Интеллектуальная игра «Умницы и умники» по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Интеллектуальная игра «Умницы и умники» по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Цель:
1)формировать интерес у подростков интерес к чтению произведений В.Г. Короленко, личностное восприятие, обучать анализу и интерпретации текста;
2) развивать творческие способности обучающихся; формировать умения мыслить, делать самостоятельные выводы;
3) воспитать любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, твердость духа, благородство
Правила игры: викторина состоит из трех агонов(«агон» в переводе с греческого означает «соревновавние», «состязание»), в ходе которых из девяти агонистов в финал выйдут трое.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра «Умницы и умники» по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» »
Интеллектуальная игра «Умницы и умники»
по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» в 7 классе
Автор: Иванова Марфа Юдовна, учитель русского языка и литературы МБОУ- Болугурская СОШ Амгинского улуса РС (Якутия)
Цель:
1)формировать интерес у подростков интерес к чтению произведений В.Г. Короленко, личностное восприятие, обучать анализу и интерпретации текста;
2) развивать творческие способности обучающихся; формировать умения мыслить, делать самостоятельные выводы;
3) воспитать любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, твердость духа, благородство
Правила игры: викторина состоит из трех агонов(«агон» в переводе с греческого означает «соревновавние», «состязание»), в ходе которых из девяти агонистов в финал выйдут трое. Перед тем как агонисты начнут соревноваться, ведущий проводит розыгрыш дорожек и объясняет следующее:
Красная дорожка- самый короткий путь к победе, так как участник игры должен ответить всего лишь на два вопроса. Но, избрав красную дорожку, агонист подвергает себя наибольшему риску- он не имеет права на ошибку.
На желтой дорожке участника викторины ожидает три вопроса, зато здесь можно один раз ошибиться.
Зеленая дорожка длиннее предыдущих - ведущий задает агонистам четыре вопроса. Тем не менее у зеленой дорожки есть свое преимущество: здесь можно ошибиться дважды.
Судит состязание Высокий ареопаг. В ареопаг могут быть приглашены учителя- предметники, учащиеся старших классов или родители.
Розыгрыш дорожек можно проводить в три этапа, перед каждым агоном можно разыграть дорожки сразу. Для розыгрыша дорожек вопросы составляются заранее. За каждый правильный ответ вручают ребятам жетоны. Ученик заработавший наибольшее количество жетонов, имеет право выбора дорожки. В случае если агонист затрудняется ответить, или ответ неверный, ведущий обращается к теоретикам и за правильный ответ дает медаль.
Розыгрыш дорожек:
Кто такой В.Г. Короленко? (писатель, публицист, общественный деятель, журналист,Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности )
Когда был напечатан рассказ «Слепой музыкант»? (В 1886г)
Происхождение родителей Короленко (отец - украинец, мать- полька)
Послушник (прислужник в монастыре, готовящийся стать монахом)
Гарибальди Джузеппе (народный герой Италии, участник итальянской революции 1848-1849, 1859-1860)
Свирель (народный музыкальный инструмент в виде дудки из дерева)
Иохим (кучер, конюх)
Звонарь (тот, кто звонит в церковные колокола)
Бричка (легкая повозка, иногда крытая)
Шлях (на Украине и на юге России: наезженная дорога, путь)
Криница (колодец)
Жизнь дается лишь однажды…(и надо ее ценить)
Порядок освобождает…(душу)
Человек создан для счастья…(как птица для полета)
Повесть «Слепой музыкант» - гимн человеку-…» (победителю)
1 агон. Красная дорожка.
По словам Короленко, вы похожи на тысячу других деревенских помещиков Юго- западного края, добродушны, хорошо смотрите за своими рабочими. Кто вы? (отец Петра пан Попельский)
Что вы любили строить и перестраивать? (мельницы)
Ваша любимая неизменная фраза («Здорова ли ты, моя голубка?»)
1 агон. Желтая дорожка.
Ваш портрет: дерзкий, грубый, никто не знал, как следует с вами держаться и чем вам угодить.
- Представьтесь нам, уважаемый.(Максим Яценка, дядя Петра Попельского)
1) Во время итальянской революции к кому вы примкнули? ( к Гирабальди Джузеппе)
2) Скажите, кто вас изрубил, как капусту? (австрийцы)
3) Почему вас заинтересовала судьба слепого племянника? (Сходство судьбы мальчика с собственной: я вернулся с войны страшно изувеченным: правую руку мою ампутировали, а моя левая рука сильно повреждена)
1 агон. Зеленая дорожка.
Вы прекрасно играете на дудке, и каждый вечер Петр приходит к вам в конюшню, слушать вашу музыку.
- Представьтесь, пожалуйста (Иохим, кучер)
1) Назовите имя вашей возлюбленной (Марья)
2) Раньше вы любили играть на скрипке. А потом повесили ее на колышке в конюшне. На место скрипки, что вы купили у прохожего карпатского горца? (Деревянную дудку)
3) Но это дудка вам опять не понравилась. Из чего вы сделали новую дудку? (из кустов ивняка)
4) Почему мать Петра вам ревнует? (Для мальчика самым счастливым временем стали часы, когда он слушал мою игру на дудочке. Он мало времени проводит с матерью, с ней скучно, поэтому она ревнует)
2 агон. Красная дорожка.
Вы когда- то обучались в киевском пансионе пани Радецкой, где вашей учительницей была немка Клапс, очень тощая, сердитая.
1) Какой музыкальный инструмент вы попросили мужа выписать из города? Почему? (Пианино Надо было как-то привлечь внимание сына к себе. Ведь я тоже люблю музыку и неплохо играю на пианино)
2) Несмотря на то, что вы считаете Иохима своим соперником, вы называете его «своим учителем». Почему? (Он научил меня, как привлечь к себе сына)
2 агон. Желтая дорожка.
Вы давний друг Максима Яценка, крепкий старик, седой, с длинными казацкими усами и в широких казацких шароварах.
- Представьтесь, уважаемый (Ставриченко)
1) Сколько у вас сыновей? Чем они занимаются? (Старший сын- студент Киевского университета, младший изучает музыку в петербургской консерватории)
2) Кто приехал с вашими сыновьями в гости? (Юный кадет, сын одного из помещиков)
3) По словам Короленко, какого гоголевского героя вы напоминаете? Почему? (Тараса Бульбу, потому что я всегда ношу кисет с табаком и трубку)
2 агон. Зеленая дорожка.
Вы очень привлекательны: у вас правильные черты лица, голубые глаза, прямые светлые волосы. Иногда вы кажитесь совсем ребенком, а порой, как опытная старушка.
- Кто вы, молодая девушка? (Эвелина)
1) В вашем образе Короленко воплотил лучшие черты личности своей матери, ее самоотверженность, доброту, терпение. Как звали мать В.Г. Короленко? (Эвелина Скуревич)
2) Сколько вам лет? (17)
3) Как вас ласково называет Петр? (Веля)
4) Вы признались в любви Петру? А что он вам ответил? И почему у него был такой ответ? («Оставь меня, послушайте тех, кто зовет тебя к жизни, пока не поздно» Он боялся моей любви, думал, что вокруг меня много красивых молодых людей, способных осчастливить меня)
3 агон. Красная дорожка.
Вы молодой человек, ваши черные волосы красивой волной склоняются над лбом, на щеках густой румянец, нижняя губа, чуть- чуть оттянутая углом вниз, по временам вздрагивает, большие красные глаза придают вам какой- то не совсем обычный мрачный оттенок.
- Представьтесь, пожалуйста.(Петр Попельский)
1) Что вам помогло в детские годы забыть о своем физическом несовершенстве, ощутить красоту внешнего невиданного вам мира? (музыка)
2) Как вы думаете, какую роль сыграл в вашей судьбе дядя Максим? (Он помог мне переосмыслить свою жизнь, осознать, что подлинное счастье невозможно вне общества, в отрыве от жизни народа)
3 агон. Желтая дорожка.
Вы стоите в рясе и остроконечной шапке под сводом, держась одной рукой за замок запертой двери.
- Представьтесь, молодой человек (Егорий, послушник)
1) Из-за чего произошло ваше столкновение с детьми? (Ребята хотели проникнуть на колокольню вслед за господами, а я их отогнал)
2) О чем вы говорили с Петром? (Мы говорили о моем друге Романе, он тоже слепой, но видел свою мать)
3) А как зовут вашего друга? (Роман)
3 агон. Зеленая дорожка.
Ваш портрет: лицо широкое, изрыто оспой и чрезвычайно добродушно. Закрытые веки скрывают впадины глаз, на губах играет добродушная улыбка.
- Пожалуйста, представьтесь (Роман, монах)
1) Вы впустили детей на колокольню. Почему? (Я люблю детей, мне нравится с ними общаться)
2) Вы слепой как Егорий. Но он вам завидует. Почему? (Я ослеп семи лет. Я видел свою маму, ее лицо, она мне часто снится. А Егорий родился слепым, никогда не видел свою мать, поэтому завидует мне)
3) Кого вы называете Божьими пташками? (Детей)
4) Каким вы представляете своего друга Егория? (Тонкий, черты лица грубые, блондин, нос у него несколько горбатый, губы тонкие.)
Мы считаем, что проведение такой интеллектуальной игры «Умники и умницы» активизирует мыслительную деятельность учащихся, свободное владение речью, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. Такая форма не только исключает формальный подход к изучению художественного текста, но и заставляет учеников вдумчиво вчитываться в произведение.