kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок Роль контраста в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок ( литература и музыка) по рассказу Л.Н.Толстого "После бала". Во время урока учащиеся знакомятся  с приемом контраста, который используется не только в литературе, но в других видах искусства, в том числе и в музыке. Учительмузыки знакомит учащихся с бальным этикетом XIX века, с музыкой, которая звучала на балах. На уроке проводится анализ текста, работая в парах, учащиеся заполняют таблицу. Урок сопровождается презентацией.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок Роль контраста в рассказе Л.Н.Толстого "После бала" »

План-конспект интегрированного урока (литература, музыка) в 8 классе


Составитель: Данкова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 2 р.п. Екатериновка;

Зенова Светлана Михайловна, учитель музыки МКОУ СОШ № 2 р.п. Екатериновка


Тема урока: Роль контраста в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»


Цели урока: помочь учащимся понять писательский замысел и особенности рассказа;

познакомить с контрастом как литературным и музыкальным приёмом, позволяющим определить идею и тему произведения;

воспитывать милосердие, чуткое отношение к человеку, неприятие насилия над личностью.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, коллективная

Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, магнитофон, музыкальные записи, раздаточный материал, текст рассказа.






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.



Приветствие учащихся.

Учитель литературы: - «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - сказал К.Г.Паустовский

Учитель музыки: - «Музыка – универсальный язык человечества», - сказал Г.Лонгфелло

-Сегодня на уроке слово и музыка помогут нам понять и эпоху 19 века, и идею рассказа Л.Н.Толстого «После бала».








2.Актуализация знаний.



Учитель литературы: - На рубеже двух эпох Л.Н.Толстой создал ряд произведений. Одно из них – рассказ «После бала».

- Какие события легли в основу этого произведения?

- Почему Толстой так назвал рассказ?

- На предыдущем уроке мы составляли план рассказа. Какие части мы в нем выделили?

- В чем особенность такого построения произведения? ( вступление и концовка выведены за рамки основного сюжета; основное повествование состоит из двух частей – бал и экзекуция)

- Как называется такая композиция?(рассказ в рассказе)




Отвечают на поставленные вопросы






3.Формулирование темы урока












-Что необычного вы увидели в построении основной части рассказа? (Они друг другу противопоставлены)

Словарная работа.

И такая резкая противоположность называется контрастом.

В литературоведческом словаре дано определение контраста.

Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность

- Определение понятия контраста мы прочитали в литературоведческом словаре. Значит ли это, что подобный прием используется только в литературе? Можно ли его использовать в других видах искусства, например, в музыке?

Противопоставление, контраст или антитеза -  художественный прием.Он заложен уже в самом названии произведения. Что здесь противопоставляется друг другу? 

- Как мы определим тему сегодняшнего урока? (Роль контраста в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»).


















Записывают тему урока.

4. Организация познавательной деятельности.

Учитель литературы: - Обратимся к содержанию основной части рассказа. С чего начинается повествование? (С описания бала). А что такое бал?


Учитель музыки: - Слово «бал» пришло к нам из французского и происходит из латинского глагола «ballare», который означает «танцевать». Бал был элементом культуры 19 века. Но его можно рассматривать и как явление социальной жизни общества

Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали.

-Как вы считаете, чем являлся бал для дворян 19 века?

Бал для дворян был местом отдыха и общения.

Существовал особый бальный этикет

Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала 

Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера Гостей должен был встречать хозяин вечера

Бальный внешний вид строго регламентировался, все гости должны были быть в парадной одежде.

Замужняя дама приезжала на бал с мужем, в его отсутствие допускалось являться с подругой и мужем этой подруги. 

Девицы появлялись на балу исключительно в сопровождении матери или отца.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". 

Приглашение на танец можно отклонить, если:

- танец уже обещан;

- дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец;

- дама хочет пропустить танец - не танцевать, а отдохнуть;

- приглашающий кавалер без перчаток.

Существовал на балах 19 века особый «язык вееров»

- веер развернут, дама отмахивается - "я замужем";
- веер закрывается - "вы мне безразличны";
-открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";
-веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".

Вечер открывали полонезом – танцем-шествием. Вошел полонез в моду при Екатерине II. Длился 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие.

Второй танец на балах – вальс – «король балов» - самый знаменитый среди всех бальных танцев. Зародился в Австрии. Немного однообразный, состоит из одних и тех же повторяющихся движений. Танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале.

Середина бала- мазурка. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. При ее исполнении допускались разговоры.

В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов










Высказывают свои предположения


5. Работа с текстом

Учитель литературы: - Л.Н.Толстой погружает нас в атмосферу бала. Соответствует ли описание бала в рассказе бальному этикету XIX века?

1. - Где проводился бал?

- Что говорит Иван Васильевич об атмосфере бала?

- Как Л.Н.Толстой изображает героев во время бала? Найдите описание главных героев во время бала и заполните первую часть таблицы.



Первая часть рассказа. Бал.

Вторая часть рассказа. Экзекуция

Место действия

Зала у предводителя, бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный


Окраина города, мрачные улицы, серые казармы, что-то большое, черное, жесткое

Варенька

Высокая, грациозная, величественная, стройная, в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у нее сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза


Полковник

Красивый, статный, свежий старик с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Высокий военный, шел твердой подрагивающей походкой

Эмоциональное состояние Ивана Васильевича

Весел, доволен, счастлив

Было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

Наказываемый

Оголенный по пояс, спина его – что-то пестрое, мокрое, красное, нестерпимое

Звуки


Нежные, плавные, лиричные

Жесткие, визгливые, тревожные

Вывод


Изображен мир праздной, веселой, аристократической жизни

Изображен мир суровой реальности


2. Учитель литературы: - Описание бала занимает большую часть рассказа. Но ведь рассказ называется «После бала». Что изменилось после бала?

- Где происходит действие второй части рассказа?

- Проследим, какие изменения произошли с героями. Заполните вторую часть таблицы.

- Изменилось ли эмоциональное состояние Ивана Васильевича после бала? Какая музыка звучала у него в голове до этого?

3. Учитель музыки: - Звучание мазурки было внезапно прервано. Что случилось? (звучит музыка – флейта, барабан)

- Какое впечатление произвело на вас звучание такой «музыки»?

- Чем отличается звучание мелодий на балу и после бала?

4. Учитель литературы: - В рассказе Л.Н.Толстого мы видим контрастное изображение героев, событий, эмоционального состояния рассказчика. Контраст усиливается при помощи музыки. С какой целью Л.Н.Толстой использовал данный прием в рассказе?

Вывод. Используя прием контраста Толстой создал два мира – мир праздной, веселой, аристократической жизни и мир суровой действительности, которые сталкиваются друг с другом. Контрастное изображение помогло передать перелом, который произошел в душе рассказчика. События, произошедшие после бала, заставили героя искать ответы на вопросы, которые раньше у него не возникали.

Ответы учащихся:

- бал был местом общения;

- посетители празднично одеты;

- соблюдали очередность танцев, занимали очередь на танец.









Работа в группах, участие в дискуссии.












6. Рефлексия учебной деятельности

Учитель литературы:

- Какой прием помогает автору воздействовать на читателя?

- Помог ли контраст раскрыть замысел автора?

- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича впоследствии?

- Что произвело на вас большее впечатление?


7. Домашнее задание.

Сочинение «Утро, изменившее жизнь»












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Интегрированный урок Роль контраста в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"

Автор: Данкова Галина Викторовна Зенова Светлана Михайловна

Дата: 01.06.2015

Номер свидетельства: 216859


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства