Просмотр содержимого документа
«Использование УМК «Вокруг тебя-Мир» как средство формирования высоконравственной личности школьника»
Гусарова Любовь Михайловна
Ежкова Лариса Александровна
учителя русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 46 г.Владимира»
Использование УМК «Вокруг тебя-Мир» как средство формирования высоконравственной личности школьника
Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие
Приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством.
В 2009 году была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Концепция определяет:
-характер современного национального воспитательного идеала;
-цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи;
-систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ;
-основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счёт:
-развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия, сострадания и дружелюбия);
-формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
-развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
-расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;
-содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
-оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
В нашей школе обучение русскому языку ведётся по УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А, обучение по литературе – по программе Коровиной В.Я.
Во внеурочной деятельности с 5 –го по 8-ой класс мы используем учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир», подготовленный Международным Комитетом Красного Креста в рамках программы распространения знаний о международном гуманитарном праве.
Весь комплекс состоит из отдельных учебно-методических комплектов, предназначенных для определённого класса. Каждый комплект включает в себя книгу для ученика и методические рекомендации для учителя.
Данные пособия дополняют учебники основного курса литературы; согласованы с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования Российской Федерации.
Решают задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач.
В пособиях представлена работа по формированию системы нравственных ценностей учащихся. Существенным моментом в методике работы по УМК «Вокруг тебя – Мир» является опора на собственный опыт учащихся.
Программа УМК «Вокруг тебя – Мир» предусматривает следующее количество учебных часов по классам:
5 класс- 13-15;
6 класс – 24-32;
7 класс – 17-19;
8 класс – 11-12.
Программа внеурочной деятельности по данному курсу в нашей школе рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Поэтому мы дополняем программуУМК в 5, 7 и 8 классах произведениями (отрывками из произведений), которые помогают развивать у обучающихся нравственные чувства, формировать собственную позицию по отношению к добру и злу.
В 5-ом классе это «Морские истории» Б.Житкова (в частности рассказ «Механик Салерно»), стихотворение К.Симонова «Сын артиллериста», произведение Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке», роман А. Лиханова «Мой генерал».
В 7 классе - фрагмент из книги В.Ходасевича «Державин», рассказ А.Толстого «Русский характер», повесть А. Лиханова «Последние холода», рассказы из цикла Л.Соболева «Морская душа», рассказ В.Богомолова «Иван».
В 8-ом классе мы берём за основу тексты типовых экзаменационных вариантов основного государственного экзамена по русскому языку под редакцией И.П. Цыбулько. Тщательно подобранные авторским коллективом тексты принадлежат перу классиков отечественной литературы, отличаются гуманистической направленностью и способствуют формированию у учащихся системы нравственных ценностей.
Требования к результатам:
Личностные результаты освоения основной программы основного общего образования должны отражать:
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и др.видов деятельности;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты должны отражать:
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств, потребностей;
-владение письменной и устной речью, монологической контекстной речью.
В заключение хочется сказать: «Сделать себя нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя».
Источники используемой литературы:
Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 7 класс / К. Сухарев – Дериваз, … - М.: ООО «Гендальф», 2000 – 96с.
Концепция духовно-нравственного развития и восприятия личности гражданина России.
Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (в редакции от 31.12.2015) « Об утверждении …»
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года.
Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…» 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев – Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Туголев – М.:МККК – 2003 – 160с.
Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…»:Методические рекомендации к книге для ученика. 7 класс / К. Сухарев – Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Туголев, Н.Н. Кубышина, Т.Н. Пискунова. – М.: ООО «Гендальф», 2000. – 80с.
Приложение
Перейдем к урокам литературы
В 7-ом классе, изучая творчество И.С. Тургенева, учащиеся знакомятся с рассказом «Бирюк» и стихотворениями в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».
Возьмем для примера последнее произведение.
После чтения стихотворения «Два богача» учитель задаёт вопрос: «Как вы относитесь к поступкам Ротшильда?» - и выслушивает ответы учащихся: «Ротшильд поступает благородно, делится своим богатством. Он щедрый человек».
