kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок русского языка и литературы по материалам повести И.С.Тургенева "Первая любовь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

К конспекту урока прилагается презентация. Урок посвящён анализу повести "Первая любовь" и закреплению знаний учащихся о сложных предложениях и пунктуации в них.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«открытый интегрированный урок русского языка и литературы в 9»

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе:

"Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь"). Герои повести и их прототипы. Нравственная проблематика произведения.

Цели урока:

1)На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах повести, понять язык и синтаксический строй текста.

2) Способствовать формированию высоконравственной личности, способной на глубокое, искреннее чувство; прививать интерес к классической литературе, умение наслаждаться красотой художественного слова настоящих мастеров русской словесности.

Оборудование урока: компьютер, проектор, портрет писателя, карточки, презентация.

Цитаты:

«Чужое «я» внедрилось в твое …и твое «я» умерщвлено». (И.С.Тургенев «Любовь»).

«Любовь даже не чувство – она болезнь…Обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка…»(«Переписка».1856).

«Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

«Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…»

«Нет, в любви одно лицо – раб, а другое – властелин…»(«Переписка», 1856).

ХОД УРОКА

I. Звучит романс на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное…”

Вступительное слово учителя.

Я не случайно начала урок с замечательного романса на стихи великого русского поэта и писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Ведь свободное владение всеми языками Европы не мешало Тургеневу быть непревзойденным стилистом в русской литературе. Всю свою любовь к родине, к русскому языку он воплотил в нескольких бессмертных строках одного из последних стихотворений в прозе: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”

Сегодня мы понаблюдаем за очаровательным, притягательным словом Тургенева в повести “Первая любовь”. Надеюсь, что слово это, исполненное нравственной чистоты, пронизанное любовью и светом, поможет сделать ваши души светлее и возвышеннее. Но при этом мы не должны забывать и о синтаксисе с пунктуацией.

II. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальный опрос учащихся:

а) сообщение о синтаксисе сложносочиненного предложения (ССП);

б) сообщение о синтаксисе сложноподчиненного предложения (СПП);

в) сообщение о синтаксисе бессоюзного сложного предложения (БСП);

III. Беседа на восприятие повести И.С.Тургенева “Первая любовь”.

  1. Вывод по цитатам:

Любовь представлялась писателю так же, как природа, стихийной и

бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Любовь, по

Тургеневу, - сила смертоносная, превращающая человека в «надломленное дерево» и

обреченное на заведомую гибель. Любовь против воли человека захватывает его душу, подчиняет его другому человеку, делая его слабым и превращая в раба.

Вы можете испугаться этого чувства, как тёмной и страшной силы, но любовь в тургеневском понимании имеет свою оборотную сторону - светлую. И такая её сторона представлена в «Первой любви», о которой пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

«Первая любовь» - «единственная вещь», доставлявшая удовольствие писателю, находящемуся в конце своего пути, одно из самых любимых его произведений. И это потому, что он этой повести не придумывал: «Я не придумывал этой повести; она дана мне была целиком самой жизнью», «Первая любовь - это пережито», - так напишет Тургенев в год своей смерти. Тем самым посылая привет своему отцу, которого бесконечно обожал, незаурядному, глубоко чувственному, тому, с кем всегда мечтал быть рядом...

2. Сообщения учащихся

- Прежде чем мы перейдём к анализу сюжета повести, послушаем сообщения о семейных взаимоотношениях в семье Тургеневых.

(Ученики, получившие индивидуальные задания, рассказывают об отце И. С. Тургенева и их семейных взаимоотношениях.)

- Дома вы прочитали повесть И.С.Тургенева “Первая любовь”. Напомните ее сюжет.

- Какие эпизоды вам наиболее запомнились?

- Какие чувства вызвала у вас повесть?

- Иван Сергеевич Тургенев тоже очень любил эту повесть, ведь в ней, как мы уже говорили на прошлом уроке, много автобиографического материала. Сам он так сказал о повести ( работа с эпиграфом): “Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…”.

- Какое чувство сильней всего сохраняло в памяти автора этот живой сюжет?

- Да, о своем чувстве герой говорит так: “Я, помнится, почувствовал тогда нечто подобное тому, что должен почувствовать человек, поступивший на службу: я уже перестал быть просто молодым мальчиком; я был влюбленный” . Охарактеризуйте это предложение.

3. Работа с эпизодами текста.

