: Нет. Он вырос жестоким, себялюбивым, надменным.
- Какую палитру красок возьмёте, чтобы изобразить внутренний мир героя? Докажите, что душа героя черна и в ней нет места доброте. Заполняем третью колонку таблицы – отношение к людям.
Ответ: Смотрит на людей свысока, оскорбляет, называет слугами, не испытывает сострадания, швыряет камнями в нищих, груб, дерзок с лесорубом.
- Что принесла красота мальчика семье лесоруба и их селению? (Она принесла только зло т.к. у мальчика- звезды холодная, бездушная, бессердечная красота.)
- А вам он нравится? Почему? (он злой, жестокий, бесчувственный, грубый, высокомерный. Мальчик живёт среди людей, но презирает их, считая себя выше всех, думая, что все должны восхищаться и любоваться им.)
- Стал бы герой таким, если бы сверстники не повиновались ему, не поддерживали во всем? (Мальчик- звезда вел себя так, потому что чувствовал одобрение и поддержку сверстников и хотел утвердить свое превосходство над ними.)
Вывод: Красота - это сокровище. Но распорядиться ей как и любым сокровищем, можно по-разному. Важно, чтобы красота несла миру, людям свет, тепло, а не эгоизм, зло и жестокость.
Какой эпизод вы считаете самым главным? (встречу Мальчика – звезды с матерью).
- Как выглядела эта женщина, давайте найдем в тексте и прочитаем? – (стр.35)
- Почему?
- Когда мы начинаем догадываться, что перед нами не простая нищенка, а мать Мальчика – звезды? (Когда она начинает расспрашивать, не было ли у него на шее янтарного ожерелья, золотого плаща)
- Что испытывала, что чувствовала женщина, когда Мальчик - звезда швырял в неё камнями и насмехался над ней?
Вывод: Самый жестокий поступок, который совершил мальчик – звезда – это отказ от матери.
- Почему Мальчик так себя ведёт? (ценит только свою красоту, считает себя необыкновенным и стесняется бедной матери)
- Как он был за это наказан? (Он стал мерзок, как жаба. Его облик стал соответствовать внутреннему миру. Отношение окружающих меняется: люди смеются над ним, дразнят, сторонятся его.)
Учитель: Слова главного героя звучат гневно, презрительно, «он наглухо затворил своё сердце». Последняя его реплика становится роковой для него самого. Оскорбление, нанесённое матери, возвращается к обезображенному Мальчику-звезде.
Да, он обижал всех, и теперь люди и звери платят ему тем же. Так он скитался три года, много пережил, перестрадал. Представим себе эти моменты его жизни.
- Что изменилось в характере Мальчика после этих страданий? (он стал добрым, сердечным, уважительным, щедрым)
- Какие слова появляются в словаре автора, когда он рисует, как тает «каменное сердце» мальчика? (заплакал, стал просить прощения, позабыл про свою беду, сжалился, снова пожалел)
- Внешность мальчика, когда он совершает добрые поступки, по-прежнему некрасива, но кажется ли он нам таковым, т.е. непривлекательным (нет , потому что он совершает добрые поступки).
- Что больше всего ценит Мальчик – звезда в конце сказки? (любовь и прощение родителей, возможность помогать людям)
- Что несёт его правление людям? (Добро и милосердие, которое меняют окружающий мир к лучшему)
Соответствует ли теперь его внешность его поступкам?
Что же может и должна нести людям красота? В чём истинная красота человека?
Вывод: Красота должна нести людям свет и добро, а не зло и жестокость. Истинная красота человека в гармонии его внешнего и внутреннего мира.
Заключительная беседа
- Прочитаем, какими качествами обладал Мальчик-звезда в нашей сказке? (На экране - жестокость, доброта, любовь, эгоизм, милосердие, гордость, справедливость, холодность) - Давайте оставим те качества, благодаря которым Мальчик-звезда стал правителем. Уберите всё ненужное по вашему мнению. - Вот это и есть основные качества звезды. Чтобы стать звездой, нужно обладать этими качествами. - Молодцы, ребята, вы проделали большую работу: прочитали сказку, подготовились, говорили на очень важную тему
- Ответила ли нам сказка Уайльда на вопрос, в чём же заключается истинная красота человека? В чём же она?
Я думаю, вы поняли, что красота – не пустой сосуд, а огонь, который греет теплом доброты, сердечности, милосердия. Эти качества и делают человека красивым.
Выводы по уроку
Наш урок подходит к концу. Ответим на главный вопрос:
Какая красота может изменить мир к лучшему?
Сочетание внешности человека с его внутренним миром, прекрасные поступки, теплое сердце. Вот что может изменить мир к лучшему.
Я хотела бы, чтобы вы откликались на чужую боль, чтобы ваши сердца никогда не стали каменными.
Чтобы вы были по-настоящему красивыми…
Домашнее задание.
Продолжить предложения
Сказка О. Уайльда “Мальчик-звезда” - это сказка о …