Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства "Помещики в поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя"
Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства "Помещики в поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя"
Данная разработка посвящена интегрированному уроку литературы и изобразительного искусства. Анализируются портреты помещиков в тексте и иллюстрациях, рассматривается понятие "деталь".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства "Помещики в поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя"»
Конспект урока литературы в 9 классе на тему:
"Портреты помещиков в поэме «Мертвые души» и в иллюстрациях П.М. Боклевского»
Разработала: магистрант ФЛ – ЛМ-21
Сафонова Т.С.
Цели урока:
1.Обучающие: выделить главные черты характера помещиков, выявить особенности портрета (художественного и литературного);
2.Развивающие: развивать навыки исследовательской работы с текстом, анализировать и соотносить разные виды портретов (литературный, художественный); развивать образное и аналитическое мышление обучающихся, творческое воображение; устную и письменную речь;
3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека.
Универсальные учебные действия: 1) коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 2) познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; 3) регулятивные: целеполагание, планирование.
Планируемые результаты:
· личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
· метапредметные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работа в группе;
· предметные: умение представлять развернутый устный ответ на поставленные вопросы; умение пользоваться теоретико-литературным понятием «портрет» как инструментом интерпретации художественного текста.
Методы и приемы: слово учителя, творческие задания, фронтальный опрос, работа в группах.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами будем работать с понятием «портрет». Мы уже познакомились с помещиками
II. Сообщение подготовленного ученика по теории литературы
“Портрет литературного героя”:
III.Анализ литературного и художественного портретов:
- Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мёртвые души». Они выполнены известным мастером кисти П. М. Боклевским.
Пётр Михайлович Боклевский (1811 - 1897) — русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.
Боклевский — известный иллюстратор «Мёртвых душ» Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.
Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.
Далее организуем работу в группах. Каждая группа получает лист с заданием. У каждой — свой помещик. Черты характера каждая группа оформляет в виде кластера.
Манилов (1 ГРУППА)
1. Какие характерные черты Манилова отразил в своей работе художник Боклевский? (слащавость, мечтательность) В чём эта мечтательность проявлялась?
2. Что мы можем сказать, судя по портрету, о Манилове как хозяине имения?
(Маниловпредставлен художником отдыхающим в послеобеденный час. Распустив галстук, расстегнув жилет, с неизменной трубкой с длинным чубуком, он нежится в мягком кресле. Манилов – деликатный, образованный барин. Поэтому пуховики располагают его к мечтательности. Он завёл глаза, запрокинул голову – унёсся фантазией под облака. Однако с подушек он не поднимается, пребывает в полной праздности.)
Вывод: Исходя из всего сказанного, кратко охарактеризуем помещика Манилова как человека слащавого, сентиментального, бесплодного фантазёра.
Коробочка (2 ГРУППА).
1. Выразительное чтение описания внешности .
2. Какие художественные приёмы использует автор при описании внешности Коробочки?
3. Какие характерные черты Коробочки мы можем выделить, глядя на портрет, выполненный художником Боклевским? (Коробочка Боклевского заставляет подумать о ком-либо из небольших грызунов, заботливых, домовитых зверьков, которые всё, что ни увидят, тащат в свою норку. В самом деле, у неё круглые, удивлённые глазки, треугольником поднятая верхняя губка, обнажающая резцы, и, наконец, коротенькие ручки, простодушно сложенные поверх выступающего брюшка, совсем как лапки мыши.)
4. Что подсказало художнику изобразить её такой?
5. В чём выразилась умственная ограниченность и нравственное уродство Коробочки?
6. Вывод:
(выступление представителя 1 группы)
Кратко охарактеризуем Коробочку как человека, для которого характерно бессмысленное накопительство, полная духовная нищета.“Дубинноголовая”, как сказал о ней автор.
Ноздрев (выступление представителя 3 группы)
1. Выразительное чтение описания внешности .
2. Какие художественные приёмы помогают Н.В.Гоголю в изображении внешности Ноздрёва?
3. Какие характерные черты помещика Ноздрёва отразил художник Боклевский в портрете? («говорун, кутила, лихач» тоже обращены к нему. Его всегда переполняют эмоции, он всегда в поисках чего-то необычного, чего-то интересного, в поисках приключений. Ноздрев без особой причины может насолить лучшему другу. Он очень азартен, любит пощекотать свои нервы.
Его главенствующие качества, вносящие в ясность во все вышеперечисленные вещи – «яркость и бойкость». Все его поведение объясняется этими двумя качествами. Ноздрев не знает слова «планировать», он ничего не задумывает, ничего не планирует. Он просто идет и делает. И в своих делах он не ведает границ. )
4. Приведите примеры, что это действительно так и мы не ошиблись в своих выводах.
5. Вывод: Исходя из всего сказанного, кратко охарактеризуем помещика Ноздрёва как человека пустого, вздорного прожигателя жизни. Автор иронически назвал его “историческим человеком”.
Собакевич (4 ГРУППА)
1. Выразительное чтение описания внешности .
2. Какие художественные средства использует Н.В.Гоголь в изображении этого помещика?
3. Какие характерные черты Собакевича изображены в его портрете? (Собакевич – помещик-кулак. В соответствии с фамилией художник придал его физиономии угрюмую свирепость цепного пса. Из-под нависших бровей на нас подозрительно глядят маленькие звериные глазки. Губы сложены в брюзгливую гримасу. )
4. Приведите примеры, что это действительно так.
6. Вывод (выступление представителя 2 группы):
Для Собакевича характерна грубая сила, напористость, неуклюжесть.
Он – “патриот русского желудка”.
Плюшкин (выступление представителя 5 группы)
1. Ученик: Завершает галерею помещиков Плюшкин, человек, на примере которого духовная смерть хозяев жизни показана в полную силу. Портретная характеристика даётся писателем несколько раз.
2. Выразительное чтение первой части описания внешности .
3. Художественные особенности.
4. Выразительное чтение второй части описания внешности .
5. Художественные особенности.
6. Выразительное чтение третьей части описания внешности .
7. Художественные особенности.
8. Как изобразил помещика Боклевский? Какие особенности этого персонажа выделил? (Плюшкинизображён у Боклевского высохшим, беззубым стариком с запавшим ртом, провалившимися щеками, одетым в лохмотья. Вместе с тем художник сумел придать фигуре скупца нечто грозное и зловещее. Это воплощение бесчеловечной, мертвящей алчности. Плюшкин живёт отшельником, в каждом человеке видит вора. На всех рисунках Боклевского он повёрнут спиной к зрителю, смотрит искоса, через плечо, брови настороженно подняты, мышиные глазки сверлят собеседника. Лучше всяких слов эта поза и этот взгляд рассказывают об отчуждённости от людей "заплатанного". Линии крючковатого носа и выступающего подбородка у Плюшкина почти сливаются. Это придаёт его физиономии нечто колдовское, страшное. )
Вывод: Плюшкина автор изображает, как человеконенавистника, “живого мертвеца”, как “какую-то прореху на человечестве”.
IV.Общий вывод:
Итак, мы рассмотрели портреты помещиков, литературные и художественные, и можем заметить одну закономерность: образы помещиков даны по принципу их всё более глубокого духовного оскудения и морального падения.
V. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
При подготовке к уроку использовалась следующая литература:
1. Золотарева И.В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: ВАКО, 2008
2.Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование. М.: Экзамен, 2003.
3.Орлова Т.В. Боклевский. М.: Искусство, 1971.
4. Шадрина С.Б. Литература. 9 класс. Поурочные планы. Волгоград, 2008.