1)Счастъе:

- Предчувствие любви (чтение эпизода) Охарактеризуйте внутреннее состояние героя.

(В нем живут два чувства, грусть и радость, но он ждет радости и осознает, что они связаны с женщиной).

- Встреча с девушкой (чтение эпизода)

(Любовь пришла, пришла и радость, и счастье, он радовался, как ребенок, и боялся, что это сон).

Завязка сюжета

-Зинаида у окна (чтение эпизода). -Почему свет сопровождает героиню Тургенева?

(Влюбленный Володя - юноша - рыцарь, обожествляющий свой идеал, видит перед собой женщину- ангела. Он как истинный рыцарь преклоняется к ее ногам, готовый поласкать каждую складочку ее платья и передника. Он опять счастлив, он испытывает прекрасное чувство, оно чистое, возвышенное, он боготворит девушку, по - рыцарски мечтая умереть у ее ног, весь облитый кровью спасая ее от рук неприятеля, вызволяя из темницы). «Жизнь отдать, лишь бы она не горевала ».

- Первый поцелуй (прокомментировать) чтение. (Он по-рыцарски, соблюдая придворный этикет , по всем правилам целует даме руку: встает на одно колено (два) - поцелуй неловкий, но искренний и благородный - в итоге он опять счастлив - « Но я чувствовал себя ...»).

-Второй поцелуй (кульминация) - пик счастья - чтение эпизода. («Мне казалось ...»)

Вывод: любовь дарит человеку счастье, радость, восторг, делает окружающий мир прекрасным, и природу, и людей и т.д.

Ревность к тому, кого она полюбила.

- Как герой относится к своему отцу? (« Он казался мне образцом мужчины...»).

- Какие советы давал отец сыну?

( «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать- в этом шутка жизни». «Умей хотеть - и будешь свободным...». «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...»).

- А что надобно Зинаиде?

- кого любит Зинаида?- чтение эпизода « Я услал Филиппа...»

Душевная боль.

- Но наш влюбленный герой как счастлив, так и несчастлив. По каким причинам?

Ревность (примеры цитат: «Мне вдруг стало очень грустно... Я силился не плакать... Я ревновал к гусару...».

Холодность ( «Обращение Зинаиды со мной меня окончательно убило…»)

Развязка

-Изменилось ли отношение к отцу?

- Нет. («.. .я даже не роптал на отца...». «Напротив: он как будто вырос в моих глазах...».

(Опять перед нами благородный мальчик - рыцарь, с достоинством переживает боль

утраченной любви).

- К Зинаиде ?

- Нет («... я буду любить и обожать вас до конца дней моих ».

- Почему?

( За жертвенность собой, за смелость, « не побоялась погубить свою будущность»).

- Автор любил своего отца и Зинаиду, преклонялся перед ними, уважал их любовь, считая ее идеалом большим, незнакомым, красивым, неизвестным чувством, которое могло сломить таких умных и сильных людей, заставляя их плакать, хотя они ждали его и готовы были бороться с ним и победить его, но ... Чем сильнее люди, тем сильнее и беспощадней любовь, и люди в этом совсем не виноваты.

Вывод: Любовь подарила автору счастье, радость, восторг, душевную боль, заставила героя повзрослеть и узнать, что есть любовь, по сравнению с которой его любовь «детская и мизерная ...».

IV. Практические задания.

  1. Выписать предложения из текста разных видов.

1 ученик – сложносочиненное предложение;

2 ученик – сложноподчиненное предложение;

3 ученик – бессоюзное сложное предложение;

4 и 5 ученики – сложное предложение с разными видами связи.

2. Комплексный анализ текста (описание “воробьиной ночи” глава 7) :

Гроза”,- подумал я,- и точно была гроза, но она проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы. Я встал, подошел к окну и простоял там до утра… Молнии не прекращались ни на мгновенье; была, что называется в народе, воробьиная ночь. Я глядел на немое песчаное поле, на темную массу Нескучного сада, на желтоватые фасады далеких зданий, тоже как будто вздрагивавших при каждой слабой вспышке… Я глядел – и не мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. Утро стало заниматься; алыми пятнами выступила заря. С приближением солнца все бледнели и сокращались молнии: они вздрагивали все реже и реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим и несомнительным светом возникавшего дня…”

- Прочитайте отрывок.

- Обращаясь к “Толковому словарю”, найдите толкование выражения “воробьиная ночь»

(короткая летняя ночь с молниями)

- Определите тип и стиль текста, его основную мысль (описание, художественный, взаимосвязь природы и человека)

- Скажите, как состояние природы помогает автору передать настроение героя? (сверкающие молнии без грома как предвещание в жизни героя чего-то сильного, важного)

- Какие выразительные средства языка использует автор, создавая картину грозовой ночи?

(олицетворения, эпитеты, сравнения)

- С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями в тексте? (сложные предложения, вставные конструкции, причастные обороты, многоточие)

- Составьте схемы предложений.

- Какие предложения преобладают в данном тексте? Как вы думаете, почему? (БСП, потому что с их помощью автору удаётся создать живую картину ночи, предать более выразительно и объёмно происходящее)

V. Программированные задания (через экран).

1) Указать тип предложения:

а) простое; б) сложносочиненное; в)сложноподчиненное; г) бессоюзное сложное; д) сложное предложение с разными видами связи.

1. Мне почудилось за занавеской ее лицо, и я с испугом поскорее удалился.

2. Я заменил сюртучок курткой, но галстук не снял.

3. Иногда глаза его наливались кровью, он весь краснел, и казалось, что вот-вот он сейчас ринется на всех нас и расшвыряет нас, как щепки, во все стороны.

4. Я изнывал в отсутствии Зинаиды: ничего мне на ум не шло, все из рук валилось, я по целым дням напряженно думал о ней.

5. Когда я пришел в себя, я, не раскрывая глаз, почувствовал возле себя Зинаиду.

Ответ: 1б; 2а; 3д; 4г; 5в.

2) Определить вид придаточных:

а) определительное; б) изъяснительное; в) степени и образа действия;

г) уступки; д) цели.

1. Я отправился к себе в комнату, чтобы надеть новенький галстук и сюртучок.

2. Я до того сконфузился, что даже не поклонился никому.

3. Ровно в восемь часов я в сюртуке и с приподнятым коком входил в переднюю флигелька, где жила княгиня.

4. Дома я еще ходил в куртке и в отложных воротничках, хотя очень ими тяготился.

5. Но тут Зинаида, вероятно, догадалась, что я уже пришел в себя.

Ответ: 1д; 2в; 3а; 4г; 5б.

VI. Подготовка к творческой работе.

а) Чтение отрывка (глава 9).

Зинаида сказала:

- Прочтите мне “На холмах Грузии”. Только сядьте сперва.

Я сел и прочел “На холмах Грузии”.

-“Что не любить оно не может”,- повторила Зинаида,- Вот чем поэзия хороша: она говорит нам то, чего нет и что не только лучше того, что есть, но даже больше похоже на правду… Что не любить оно не может – и хотело бы, да не может!”

б) Обсуждение.

- Согласны ли вы с утверждением Зинаиды?

- Была ли “первая любовь” Вольдемара подлинной любовью?

- Кто из героев повести пережил настоящую любовь?

(Первую любовь пережили и сын, и Зинаида, и отец (В 40 лет!).

- Как вы понимаете, что такое настоящая любовь?

VII. Домашнее задание.

Творческое задание: написать сочинение-миниатюру “Что такое настоящая любовь”, используя разные виды сложных предложений.

VIII. Выводы, итоги.

-Так о чем же мы говорили на наших уроках?

- Как синтаксис помогает нам выражать наши чувства?

- С помощью каких синтаксических конструкций лучше передать такое возвышенное чувство, как любовь?

IX. Заключение.

Любовь - это прекрасное, возвышенное чувство. Иван Сергеевич Тургенев через всю жизнь пронес любовь к женщине, которая не могла стать его женой (она уже была замужем). Жизнью на краю чужого гнезда назвал он свои отношения с семьей Полины Виардо, которую любил чистой, бескорыстной любовью. Когда вы будете знакомиться с другими произведениями И.С.Тургенева, вы увидите, что всех своих героев писатель проводит через испытание любовью, считая именно любовь высшим мерилом нравственности.

Любовь в романах Тургенева многолика. И каждый, кто любил, по мнению писателя, достоин внимания и уважения, потому что любое проявление настоящей любви прекрасно. И.С.Тургенев верил, что все в мире преходяще, а любовь вечна, что “только ею, только любовью держится и движется жизнь”.

Р.s. Зинаида - Е. Шаховская ровно через год после смерти Сергея Николаевича вышла замуж за некоего Владимирова, а через 9 месяцев и 11 дней умерла после родов. Похоронена на Волковом кладбище в г. Петербурге недалеко от могилы отца И.С. Тургенева. Надпись на надгробии стала эпиграфом к нашему уроку.

- Выводы учащихся.

Повесть “Первая любовь” – это произведение о сложности человеческих взаимоотношений, о том, как могут быть трагичны отношения между людьми, если они не основаны на любви. Это трагедия отца, связанного супружескими узами, семьёй, в которой нет любви. Это трагедия Зинаиды, которая полюбила человека своей мечты, но в силу обстоятельств не имела возможности с ним соединиться. Это трагедия мальчика Вольдемара, первая любовь которого оказалась такой драматичной. Может быть, сложности личной жизни Тургенева и его многолетняя жизнь “на краю чужого гнезда” были следствием уродливых отношений в семье его родителей. Это, вероятно, вызвало нежелание писателя строить собственную жизнь на таких же основаниях и довольствоваться “счастьем” в семье без любви.

Но самое главное – это поэтизация любви как самого прекрасного, возвышенного чувства, любви как вечной человеческой ценности.

Просмотр содержимого презентации
«презент к уроку по Первая любовь»

Шестнадцатое марта Тема урока: «Повторение по синтаксису сложного предложения на примере повести «Первая любовь». Герои повести и их прототипы. Нравственная проблематика повести».

Шестнадцатое марта

Тема урока: «Повторение по синтаксису сложного предложения на примере повести «Первая любовь». Герои повести и их прототипы. Нравственная проблематика повести».

«Мой друг, как ужасно, как сладко любить!..»   Тургенев И. С.

«Мой друг, как ужасно, как сладко любить!..»

Тургенев И. С.

«Чужое я « внедрилось в твое …и твое я умерщвлено». (И.С.Тургенев «Любовь»). «Любовь даже не чувство – она болезнь…Обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка…»(«Переписка».1856). «Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. «Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…» «Нет, в любви одно лицо – раб, а другое – властелин…»(«Переписка», 1856).

«Чужое я « внедрилось в твое …и твое я умерщвлено». (И.С.Тургенев «Любовь»).

«Любовь даже не чувство – она болезнь…Обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка…»(«Переписка».1856).

«Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

«Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…»

«Нет, в любви одно лицо – раб, а другое – властелин…»(«Переписка», 1856).

С.Н.Тургенев – отец писателя В. П. Лутовинова – мать писателя

С.Н.Тургенев – отец писателя

В. П. Лутовинова – мать писателя

И.С.Тургенев С.Н.Тургенев Первая любовь

И.С.Тургенев

С.Н.Тургенев

Первая любовь

Спасское - Лутовиново

Спасское - Лутовиново

ГЕРОИ ПОВЕСТИ ИХ ПРОТОТИПЫ Владимир   И.С.Тургенев Его отец С.Н.Тургенев Его мать В.П.Тургенева Зинаида Е.Шаховская  (Владимирова)

ГЕРОИ ПОВЕСТИ ИХ ПРОТОТИПЫ

Владимир И.С.Тургенев

Его отец С.Н.Тургенев

Его мать В.П.Тургенева

Зинаида Е.Шаховская

(Владимирова)

“ Я, помнится, почувствовал тогда нечто подобное тому, что должен почувствовать человек, поступивший на службу: я уже перестал быть просто молодым мальчиком; я был влюбленный” .

“ Я, помнится, почувствовал тогда нечто подобное тому, что должен почувствовать человек, поступивший на службу: я уже перестал быть просто молодым мальчиком; я был влюбленный” .

Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено... «Первая любовь» — это пережито. И. С. Тургенев (по воспоминаниям Б. А. Чивилева).

Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено... «Первая любовь» — это пережито.

И. С. Тургенев (по воспоминаниям Б. А. Чивилева).

Я воспользовался тем, что она [Зинаида] не поднимала глаз, и принялся ее рассматривать, сперва украдкой, потом все смелее и смелее. Лицо ее показалось мне еще прелестнее, чем накануне: так всё в нем было тонко, умно и мило... Я глядел на нее — и как дорога и близка становилась она мне! Мне сдавалось, что и давно-то я ее знаю и ни­чего не знал и не жил до нее... Мне было хорошо, как рыбе в воде, и я бы век не ушел из этой комнаты, не покинул бы этого места. Ее веки тихо поднялись, и опять ласково засияли передо мною ее светлые глаза... И. С. Тургенев «Первая любовь».

Я воспользовался тем, что она [Зинаида] не поднимала глаз, и принялся ее рассматривать, сперва украдкой, потом все смелее и смелее. Лицо ее показалось мне еще прелестнее, чем накануне: так всё в нем было тонко, умно и мило... Я глядел на нее — и как дорога и близка становилась она мне! Мне сдавалось, что и давно-то я ее знаю и ни­чего не знал и не жил до нее...

Мне было хорошо, как рыбе в воде, и я бы век не ушел из этой комнаты, не покинул бы этого места.

Ее веки тихо поднялись, и опять ласково засияли передо мною ее светлые глаза...

И. С. Тургенев «Первая любовь».

Глухой стук лошадиных копыт раздался за мною. Я оглянулся, невольно остановился и снял фуражку: я увидел моего отца и Зинаиду. Они ехали рядом. Отец говорил ей что-то, перегнувшись к ней всем станом и опершись рукою на шею лошади; он улыбался. Зинаида слушала его молча, строго опустив глаза и сжавши губы... Отец подобрал поводья, отклонился от Зинаиды, она медленно подняла на него глаза — и оба поскакали... И. С. Тургенев «Первая любовь».

Глухой стук лошадиных копыт раздался за мною. Я оглянулся, невольно остановился и снял фуражку: я увидел моего отца и Зинаиду. Они ехали рядом. Отец говорил ей что-то, перегнувшись к ней всем станом и опершись рукою на шею лошади; он улыбался. Зинаида слушала его молча, строго опустив глаза и сжавши губы... Отец подобрал поводья, отклонился от Зинаиды, она медленно подняла на него глаза — и оба поскакали...

И. С. Тургенев «Первая любовь».

На улице, в сорока шагах от меня, пред раскрытым окном деревянного домика, спиной ко мне стоял мой отец... а в домике, до половины скрытая занавеской, сидела женщина в темном платье и разговаривала с отцом; эта женщина была Зинаида. .. .Казалось, отец настаивал на чем-то. Зинаида не соглашалась.,. Зинаида выпрямилась и протянула руку... Вдруг в глазах моих совершилось невероятное дело: отец внезапно поднял хлыст, которым сбивал пыль с полы своего сюртука,— и послышался резкий удар по этой обнаженной до локтя руке... Зинаида вздрогнула, молча посмотрела на моего отца и, медленно поднеся свою руку к губам, поцеловала заалевшийся на ней рубец. И. С. Тургенев «Первая любовь.»

На улице, в сорока шагах от меня, пред раскрытым окном деревянного домика, спиной ко мне стоял мой отец... а в домике, до половины скрытая занавеской, сидела женщина в темном платье и разговаривала с отцом; эта женщина была Зинаида.

.. .Казалось, отец настаивал на чем-то. Зинаида не соглашалась.,. Зинаида выпрямилась и протянула руку... Вдруг в глазах моих совершилось невероятное дело: отец внезапно поднял хлыст, которым сбивал пыль с полы своего сюртука,— и послышался резкий удар по этой обнаженной до локтя руке... Зинаида вздрогнула, молча посмотрела на моего отца и, медленно поднеся свою руку к губам, поцеловала заалевшийся на ней рубец.

И. С. Тургенев «Первая любовь.»

2. Комплексный анализ текста (описание “ воробьиной ночи ” глава 7) : “ Гроза ” ,- подумал я,- и точно была гроза, но она проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы. Я встал, подошел к окну и простоял там до утра … Молнии не прекращались ни на мгновенье; была, что называется в народе, воробьиная ночь. Я глядел на немое песчаное поле, на темную массу Нескучного сада, на желтоватые фасады далеких зданий, тоже как будто вздрагивавших при каждой слабой вспышке … Я глядел – и не мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. Утро стало заниматься; алыми пятнами выступила заря. С приближением солнца все бледнели и сокращались молнии: они вздрагивали все реже и реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим и несомнительным светом возникавшего дня …”

2. Комплексный анализ текста (описание “ воробьиной ночи ” глава 7) :

Гроза ,- подумал я,- и точно была гроза, но она проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы. Я встал, подошел к окну и простоял там до утра Молнии не прекращались ни на мгновенье; была, что называется в народе, воробьиная ночь. Я глядел на немое песчаное поле, на темную массу Нескучного сада, на желтоватые фасады далеких зданий, тоже как будто вздрагивавших при каждой слабой вспышке Я глядел и не мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. Утро стало заниматься; алыми пятнами выступила заря. С приближением солнца все бледнели и сокращались молнии: они вздрагивали все реже и реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим и несомнительным светом возникавшего дня …”

1) Указать тип предложения: а) простое; б) сложносочиненное; в)сложноподчиненное; г) бессоюзное сложное; д) сложное предложение с разными видами связи. 1. Мне почудилось за занавеской ее лицо, и я с испугом поскорее удалился. 2. Я заменил сюртучок курткой, но галстук не снял. 3. Иногда глаза его наливались кровью, он весь краснел, и казалось, что вот-вот он сейчас ринется на всех нас и расшвыряет нас, как щепки, во все стороны. 4. Я изнывал в отсутствии Зинаиды: ничего мне на ум не шло, все из рук валилось, я по целым дням напряженно думал о ней. 5. Когда я пришел в себя, я, не раскрывая глаз, почувствовал возле себя Зинаиду.

1) Указать тип предложения:

а) простое; б) сложносочиненное; в)сложноподчиненное; г) бессоюзное сложное; д) сложное предложение с разными видами связи.

1. Мне почудилось за занавеской ее лицо, и я с испугом поскорее удалился.

2. Я заменил сюртучок курткой, но галстук не снял.

3. Иногда глаза его наливались кровью, он весь краснел, и казалось, что вот-вот он сейчас ринется на всех нас и расшвыряет нас, как щепки, во все стороны.

4. Я изнывал в отсутствии Зинаиды: ничего мне на ум не шло, все из рук валилось, я по целым дням напряженно думал о ней.

5. Когда я пришел в себя, я, не раскрывая глаз, почувствовал возле себя Зинаиду.

Ответ:
  • Ответ: 1б; 2а; 3д; 4г; 5в.

Ответы

2) Определить вид придаточных: а) определительное; б) изъяснительное; в) степени и образа действия; г) уступки; д) цели. 1. Я отправился к себе в комнату, чтобы надеть новенький галстук и сюртучок. 2. Я до того сконфузился, что даже не поклонился никому. 3. Ровно в восемь часов я в сюртуке и с приподнятым коком входил в переднюю флигелька, где жила княгиня. 4. Дома я еще ходил в куртке и в отложных воротничках, хотя очень ими тяготился. 5. Но тут Зинаида, вероятно, догадалась, что я уже пришел в себя.

2) Определить вид придаточных:

а) определительное; б) изъяснительное; в) степени и образа действия; г) уступки; д) цели.

1. Я отправился к себе в комнату, чтобы надеть новенький галстук и сюртучок.

2. Я до того сконфузился, что даже не поклонился никому.

3. Ровно в восемь часов я в сюртуке и с приподнятым коком входил в переднюю флигелька, где жила княгиня.

4. Дома я еще ходил в куртке и в отложных воротничках, хотя очень ими тяготился.

5. Но тут Зинаида, вероятно, догадалась, что я уже пришел в себя.

Ответ: 1д; 2в; 3а; 4г; 5б.

Ответ: 1д; 2в; 3а; 4г; 5б.

“ Зинаида сказала: - Прочтите мне “ На холмах Грузии ” . Только сядьте сперва. Я сел и прочел “ На холмах Грузии ” . - “ Что не любить оно не может ” ,- повторила Зинаида,- Вот чем поэзия хороша: она говорит нам то, чего нет и что не только лучше того, что есть, но даже больше похоже на правду …  Что не любить оно не может – и хотело бы, да не может! ”

Зинаида сказала:

- Прочтите мне На холмах Грузии . Только сядьте сперва.

Я сел и прочел На холмах Грузии .

- Что не любить оно не может ,- повторила Зинаида,- Вот чем поэзия хороша: она говорит нам то, чего нет и что не только лучше того, что есть, но даже больше похоже на правду Что не любить оно не может и хотело бы, да не может!

Д/з: написать сочинение-миниатюру на тему «Что такое настоящая любовь», используя различные виды сложных предложений.

Д/з: написать сочинение-миниатюру на тему «Что такое настоящая любовь», используя различные виды сложных предложений.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нищакова Ольга Николаевна

Дата: 09.11.2016

Номер свидетельства: 357151


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства