kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по теме«Обзор русской литературы 2 половины ХIХ века".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- обзор целой литературной и исторической эпохи;

- показать основные направления развития литературы в данный период;

- оценить вклад литературных деятелей эпохи в развитие России;

- учить собирать и систематизировать информацию;

- подбирать материал для сообщений.

Оборудование: презентация по теме «Обзор русской литературы 2 половины ХIХ века»,приложения №1,№2.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по теме«Обзор русской литературы 2 половины ХIХ века". »

Тема: «Обзор русской литературы 2 половины ХIХ века»

Цели:

- обзор целой литературной и исторической эпохи;

- показать основные направления развития литературы в данный период;

- оценить вклад литературных деятелей эпохи в развитие России;

- учить собирать и систематизировать информацию;

- подбирать материал для сообщений.

Оборудование: презентация по теме «Обзор русской литературы 2 половины ХIХ века»,приложения №1,№2.

Ход урока.

Учитель литературы обращает внимание на эпиграф к уроку:

В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу,создав при нали-чии ужаснейших условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку,которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок.

М. Горький

Вопрос классу:

-Какие вопросы возникают при чтении высказывания М.Горького ?(Уч-ся формулируют вопросы:

1.О каком периоде в истории и литературе идет речь?

2.Кто эти великие художники?В чем сила русского народа,создавшего в ужаснейших условиях прекрасную литературу?)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Прогнозирование по эпиграфу.

Учитель истории.

Вопрос классу:

-О каком периоде в истории может идти речь?Почему?

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Учитель литературы.

-Как вы думаете ,какова тема нашего урока?(Уч-ся формулируют и записывают тему урока)

--------------------------------------------------------------------------------------------

Учитель истории.

Слайд2.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями истории и культурного развития России во 2 половине Х I Х века. Хочу обратить ваше внимание на эпиграф (слайд 3)– слова Н.Г.Чернышевского, который сказал о роли литературы в этот исторический период так:

« Литература у нас пока сосредоточивает почти всю умственную жизнь народа, и потому прямо на ней лежит долг заниматься и такими интересами, которые в других странах перешли уже, так сказать, в специальное заведование других направлений умственной деятельности…»

Историческая справка . 1850-е годы.

Особое место в политике России этого периода занимал восточный вопрос.

В 1853 г. Началась война между Россией и Турцией. ( слайд 4) Феодально –крепостническая , технически отсталая, с армией, сформированной на основе рекрутчины из поголовно неграмотного населения, Россия оказалась не в силах противостоять врагам.

Основные военные действия развернулись непосредственно на ее территории, в Крыму. В октябре 1854 года союзники осадили Севастополь.

Вступление на престол Александра II. ( слайд 5)

Новый государь оказался во главе страны, уставшей от кровопролитной войны. В дни его коронации многим была дарована свобода, в том числе и декабристам. Произошло пробуждение общественной мысли. В философии и литературе начались напряженные искания социального идеала, остро встала проблема сплочения нации, ее духовного единства. Особенно активно проявились эти поиски в наиболее влиятельных идейных течениях в русской общественной мысли - славянофильстве и западничестве.

(любящие славян и любящие западные идеи)

Исторические события 1860-1870-х гг.

1861 – отмена крепостного права. Огромное историческое значение. Было отменено рабство, появились возможности для развития рыночных отношений в деревне. Россия стала практически на капиталистический путь развития. ( слайд 6)

Рубеж 1860-1970-х годов - возникновение революционного народничества.

( слайд 7)

-------------------------------------------------------------------------------

Слово учителя литература. Общественная борьба в России отражалась на страницах многочисленных журналов. Журнальная полемика стала яркой страницей историко-литературного процесса в России.

Уч-ся работают с приложением 1(чтение ,дискуссия)

Огромной популярностью пользовалась лондонская газета «Колокол»(1857-1867), которую Герцен А.И. издавал вместе с Огаревым Н.П. Газета критиковала реакционные устремления высших чиновников, правительство и весь государственный строй царской России. Многим «Колокол» помог критически взглянуть на реформы Александра II, расстановку общественно-политических сил в стране. (Уроки русской литературы, Автор – Бикулова И.А., Брянск, 2003) (слайд 8)

Журнал «Современник» ( слайд 9)

Уч-ся работают с приложением 1(чтение ,дискуссия)

Талантливый публицист Д.И.Писарев и журнал «Русское слово»( слайд 10)

С «Современником» и «русским словом» полемизировали многие. Известные критики А.Дружинин, В.Боткин, П.Анненков считали, что художественная полноценность произведений не связана с требованиями общественной ситуации. Поэтому они были сторонниками только «чистого искусства». Критики спорили с Чернышевским, Добролюбовым и Писаревым и оценивали не идейную направленность, а художественные особенности произведений. Главными были для них степень талантливости автора и «вечные ценности» - Бог, любовь, красота, милосердие.

Нелегко было читателям разобраться в журнальной полемике и в противоречивых оценках одного и того же произведения.

-Как вы думаете,какой художественный метод был ведущим ?Почему?

2.Особенности развития литературы и искусства во второй половине ХIХ века.

В это время именно критический реализм дал блестящие творческие результаты. Реалистические традиции культуры утвердили понятие «золотой век» в русском искусстве и литературе. Галерея художественных образов в творчестве Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого , Н.А.Некрасова и И.С.Тургенева явилось зеркалом, отразившим российскую действительность.

( слайд 11)

Чтение и анализ фрагмента «Деревня»Д.В.Григоровича

-Какое художественное направление представляет пр-е?Почему?

-Какие черты простого русского человека изобразил автор?

-Какова основная мысль фрагмента?

-Какую цель преследовал Д.В.Григорович,создавая его?

Грандиозную панораму жизни России второй половины 19-го века создали выдающиеся произведения: «Обломов» И.А.Гончарова, «Гроза» и «Бесприданница» А.Н.Островского, романы И.С.Тургенева,»Что делать?» Н.Г.Чернышевского, «Былое и думы»,А.Н.Герцена, «История одного города» Салтыкова-Щедрина М.Е., «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова,»Война и мир» Л.Н.толстого, рассказы А.П.Чехова, лирика Тютчева Ф.И., Толстого А.К., Фета А.А.

Уч-ся записывают определение Основным направлением отечественной литературы стал реализм ( слайд 12)

Самым актуальным жанром стал роман( слайд 13)

-Почему именно роман?

Уч-ся записывают определение романа.

Широкое распространение получили широкие разновидности жанра: социальный, политический, исторический, философский, психологический, любовный, семейно-бытовой, приключенческий, фантастический. Роман широко охватывал социальные условия бытия человека, глубоко проникал во внутренний мир персонажа. Именно романы приобрели огромный резонанс не только в России, но и за рубежом. Произведения Толстого Л.Н., Достоевского Ф.М., Тургенева И.С. почти сразу же переводились на иностранные языки и пользовались большим успехом.

Русская литература второй половины ХIХ века совершила восхождение на высочайший идейно-художественный уровень и достигла такого положения, которое можно определить как вершину мирового искусства.(слайд 14)

3.Вывод.

Рефлексия.

Ответ на вопрос:в чем сила русского народа,создавшего в ужаснейших условиях прекрасную литературу?

Тестирование

Дом.зад.: биография А.Н.Островского.



Приложение1

1.Газета «Колокол» критиковала реакционные устремления высших чиновников, правительство и весь государственный строй царской России. Многим «Колокол» помог критически взглянуть на реформы Александра II, расстановку общественно-политических сил в стране. Издатели «Колокола» одной из главных задач считали консолидацию всех прогрессивных сил страны. Стремлением объединить широкие и разнообразные слои обусловлены и первоначальные программные требования «Колокола»: «освобождение слова от цензуры, освобождение крестьян от помещиков, освобождение податного состояния от побоев» (XIII, 8). В политических условиях России второй половины 1850-х годов такая программа отвечала задачам создания антикрепостнического фронта. Она привлекала либерально-оппозиционные круги, активность которых все возрастала.



-Какова роль газеты «Колокол»в общественно-политической жизни России ?



2.Журнал «Современник»

С «Современником» и «русским словом» полемизировали многие. Известные критики А.Дружинин, В.Боткин, П.Анненков считали, что художественная полноценность произведений не связана с требованиями общественной ситуации. Поэтому они были сторонниками только «чистого искусства». Критики спорили с Чернышевским, Добролюбовым и Писаревым и оценивали не идейную направленность, а художественные особенности произведений. Главными были для них степень талантливости автора и «вечные ценности» - Бог, любовь, красота, милосердие.



"Твердо веруя, что интересы минуты скоропреходящи, что человечество, изменяясь непрестанно, не изменяется только в одних идеях вечной красоты, добра и правды, он (поэт. - Н. С.) в бескорыстном служении этим идеям видит свой вечный якорь... Он изображает людей какими их видит, не предписывая им исправляться, он не дает уроков обществу, или если дает их, то бессознательно. Он живет среди своего возвышенного мира и сходит на землю, как когда-то сходили на нее олимпийцы, твердо помня, что у него есть свой дом на высоком Олимпе".Дружинин А.



-В чем расходятся взгляды на литературу Н.Г.Чернышевского и А.В.Дружинина?

В первом же номере "Русского слова" за 1863 год внутренний обозреватель задавал хору либеральных певцов отечественного прогресса, обвинявших Чернышевского и его последователей в "крайности отрицания", вопрос: "Что же мы, - мы, как общество и народ, - сделали путного среди нашей невыносимой трескотни слов о прогрессе и среди бесплодных криков о наших каких-то исполинских силах? Где же дело-то, настоящее, серьезное дело? Прежде покажите его, а потом уже и упрекайте нас в крайности отрицания и в желании забегать слишком вперед"(1863, N 1, стр.38).



В последующих номерах журнал из месяца в месяц доказывал, что реформы 60-х годов не являются "настоящим делом", что они не дали "ничего Путного" для русского народа, оставшегося и в пореформенную эпоху по-прежнему нищим, голодным, забитым и бесправным.



Главной задачей всякого честного и мыслящего человека пореформенной России "Русское слово" считало решение вопроса о голодных и раздетых людях - вопроса, которого правительственные реформы, по мнению Писарева, не решили, да и не могли решить. В статье "Погибшие и погибающие", написанной Писаревым в 1865 году, в работе Шелгунова "Сибирь по большой дороге", в ряде "Домашних летописей" журнал выразительно раскрывал всю степень бедствий "освобожденного" крестьянства, показывал, что условия жизни русского народа в пореформенную пору хуже каторжных.



Сарказмом и иронией пропитаны даваемые журналом оценки эпохе "мирных реформ", когда в России "в один день возникла гласность, свобода слова, стремление к самоуправлению, политические убеждения, обличение и мало ли чего не возникло" (1863, N 4, стр. 3). "Гора" трескотни и фраз, по определению Зайцева, "благополучно разрешилась... от бремени... мышью" (1863, N 9, стр. 44). Трудно представить более уничтожающую оценку реформ, и она типична для "Русского слова". "Кукишем в кармане" назвал реформу руководитель журнала Благосветлов. "Мы гораздо больше накричали, чем действительно сделали. Заслуги наши не стоят еще и клочка сена", - разоблачал он "дешевый лиризм" либерального общества в связи с юбилеем реформы в 1863 году



Преступников, наказанных шпицрутенами, приводили обыкновенно в гошпитальную палату, и тут больные арестанты, принимая их на свое попечение, ухаживали за ними самым тщательным образом. "Всю ночь ухаживали за ним арестанты, - говорит Достоевский о наказанном разбойнике Орлове, - переменяли ему воду, переворачивали его с боку на бок, давали лекарство, точно они ухаживали за кровным родным, за каким-нибудь своим благодетелем" (I, 89). "Молча помогали несчастному и ухаживали за ним, особенно если он не мог обойтись без помощи. Фельдшера уже сами знали, что сдают битого в опытные и искусные руки. Помощь обыкновенно была в частой и необходимой перемене смоченной в холодной воде простыни или рубашки, которой одевали истерзанную спину, особенно если наказанный сам уже был не в силах наблюдать за собой, да, кроме того, в ловком выдергивании заноз из болячек, которые зачастую остаются на спине от сломавшихся об нее палок" (II, 14).



Если бы я захотел приводить здесь все хорошие черты, подмеченные Достоевским в отдельных личностях, то мне еще долго не пришлось бы кончить. Но я нарочно ограничился только теми чертами, которые относятся к общей массе каторжников и характеризуют собою господствующее настроение. Взятые порознь, эти черты очень мелки и незначительны; но если сложить их все вместе и если дополнить их теми нравственными свойствами, с которыми эти мелкие черты неразрывно связаны, то получится общий результат, далеко не отвратительный. Говоря о каторге, следует перевернуть известную пословицу: не место красит человека, а человек - место, - пословицу, которая, впрочем, нигде и никогда не оказывается верной. О каторге можно сказать, что тут не люди портят место, а место портит людей. Острог ужасен не тем, что в нем живут ужасные люди, а тем, что эти люди, совсем не ужасные, терпят в нем значительные лишения и стеснения, которые притупляют их умы и портят их характеры. Когда начальству угодно будет устранить некоторые из этих лишений, тогда острог, превращаясь понемногу в мастерскую и в ремесленную школу, утратит большую часть своей отвратительности и начнет приносить действительную пользу тем заключенным, которым не удалось приобрести себе на свободе ни технических знаний, ни житейской сноровки. Мертвый дом, описанный Достоевским, заключает в самом себе задатки своего усовершенствования. Эти задатки развернутся, и нравственность арестантов улучшится, как только им дадут возможность смело и открыто заниматься собственной работой.



В бурсе, описанной Помяловским, я не заметил таких задатков развития. Начальство может, конечно, заменить розги карцером, карцер - еще каким-нибудь другим, более деликатным наказанием. Начальство может улучшить стол воспитанников, истребить сырость и грязь, вентилировать комнаты и зажигать лампы на целый вечер. Все это, конечно, значительно облегчит участь бурсаков, но основное зло бурсы останется нетронутым, потому что оно неизлечимо. Это основное зло заключается в той антипатии, которая существует между умами учеников и бурсацкой наукой. Эту антипатию невозможно искоренить, потому что бурсацкую науку невозможно сделать привлекательной. Все лучшие силы общества устремлены совсем не на те занятия, которые могут сформировать хороших бурсацких преподавателей. Общество интересуется совсем не тем, что интересовало его несколько столетий тому назад. То, что оставляется без внимания лучшими умами и самыми блестящими талантами, поневоле облекается в такие сухие и черствые формы, которые никому не могут нравиться и которые приходится навязывать ученикам насильно, посредством розог, или посредством карцера, или при содействии каких-нибудь еще более утонченных и облагороженных средств угнетения. Ученики воспринимают неохотно, забывают немедленно и выносят с собою в жизнь вместо полезных знаний отвращение к умственному труду.

Приложение2

Фрагмент повести Дмитрия Васильевича Григоровича «Деревня»

Слово «авось» играет у нас, как известно, и поныне весьма важную роль и прикладывается русским мужиком не только к собственному его житью-бытью, но даже к житью-бытью детей его. Самый нежный отец, самая заботливая мать с невыразимою беспечностью предоставляют свое детище на волю судьбы, нисколько не думая даже о физическом развитии ребенка, которое считается у них главным и в то же время единственным, ибо ни о каком другом и мысль не заходит им в голову. Не успеет еще ребенок освободиться от пелен, как уже поручают его сестре, девчонке лет четырех или пяти, которая нянчится с ним по-своему, то есть мнет и теребит его, во сколько хватает силенки, а иногда так пристукнет, что и через двадцать лет отзовется.

Мать ли плетется с коромыслом на реку стирать белье – и дочка тащится вслед за нею вместе с драгоценною своею ношею; развлеченная каким-нибудь камешком или травкою, она вдруг покидает питомца на крутом берегу или на скользком плоте… Бегут ли под вечер ребята навстречу несущемуся с поля стаду – нежная головка младенца уже непременно мелькает в резвой, шумливой толпе; когда наступает сырая, холодная осень, сколько раз бедняжка, брошенный на собственный произвол, заползает на середину улицы, покрытой топкою грязью и лужами, и платится за такое удовольствие злыми недугами и смертию! А весною, когда отец и мать, поднявшись с рассветом, уходят в далекое поле на работу и оставляют его одного-одинехонького вместе с хилою и дряхлою старушонкой-бабушкой, столько же нуждающейся в присмотре, сколько и трехлетние внучата ее, – о! тогда, выскочив из избы, несется он с воплем и криком вслед за ними, мчится во всю прыть маленьких своих ножек по взбороненной пашне, по жесткому, колючему валежнику; рубашонка его разрывается на части о пни и кустарники, а он бежит, бежит, чтоб прижаться скорее к матери… и вот сбивается запыхавшийся, усталый ребенок с дороги; он со страхом озирается кругом: всюду темень лесная, все глухо, дико; а вот уже и ночь скоро застигнет его… он мечется во все стороны и все далее и далее уходит в чащу бора, где бог весть что с ним будет… Поминутно слышишь, что там-то утонул ребенок в ушате, что тут-то забодал его бык или проехала через него отцовская телега, что сын десятского отморозил себе ногу, трехлетняя внучка старостихи разрезала серпом щеку двухлетней сестре своей и тому подобное.

Конечно, крестьянская натура крепка, и если ребенок уцелеет, то к зрелому возрасту он превращается почти всегда в дюжего и плечистого парня с железным здоровьем или в свежую, красную девку, во сто крат здоровее иной барышни, с колыбели воспитанной в неге и роскоши; но ведь не всякому посчастливится уцелеть: сколько их и гибнет! сколько остается на всю жизнь уродами! Трудно найти деревню, где бы не было жертвы беспечности родителей; калеки, слепые, глухие и всякие увечные и юродивые, служащие обыкновенно предметом грубых насмешек и даже общего презрения, – в деревнях сплошь да рядом! Притом между крестьянскими детьми нередко встречаются нежные натуры, которые если и выдерживают детство, зато сохраняют во всем существе своем пагубные следы его надолго – на всю жизнь.

Обремененные наследственными недугами, больные и слабые, они считаются в родной семье за лишнюю тягость и с первых лет до того дня, когда оканчивают тихое, бездейственное поприще свое на земле в каком-нибудь темном углу избы, испытывают одно только горе, приправляемое ропотом окружающих и горьким сознанием собственной своей бесполезности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Интегрированный урок по теме«Обзор русской литературы 2 половины ХIХ века".

Автор: Киселева Лариса Николаевна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 179252


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства