Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе:
"Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь"). Герои повести и их прототипы. Нравственная проблематика произведения.
Цели урока:
1)На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах повести, понять язык и синтаксический строй текста.
2) Способствовать формированию высоконравственной личности, способной на глубокое, искреннее чувство; прививать интерес к классической литературе, умение наслаждаться красотой художественного слова настоящих мастеров русской словесности.
Оборудование урока: компьютер, проектор, портрет писателя, карточки, презентация.
Цитаты:
«Чужое «я» внедрилось в твое …и твое «я» умерщвлено». (И.С.Тургенев «Любовь»).
«Любовь даже не чувство – она болезнь…Обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка…»(«Переписка».1856).
«Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
«Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…»
«Нет, в любви одно лицо – раб, а другое – властелин…»(«Переписка», 1856).
ХОД УРОКА
I. Звучит романс на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное…”
Вступительное слово учителя.
Я не случайно начала урок с замечательного романса на стихи великого русского поэта и писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Ведь свободное владение всеми языками Европы не мешало Тургеневу быть непревзойденным стилистом в русской литературе. Всю свою любовь к родине, к русскому языку он воплотил в нескольких бессмертных строках одного из последних стихотворений в прозе: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”
Сегодня мы понаблюдаем за очаровательным, притягательным словом Тургенева в повести “Первая любовь”. Надеюсь, что слово это, исполненное нравственной чистоты, пронизанное любовью и светом, поможет сделать ваши души светлее и возвышеннее. Но при этом мы не должны забывать и о синтаксисе с пунктуацией.
II. Проверка домашнего задания.
1. Индивидуальный опрос учащихся:
а) сообщение о синтаксисе сложносочиненного предложения (ССП);
б) сообщение о синтаксисе сложноподчиненного предложения (СПП);
в) сообщение о синтаксисе бессоюзного сложного предложения (БСП);
III. Беседа на восприятие повести И.С.Тургенева “Первая любовь”.
Вывод по цитатам:
Любовь представлялась писателю так же, как природа, стихийной и
бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Любовь, по
Тургеневу, - сила смертоносная, превращающая человека в «надломленное дерево» и
обреченное на заведомую гибель. Любовь против воли человека захватывает его душу, подчиняет его другому человеку, делая его слабым и превращая в раба.
Вы можете испугаться этого чувства, как тёмной и страшной силы, но любовь в тургеневском понимании имеет свою оборотную сторону - светлую. И такая её сторона представлена в «Первой любви», о которой пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
«Первая любовь» - «единственная вещь», доставлявшая удовольствие писателю, находящемуся в конце своего пути, одно из самых любимых его произведений. И это потому, что он этой повести не придумывал: «Я не придумывал этой повести; она дана мне была целиком самой жизнью», «Первая любовь - это пережито», - так напишет Тургенев в год своей смерти. Тем самым посылая привет своему отцу, которого бесконечно обожал, незаурядному, глубоко чувственному, тому, с кем всегда мечтал быть рядом...
2. Сообщения учащихся
- Прежде чем мы перейдём к анализу сюжета повести, послушаем сообщения о семейных взаимоотношениях в семье Тургеневых.
(Ученики, получившие индивидуальные задания, рассказывают об отце И. С. Тургенева и их семейных взаимоотношениях.)
- Дома вы прочитали повесть И.С.Тургенева “Первая любовь”. Напомните ее сюжет.
- Какие эпизоды вам наиболее запомнились?
- Какие чувства вызвала у вас повесть?
- Иван Сергеевич Тургенев тоже очень любил эту повесть, ведь в ней, как мы уже говорили на прошлом уроке, много автобиографического материала. Сам он так сказал о повести ( работа с эпиграфом): “Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…”.
- Какое чувство сильней всего сохраняло в памяти автора этот живой сюжет?
- Да, о своем чувстве герой говорит так: “Я, помнится, почувствовал тогда нечто подобное тому, что должен почувствовать человек, поступивший на службу: я уже перестал быть просто молодым мальчиком; я был влюбленный” . Охарактеризуйте это предложение.
3. Работа с эпизодами текста.
1)Счастъе:
- Предчувствие любви (чтение эпизода) Охарактеризуйте внутреннее состояние героя.
(В нем живут два чувства, грусть и радость, но он ждет радости и осознает, что они связаны с женщиной).
- Встреча с девушкой (чтение эпизода)
(Любовь пришла, пришла и радость, и счастье, он радовался, как ребенок, и боялся, что это сон).
Завязка сюжета
-Зинаида у окна (чтение эпизода). -Почему свет сопровождает героиню Тургенева?
