2. Актуализация опорных знаний | Актуализация знаний детей по временам года, видам искусств, их создателей. Практическое задание по группам: 1. темп 2.динамика 3.характер 4. регистр, интонация Научить учащихся работать командой, принимать решения, прислушиваться к друг другу, объяснять свой выбор, мыслить, думать и сопоставлять изо с музыкой. | Дети занимают места по группам (4 группы). У каждой группы на столе лежит рисунок «Жаворонок, который поет в весеннем лесу» на котором написано одно средство музыкальной выразительности: 1гр.- темп; 2гр.-динамика; 3гр. – характер; 4гр. - регистр, интонация. Каждой группе дается задание: внимательно рассмотреть рисунок, найти главного героя и представить музыку по своему заданию: 1. темп (поет жаворонок быстро, умеренно, медленно), 2. динамика (поет громко, тихо), 3. характер (печальная песня, грустная, веселая, радостная), 4. регистр, интонация (поет высоко, средне, низко, плавно, отрывисто). - Сегодня, урок будет не такой как всегда, его проведут 2 учителя – это я, и ваш учитель литературного чтения Светлана Валерьевна. - Какие времена года бывают? Перечислите их. - Какое время года сейчас? -Сколько месяцев весной? Назовите их. - Правильно. А какие виды искусств нам лучше всего показываю, передают, рассказываю об этих временах года? - А кто создает искусство изо, музыки и литературы? - Вы уже успели обратить внимание на рисунок, который лежит у каждой группы на столе. - Кто его нарисовал? Посмотрите внимательно на него. - Что изображено на рисунке? - Какое время года? - Как вы думаете, какой месяц весны изображен? - Какая птица считается символом прихода весны? - Как вы заметили уже, на рисунках есть задание. Каждая группа должна подумать над своим заданием, который написан на изображении и дать ответ, обосновавши его. (объясняю задание каждой группе учащихся) - Прошу продемонстрировать ответы. Записываю ответы на доске. | Учащиеся занимают места за партами по группам. Слушают учителя. Ответы учащихся на вопросы учителя - весна, зима, осень, лето -весна -3: март, апрель, май - муз., лит., изо - художник, композитор, поэт. Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы: - художник - птица - весна - март -жаворонок Групповая работа по заданиям. Каждая группа учащихся дает объяснение своему заданию. | Ведение диалога. Умение слушать учителя, участвовать в диалоге, лаконично отвечать на вопросы. Умение анализировать, сопоставлять. Ориентироваться в информационном материале. Уметь доводить точку зрения группы используя музыкальную терминологию. Умение работать в группе. | Индивидуальный. Групповой Практический |
3.Формулирование темы, цели, задач урока | Сформировать тему урока, ее цель и формы познания, достижения конечного результата | -Многие композиторы, художники и поэты изображали весну. - Но с помощью чего? - Сегодня на уроке мы прикоснемся ближе к искусству слова – литературе и к искусству звуков – музыке. - Как можно назвать тему нашего урока? - Какая цель урока? Что мы должны с вами сделать: узнать, изучить, рассмотреть? - Как мы это будем делать и с помощью чего? | Ответы учащихся: - худ.- красок, поэт – словом, композ. – звуков. Учащиеся предлагают варианты темы, задачи, целей, форм. | Умение осуществлять поиск нужной информации, составлять задачи, цель урока, вести диалог | Фронтальный, групповой |
4.Изучение нового материала | Информирование детей о русском композиторе П.И.Чайковском. Портрет композитора | - С помощью звуков композитор создает прекрасные произведения искусства весенней природы. П. И. Чайковский – русский композитор, который родился 25 апреля 1840 году на Урали в г. Воткинск. Окончив Петербургскую консерваторию, занимался педагогической деятельностью и писал музыку. В разных произведениях искусств человек рассказывает об окружающей действительности, передавши словами, красками, звуками. Однажды Чайковский решил передать красоту времен года, а именно каждый месяц с его особенностями и красотой. Я предлагаю вам прослушать одно из «Времен года» «Март. Песня жаворонка» композитора. Прослушайте его и сравните с изо который мы анализировали в начале урока. | Слушают учителя. | Умение слушать учителя. Осуществлять запоминание нужной информации. Умение познавать новое, расширять свое представление об композиторе. | Фронтальный |
5.Слушание музыки | Проанализировать произведение за средствами муз. выразительности, сопоставить с ответами по рисунку | Слушают произведение П.И.Чайковского «Песня жаворонка». - Как композитор показывает март месяц? - Сравните ваши ответы в начале урока с музыкальным произведением. - Какой жанр музыки соединяет музыку и литературу? - Композитор показывает нам природу с помощью звуков, а поэт с помощью слова. Но нам бывает ближе искусство слова – литература, чтобы понять и представить весну. - Предоставляю слово Светлане Валерьевне. | Слушание. Ответы учащихся на вопросы. Анализ, сравнение. - песня. | Умение слушать музыку и размышлять о ней, проводить анализ, сравнение, синтез, лаконично вести диалог, развивать творческую фантазию, готовность к расширению эстетического сознания музыкальной культуры. Умение сопоставлять музыку с литературой, изо. Развивать способность критически мыслить, прислушиваться к другим. | Практический, индивидуальный, коллективный |
6. Литературное чтение | Стихи Ф.Тютчева | Учитель литературного чтения Светлана Валерьевна. -Весна - это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. -Солнышко весело светит, птицы щебечут, ручьи журчат. Сколько звуков, ярких красок! -Весной хочется писать стихи. Иногда сами собой вспоминаются строки: Полюбуйся, весна наступает, Журавли караваном летят. Поэты не только видят и чувствуют красоту природы, но и передают в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…». Послушаем его в исполнении учащихся. -Поэт пишет о Зиме и Весне, как о живых существах. Он использует поэтический прием – олицетворение. Это такой прием, когда предметы неживой природы изображаются, как живые существа. -Найдите и прочитайте эти строки. -Как названа в стихотворении Весна? Почему «прекрасное дитя»? -Какое настроение у поэта: он радуется или печалится? Попробуйте прочитать стихотворение выразительно. | Учащиеся читают наизусть стихи. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, анализируя произведение. Учащиеся выразительно читают стихи. | Умение слушать учителя. Умение выразительно читать стихи. Представлять картины весенней природы и находить в произведение те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. | Фронтальный, индивидуальный, практический. |
7. Рефлексия | Актуализация знаний. Подведение итогов урока | Как в музыке так и в литературе есть интонация. Искусство слова и музыки рождает прекрасные произведения искусств, такие как песня, романс, баллада, серенада и др. Иногда чтобы раскрыть глубину произведения композитор обращается к стихам, и наоборот. -Давайте кто-то из желающих попробует прочитать стихотворение под музыку Чайковского «Песня жаворонка». - Как, по вашему мнению, помогло ли стихотворение лучше раскрыть и понять «Песню жаворонка»? Почему? - С каким видом искусства мы сегодня с вами работали? - Какие виды искусств нам раскрыли красоту весны? - С каким муз. произведением вы познакомились сегодня? - Справились ли вы со всеми заданиями на уроке? - Спасибо за урок! | Учащиеся подводят итог урока, отвечают на вопросы. Желающие читают под музыку стихи. - … - изо, лит., муз. - Лит., муз. - «Песня жаворонка» П.И.Чайковского | Умение проводить анализ, сравнение, синтез, ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск нужной информации. Развивать способность критически мыслить, работать в группе, прислушиваться к другим, вести диалог, доводить свою точку зрения опираясь на знания предметов, показать результат освоения художественного наследия композитора П.И.Чайковского и поэта Ф.Тютчева. Творчески мыслить. Оценивать содержания урока. | Фронтальный Практический, индивидуальный Фронтальный, коллективный |