Учитель просит уточнить, что сделал бедный мужик. Ученики без труда отвечают: «Взял в дом сироту-племянницу».
Преподаватель предлагает подумать, почему Тургенев пишет: «Далеко Ротшильду до этого мужика». Семиклассники приходят к выводу, что Ротшильд делится излишками, а мужик, взяв в дом сироту, лишится последнего – похлебку будет есть без соли. Почему же он так поступает? Потому что понимает, что в противном случае девочка пойдёт по миру.
Знакомство со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева продолжается на внеурочном занятии по УМК «Вокруг тебя-мир». В книге для учеников 7 класса в разделе «Под знаком Красного Креста» помещён текст, содержащий биографические сведения о баронессе Юлии Петровне Вревской, и стихотворение И.С. Тургенева «Памяти Ю.П. Вревской».
После чтения и обсуждения текстов предлагаем учащимся написать сочинения-рассуждение на тему «Что побудило Юлию Вревскую сделать именно такой жизненный выбор?»
Вот несколько работ учащихся.
Сочинение Букреевой Анастасии:
«…Я думаю, выбор Вревской был обусловлен тем, что она чувствовала себя бесполезной при дворе и знала, что способна помочь нуждающимся в помощи людям. Она хотела быть полезной обществу, своей стране, помочь раненым, больным. По примеру мужа, Юлия решила посвятить свою жизнь служению Родине».
Сочинение Федосовой Екатерины:
«…Только человек с доброй душой и безгранично любящий свою Родину и народ способен на такой подвиг. А ведь Юлия Вревская в тот период находилась в молодом возрасте и была красавицей. Она могла бы снова выйти замуж, родить детей. Вместо этого, она сделала иной жизненный выбор и отправилась на фронт. Такой выбор мог сделать только человек с высокими душевными качествами, решительный, бесстрашный, самоотверженный и милосердный.
Я думаю, что гибель мужа на войне побудила Вревскую совершить такой поступок. Оказывая помощь раненым солдатам, она хотела, чтобы другие женщины не остались вдовами».
Разговор о людях, для которых милосердие, гуманное отношение к страдающим стало основным жизненным принципом, продолжаем на следующем занятии.
Учащиеся вспоминают рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор», герой которого бескорыстно помог обездоленному человеку, его больной жене и дочери. Этим «чудесным доктором» был знаменитый русский хирург Николай Иванович Пирогов.
Предлагаем учащимся задания из ОГЭ по русскому языку (устное собеседование): чтение и пересказ текста о Пирогове с включением цитаты.
Проводим связь с современностью: «Хотелось бы вам, чтобы среди наших современников были люди, подобные Вревской? Почему?» Ответ однозначен: «Да, потому что любой из нас может попасть в беду. И тогда остается только надеяться, что помощь тебе будет оказана вовремя».
Читаем текст о нашем современнике, враче, общественном деятеле Елизавете Петровне Глинке и обсуждаем его (устное собеседование ОГЭ):
1.Каково значение выражения «паллиативная помощь»?
2.Надо ли помогать безнадёжно больным»
3.Почему Елизавету Петровну чаще называли просто «доктор Лиза»?
4.Почему авторы текста называют ее «ангелом милосердия»?
5.Доктор Лиза трагически погибла. Есть ли продолжатели ее дела?
Предлагаем выполнить задание (ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование. Стр.10).
Перескажите прочитанный вами текст, включив в пересказ слова Доктора Лизы: «Мы уверены в том, что добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия».
В качестве д/з можно предложить учащимся ответить на вопрос: «Какие поступки или качества характера вы цените в известных людях?» (ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование. Стр.12) – или написать сочинение на тему «Человек, которому хочется сказать «спасибо» (повествование на основе жизненного опыта)».
Таким образом, благодаря такому комплексному подходу к изучению литературы, мы можем способствовать воспитаю нравственной личности.