(Влюбленный Володя - юноша - рыцарь, обожествляющий свой идеал, видит перед собой женщину- ангела. Он как истинный рыцарь преклоняется к ее ногам, готовый поласкать каждую складочку ее платья и передника. Он опять счастлив, он испытывает прекрасное чувство, оно чистое, возвышенное, он боготворит девушку, по - рыцарски мечтая умереть у ее ног, весь облитый кровью спасая ее от рук неприятеля, вызволяя из темницы). «Жизнь отдать, лишь бы она не горевала ».
- Первый поцелуй (прокомментировать) чтение. (Он по-рыцарски, соблюдая придворный этикет , по всем правилам целует даме руку: встает на одно колено (два) - поцелуй неловкий, но искренний и благородный - в итоге он опять счастлив - « Но я чувствовал себя ...»).
-Второй поцелуй (кульминация) - пик счастья - чтение эпизода. («Мне казалось ...»)
Вывод: любовь дарит человеку счастье, радость, восторг, делает окружающий мир прекрасным, и природу, и людей и т.д.
Ревность к тому, кого она полюбила.
- Как герой относится к своему отцу? (« Он казался мне образцом мужчины...»).
- Какие советы давал отец сыну?
( «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать- в этом шутка жизни». «Умей хотеть - и будешь свободным...». «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...»).
- А что надобно Зинаиде?
- кого любит Зинаида?- чтение эпизода « Я услал Филиппа...»
Душевная боль.
- Но наш влюбленный герой как счастлив, так и несчастлив. По каким причинам?
Ревность (примеры цитат: «Мне вдруг стало очень грустно... Я силился не плакать... Я ревновал к гусару...».
Холодность ( «Обращение Зинаиды со мной меня окончательно убило…»)
Развязка
-Изменилось ли отношение к отцу?
- Нет. («.. .я даже не роптал на отца...». «Напротив: он как будто вырос в моих глазах...».
(Опять перед нами благородный мальчик - рыцарь, с достоинством переживает боль
утраченной любви).
- К Зинаиде ?
- Нет («... я буду любить и обожать вас до конца дней моих ».
- Почему?
( За жертвенность собой, за смелость, « не побоялась погубить свою будущность»).
- Автор любил своего отца и Зинаиду, преклонялся перед ними, уважал их любовь, считая ее идеалом большим, незнакомым, красивым, неизвестным чувством, которое могло сломить таких умных и сильных людей, заставляя их плакать, хотя они ждали его и готовы были бороться с ним и победить его, но ... Чем сильнее люди, тем сильнее и беспощадней любовь, и люди в этом совсем не виноваты.
Вывод: Любовь подарила автору счастье, радость, восторг, душевную боль, заставила героя повзрослеть и узнать, что есть любовь, по сравнению с которой его любовь «детская и мизерная ...».
IV. Практические задания.
Выписать предложения из текста разных видов.
1 ученик – сложносочиненное предложение;
2 ученик – сложноподчиненное предложение;
3 ученик – бессоюзное сложное предложение;
4 и 5 ученики – сложное предложение с разными видами связи.
2. Комплексный анализ текста (описание “воробьиной ночи” глава 7) :
“Гроза”,- подумал я,- и точно была гроза, но она проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы. Я встал, подошел к окну и простоял там до утра… Молнии не прекращались ни на мгновенье; была, что называется в народе, воробьиная ночь. Я глядел на немое песчаное поле, на темную массу Нескучного сада, на желтоватые фасады далеких зданий, тоже как будто вздрагивавших при каждой слабой вспышке… Я глядел – и не мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. Утро стало заниматься; алыми пятнами выступила заря. С приближением солнца все бледнели и сокращались молнии: они вздрагивали все реже и реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим и несомнительным светом возникавшего дня…”
- Прочитайте отрывок.
- Обращаясь к “Толковому словарю”, найдите толкование выражения “воробьиная ночь»
(короткая летняя ночь с молниями)
- Определите тип и стиль текста, его основную мысль (описание, художественный, взаимосвязь природы и человека)
- Скажите, как состояние природы помогает автору передать настроение героя? (сверкающие молнии без грома как предвещание в жизни героя чего-то сильного, важного)
- Какие выразительные средства языка использует автор, создавая картину грозовой ночи?
(олицетворения, эпитеты, сравнения)
- С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями в тексте? (сложные предложения, вставные конструкции, причастные обороты, многоточие)
- Составьте схемы предложений.
- Какие предложения преобладают в данном тексте? Как вы думаете, почему? (БСП, потому что с их помощью автору удаётся создать живую картину ночи, предать более выразительно и объёмно происходящее)
V. Программированные задания (через экран).
1) Указать тип предложения:
а) простое; б) сложносочиненное; в)сложноподчиненное; г) бессоюзное сложное; д) сложное предложение с разными видами связи.
1. Мне почудилось за занавеской ее лицо, и я с испугом поскорее удалился.
2. Я заменил сюртучок курткой, но галстук не снял.
3. Иногда глаза его наливались кровью, он весь краснел, и казалось, что вот-вот он сейчас ринется на всех нас и расшвыряет нас, как щепки, во все стороны.
4. Я изнывал в отсутствии Зинаиды: ничего мне на ум не шло, все из рук валилось, я по целым дням напряженно думал о ней.
5. Когда я пришел в себя, я, не раскрывая глаз, почувствовал возле себя Зинаиду.
Ответ: 1б; 2а; 3д; 4г; 5в.
2) Определить вид придаточных:
а) определительное; б) изъяснительное; в) степени и образа действия;
г) уступки; д) цели.
1. Я отправился к себе в комнату, чтобы надеть новенький галстук и сюртучок.
2. Я до того сконфузился, что даже не поклонился никому.
3. Ровно в восемь часов я в сюртуке и с приподнятым коком входил в переднюю флигелька, где жила княгиня.
4. Дома я еще ходил в куртке и в отложных воротничках, хотя очень ими тяготился.
5. Но тут Зинаида, вероятно, догадалась, что я уже пришел в себя.
Ответ: 1д; 2в; 3а; 4г; 5б.
VI. Подготовка к творческой работе.
а) Чтение отрывка (глава 9).
“Зинаида сказала:
- Прочтите мне “На холмах Грузии”. Только сядьте сперва.
Я сел и прочел “На холмах Грузии”.
-“Что не любить оно не может”,- повторила Зинаида,- Вот чем поэзия хороша: она говорит нам то, чего нет и что не только лучше того, что есть, но даже больше похоже на правду… Что не любить оно не может – и хотело бы, да не может!”
б) Обсуждение.
- Согласны ли вы с утверждением Зинаиды?
- Была ли “первая любовь” Вольдемара подлинной любовью?
- Кто из героев повести пережил настоящую любовь?
(Первую любовь пережили и сын, и Зинаида, и отец (В 40 лет!).
- Как вы понимаете, что такое настоящая любовь?
VII. Домашнее задание.
Творческое задание: написать сочинение-миниатюру “Что такое настоящая любовь”, используя разные виды сложных предложений.
VIII. Выводы, итоги.
-Так о чем же мы говорили на наших уроках?
- Как синтаксис помогает нам выражать наши чувства?
- С помощью каких синтаксических конструкций лучше передать такое возвышенное чувство, как любовь?
IX. Заключение.
Любовь - это прекрасное, возвышенное чувство. Иван Сергеевич Тургенев через всю жизнь пронес любовь к женщине, которая не могла стать его женой (она уже была замужем). Жизнью на краю чужого гнезда назвал он свои отношения с семьей Полины Виардо, которую любил чистой, бескорыстной любовью. Когда вы будете знакомиться с другими произведениями И.С.Тургенева, вы увидите, что всех своих героев писатель проводит через испытание любовью, считая именно любовь высшим мерилом нравственности.
Любовь в романах Тургенева многолика. И каждый, кто любил, по мнению писателя, достоин внимания и уважения, потому что любое проявление настоящей любви прекрасно. И.С.Тургенев верил, что все в мире преходяще, а любовь вечна, что “только ею, только любовью держится и движется жизнь”.
Р.s. Зинаида - Е. Шаховская ровно через год после смерти Сергея Николаевича вышла замуж за некоего Владимирова, а через 9 месяцев и 11 дней умерла после родов. Похоронена на Волковом кладбище в г. Петербурге недалеко от могилы отца И.С. Тургенева. Надпись на надгробии стала эпиграфом к нашему уроку.
- Выводы учащихся.
Повесть “Первая любовь” – это произведение о сложности человеческих взаимоотношений, о том, как могут быть трагичны отношения между людьми, если они не основаны на любви. Это трагедия отца, связанного супружескими узами, семьёй, в которой нет любви. Это трагедия Зинаиды, которая полюбила человека своей мечты, но в силу обстоятельств не имела возможности с ним соединиться. Это трагедия мальчика Вольдемара, первая любовь которого оказалась такой драматичной. Может быть, сложности личной жизни Тургенева и его многолетняя жизнь “на краю чужого гнезда” были следствием уродливых отношений в семье его родителей. Это, вероятно, вызвало нежелание писателя строить собственную жизнь на таких же основаниях и довольствоваться “счастьем” в семье без любви.
Но самое главное – это поэтизация любви как самого прекрасного, возвышенного чувства, любви как вечной человеческой ценности.