Интегрированные уроки литературы и мировой художественной культуры как средство формирования духовно-нравственных ценностей личности ребенка
Интегрированные уроки литературы и мировой художественной культуры как средство формирования духовно-нравственных ценностей личности ребенка
Интегративный подход к духовно-нравственному воспитанию школьников помогает успешно решить ряд задач обучения. Развиваются творческие способности ученика, его воображение, эстетические переживания, фантазия. Это становится возможным из-за того, что уроки искусства создают особую духовно-нравственную атмосферу, атмосферу творчества.К
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированные уроки литературы и мировой художественной культуры как средство формирования духовно-нравственных ценностей личности ребенка»
Интегрированные уроки литературы
и мировой художественной культуры
как средство формирования духовно-нравственных
ценностей личности ребенка
Королькова Светлана Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Новолядинская СОШ»
Тамбовского района Тамбовской области
Какая личность будет жить в России? ФГОС определяет духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевую задачу современной образовательной системы.
Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, характеризующих мир природы и человека.
Интегративный подход к духовно-нравственному воспитанию школьников помогает успешно решить ряд задач обучения. Развиваются творческие способности ученика, его воображение, эстетические переживания, фантазия. Это становится возможным из-за того, что уроки искусства создают особую духовно-нравственную атмосферу, атмосферу творчества. Кроме того, деятельность ученика на уроке, связанная с освоением искусства, вызывает изменения в его мировоззрении и в культуре поведения, повышает уровень подготовки к жизни, художественное и эстетическое образование, обеспечивает качественное овладение знаниями, положительно влияет на духовную культуру. Предмет мировой художественной культуры интегрирован по своей сути. Интегральный принцип создает широкие возможности мобилизации разносторонних связей с предметами гуманитарного и эстетического циклов, реализует комплексную систему классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. Литература как искусство построена на диалоге, в основе которого разные точки зрения на человека и его жизнь. Провожу интегрированные уроки с искусством, историей, музыкой, курсом «Основы православной культуры», МХК. Эти предметы - единое культурное явление. Выделяю нравственные идеи курса литературы, их прослеживание от произведения к произведению, включаю учащихся в активное решение нравственных проблем, нахождение личностного смысла произведения. Обращаю внимание ребят на нравственно-этический идеал, взываю к чувству совести, справедливости, любви. Эстетическое чувство помогает старшеклассникам в самовоспитании, духовному самосовершенствованию личности. Нравственность коренится в самой природе человека. Она дана нам при рождении. Ее основы заложены в нашем существе. К ним относятся нравственное влечение, выраженное в поиске любви и ласки, нравственная потребность, которая возникает из влечения, нравственное чувство, как проявление нашей внутренней жизни, и, наконец, нравственный закон или правила, которые носят всеобщий и необходимый характер. Но если нравственное влечение и нравственная потребность приходят к человеку с рождения, то нравственное чувство необходимо воспитывать, а нравственный закон надо знать и выполнять. Только к 10-11 классу через изучение классической литературы школьники постигают нравственный закон. Безусловно, из всех учебных дисциплин по-настоящему воспитывающими являются уроки искусства, то есть они развивают не только разум, но и облагораживают чувства. Связь музыки и литературы не только обогащают и музыку, и литературу, но дает наиболее полное представление о жизни. Музыка придает стихам особую силу, например, живое ощущение бурана, вьюги, бушующей стихии, словно мы сами пробиваемся сквозь эту стихию. В подростковом возрасте учащиеся интенсивно изменяются в духовном и физическом планах, причем эти изменения происходят крайне неравномерно; происходящие в подростковом возрасте изменения не дают основания предъявлять к подросткам те же требования, как к взрослым людям, но требуют иного подхода к ним, нежели к младшим школьникам. Приобщение к духовным ценностям помогают интегрированные уроки литературы и музыкального искусства. Бинарный урок провожу с педагогом музыкальной школы Еленой Владимировной Смирновой. Музыка С.В.Рахманинова и стихотворения В.Т.Дорожкиной (Какие здесь блистали имена!) формируют духовность.
Провожу литературно-музыкальные уроки «Родная природа в творчестве русских поэтов» (5 - 6 классы, 10 – 11 классы). Для повышения художественной культуры старшеклассников провожу интегрированные уроки литературы с МХК, которые, надеюсь, пробуждают стремлению подняться выше. Рассматриваю классицизм, романтизм, символизм как направления в живописи, литературе, архитектуре.
Классическая литература XIX и XX веков ( 10-11 классы) позволяет говорить о проблемах нравственного совершенствования. Это и такие произведения, как: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Ионыч», «Степь» А.П. Чехова. Например, на уроках изучения романа-эпопеи «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, говорю о богатом и сложном духовном мире героев романа, о прекрасных женских образах – Наташи Ростовой, Марьи Болконской, о их мироощущении, о патриотизме и о нравственных поисках героев романа (Пьера Безухова и Андрея Болконского). Для художественного восприятия романа использую межпредметные связи с историей, музыкой.
Хочется сказать о тех уроках, на которых исследуются многосторонние связи художественной литературы с кино. Урок-конференция «Шолохов и кино» готовили сами ученики. Собрали иллюстративный материал, выбрали докладчиков и оппонентов, рецензента и художника-оформителя. Диалог выявил специфику кино как вида искусства: «В чем трудности экранизации? Почему почти все произведения М.А.Шолохова экранизированы?» Интегрированные уроки насыщенны и интересны. Учащиеся видят и чувствуют настоящее искусство, ведь душа подростка тонка, но очень эластична, поэтому важно умело сочетать различные методы и средства для воспитания духовности и развития нравственной сферы старшеклассников. Сформированность духовно-нравственных ценностей проявляется в их творческой деятельности. В 2015–2016 учебном году ученица 10А класса Акимова Алёна стала призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.
Коллектив пресс-центра нашей школы «Школьное перо» награжден Дипломом за 3 место в областном конкурсе «Юный журналист» «Подвигу жить в веках», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (2015 год). В 2016 году коллектив пресс-центра также награжден Дипломом 3-й степени в областном конкурсе «Юный журналист» «Я с кино открываю мир», посвященном Году российского кино. Творческая деятельность учащихся способствует формированию активной жизненной позиции школьника, позволяет саморазвиваться.
Регулярно провожу в поселковой библиотеке библиотечные уроки, уроки - встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны. Библиотечные уроки информационно насыщены. Школьники самостоятельно заняты поиском необходимой информации в разных видах изданий (книгах, периодической печати, энциклопедиях). Но самое приятное – школьники любят читать. Самохин Дмитрий занял 1 место в районном конкурсе эссе «Без книг нельзя на свете жить», посвященному Году российской литературы (2015 год). В сентябре 2015 года в муниципальном этапе Всероссийского конкурса школьных сочинений, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Этих дней не смолкнет слава. Не померкнет никогда…» ученица 5Б класса Акимова Арина заняла 1 место.
Большое внимание уделяю гражданско–патриотическому воспитанию: провожу тематические занятия и занятия в ЭКОЦ «Культурология». Совершаем со школьниками экспедиции по изучению малой родины. Урок внеклассного чтения «Говорят поэты нашего края» - это разговор о культурной жизни малой родины. Школьники были в гостях у В.Т.Дорожкиной, у коллектива городской библиотеки имени Н.К.Крупской. Пропагандирую любовь к чтению. В читательских конференциях участвовали почетные жители Новой Ляды: участник Великой Отечественной войны Д.К.Муриев, председатель Совета ветеранов Великой Отечественной войны поселка Новая Ляда М.Д.Богомолов, труженица тыла, учитель-ветеран Л.А. Пучнина.
Я люблю проводить интегрированные уроки литературы, потому что именно интеграция является средством интенсификации урока. Думаю, что интеграция раскрывает и психолого-коррекционный принцип, который помогает в развитии и содержательном наполнении эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер подростка. Создание условий для духовно-нравственного воспитания школьников является ключевой задачей в деятельности школы. К.Д.Ушинский считал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием».