kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 9 классе "Ребенок перед лицом войны (по произведениям Анатолия Игнатьевича Приставкина)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомиться с жизнью и творчеством писателя; научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею, концепцию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 9 классе "Ребенок перед лицом войны (по произведениям Анатолия Игнатьевича Приставкина)"»

МБВ(С)ОУ «Петушинская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

учитель русского языка и литературы

Гунчикова Олеся Петровна.


Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 9 классе.



Тема: Ребенок перед лицом войны (по произведениям Анатолия Игнатьевича Приставкина)

Цели урока:

Образовательные: познакомиться с жизнью и творчеством писателя; научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею, концепцию;

Развивающие: развивать речевые и языковые компетенции учащихся, развивать культуру художественного восприятия, умения слушать, читать и отбирать материал для анализа текста художественного произведения, обосновывать собственную точку зрения;

Воспитательные: вызвать эмоциональный отклик у учащихся при анализе текстов, обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память», «любовь», «забота» , «милосердие», «ответственность», воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств.

Оборудование: портрет писателя, презентация, компьютеры, тексты.


Эпиграф: Я не только боялся писать о тех страшных военных днях,

я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно.

А. Приставкин.

Ход урока:

Война… Страшное слово, страшные события, страшные последствия. Горечь и жестокость, кровь и ненависть приносят войны на землю. Калечат судьбы, убивают невинных, приносят горе. А кто же ведет войны? А это люди! Такие же , как мы. Молодые, пожилые, красиые, любимые, любящие. Люди приносят на свою же землю несчастья и кровь. Берут грех на душу.

Но ведь и страдают люди! Такие же , как мы. И среди них те, кто только входит в эту жизнь, кто начинает понимать этот мир, кто добр и чист душой, кого нельзя обвинить ни в каких грехах и преступлениях. Это дети! Их вина только в том, что родились они в это жестокое время и на данной территории. Они невинны, но несут самый тяжелый крест в годы войны. Один из них, маленький и несчастный, детдомовец Толя, у которого были отец и мать, была семья, но война забрала близких, оставив одиночество и безнадежность маленькому ребенку. Он не был на поле боя, не был на оккупированной территории, он был в тылу, но то, что пережила маленькая душа, что осталось в сердце у этого человека, уже взрослым, он попытался нам рассказать в своих произведениях, с одним из них мы познакомились с вами на внеклассном чтении с повестью «Ночевала тучка золотая…»

Итак, перед нами дитя военных лет, современный писатель, общественный деятель- Анатолий Приставкин.

Сообщение о жизни и творчестве А. Приставкина (Материалы готовят учащиеся - Цолин Захар, Шутова Юля)

Родился 17 октября 1931 года в городе Люберцы Московской области. Отец – Приставкин Игнат Петрович. Мать – Дорофеева Евдокия Артемовна. Супруга – Приставкина Марина Юрьевна, журналист. Сын – Иван. Дочери: Дарья и Мария.

Дед Анатолия, Петр Приставкин, вернувшись в 1905 году из Санкт-Петербурга, рассказывал односельчанам о забастовках, манифесте царском, за что его взяли под стражу – прислали целую роту солдат, а в селе еще долго звали революционером. Игнат Петрович Приставкин, отец писателя, унаследовал фамильные черты – стойкость и твердость в достижении цели, которые проявил на фронте, где воевал 4 года. Многочисленные смоленские родственники Приставкиных также показали свои личные качества, когда в 1941 году ушли в партизаны, гибли от рук карателей под пулями и на виселицах, но нещадно били врага до прихода Советской армии.

Игнат Петрович Приставкин работал плотником, краснодеревщиком, газовщиком.

У Анатолия с детства осталось воспоминание о том, что дома всегда находились колодки – отец сам подбивал или мастерил детям новую обувь. До войны семья Приставкиных с родственниками жила в деревянной коммуналке – 8 человек на 8 квадратных метрах. У родителей стояла кровать, у Анатолия – диванчик, у сестры – колясочка, остальные взрослые спали на полу – ногами под кровать, а головой под стол, и тот, кто вставал на работу первым, перешагивал через остальных.

И все-таки Анатолий Приставкин считает детство самым счастливым периодом жизни – еще не началась война, была жива мама, хотя в то время она уже смертельно болела.

Когда началась война, Приставкину шел 10-й год. Отец ушел на фронт, а мать вскоре умерла от туберкулеза. Мальчик всю войну бродяжничал, и все, что досталось бездомным детям во время войны, в полной мере выпало и на его долю. В детских домах жили дети репрессированных, военнослужащих, сироты, среди них встречались начитанные мальчики, которые за корочку хлеба рассказывали романы с продолжением, растянутые на много вечеров, – так Анатолий познакомился с произведениями В. Гюго. Некоторые ребята изображали кино в лицах – фильм «Цирк» Приставкин знал наизусть еще с тех времен. А картину «Багдадский вор», которая произвела на мальчишку огромное впечатление, он сам пересказывал много раз и всегда как будто переносился в совершенно другой, сверкающий и далекий мир.

С детства Анатолия Приставкина носило по разным частям огромной страны – Подмосковье, Сибирь, Северный Кавказ, куда в 1944 году, в момент депортации чеченцев, направили для заселения территорий, ставших пустыми, московских беспризорников. До сих пор у Анатолия Игнатьевича хранится предмет, оставшийся с тех времен, – финка, сделанная для детской руки. К счастью, она не стала его оружием, скорее всего, чеховское, толстовское, горьковское начало не дало Анатолию пойти по иному пути. О том времени Приставкин через некоторое время скажет: «В самой середке войны тыл представлял собой фантастическую картину: военные и беженцы, спекулянты и инвалиды, женщины и подростки, выстоявшие по нескольку смен у станков, беспризорные и жулики... Мы были детьми войны и в этой пестрой среде чувствовали себя как мальки в воде. Мы всё умели, всё понимали и, в общем-то, ничего не боялись, особенно когда нас было много».

Однако смелость этих «мальков» имела совсем иные корни и не походила на обычную мальчишескую бесшабашность – это была смелость отчаяния, которую волей-неволей должен был развить в себе ребенок, попавший в крайние обстоятельства и бедствующий на последнем пределе. В свои беспризорные годы мальчишки становились сочинителями собственной жизни – частично это объяснялось любовью детей к фантазиям, частично – попыткой защититься, потому что в годы раскулачивания, различных политических процессов и репрессий стало опасно рассказывать о себе правду. Позже, в романе «Голубка», автор нашел удивительно точные слова, чтобы выразить эту взаимосвязь: «Война прошибла нас насквозь, как бомба прошибает многоэтажный дом».

К писательскому ремеслу Приставкина подтолкнул случай... Детей почти месяц везли в вагонах товарняка, в день выдавали по кусочку хлеба. В Челябинске, куда их привезли, на станции находилась столовая, которую осаждали беженцы, и ребята не могли пробиться через эту толпу взрослых. Тогда их воспитатель Николай Петрович стал кричать людям, чтобы они пропустили детей. И произошло чудо: они прошли сквозь толпу по освободившемуся пространству, как по коридору, – дети не видели лиц, просто чувствовали, что защищены, что их никто не раздавит. Эта тема легла в основу первого рассказа Анатолия Приставкина – «Человеческий коридор». Впоследствии этот символ «человеческого коридора» сопутствовал писателю на протяжении всей жизни, и он не переставал идти по нему, ощущая поддержку людей, готовых вывести его в будущее.

Работать Приставкин начал в 12 лет.

В начале 1980-х годов Приставкин написал повесть «Ночевала тучка золотая» (1987). Создавалась она для себя, так как самый прозорливый сочинитель тех лет не поверил бы, что такая работа сможет увидеть свет. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, – мир не достоин существования, если он убивает детей. После первого коллективного чтения повести в кругу друзей начались странные вещи: сначала к Приставкину зашел товарищ и попросил рукопись, чтобы почитать дома, другой знакомый попросил для сына, третий – для коллеги. Ко времени публикации в журнале «Знамя» повесть прочитали как минимум 500 человек. Однажды домой к Анатолию Игнатьевичу приехал совершенно незнакомый человек из Ленинграда и сказал, что по просьбе своих товарищей должен обязательно прочесть повесть, чтобы рассказать о ней у себя дома. Рукопись каким-то образом без участия автора дошла до Белоруссии, и на VIII съезде писателей СССР Алесь Адамович в своем выступлении сказал несколько слов в ее поддержку. Читали ее и многие известные писатели, поэты, критики – все это стало для Приставкина колоссальной поддержкой. Тогда он поверил, что повесть надо печатать...

Повесть напечатал Георгий Бакланов – писатель-фронтовик, незадолго перед тем назначенный главным редактором журнала «Знамя». И хотя в тот момент многие рукописи, годами прятавшиеся в столах, предстали перед читателем, работа Анатолия Приставкина сразу заняла прочное место в отечественной литературе.

И дело не только в том, что автор первым показал, как происходила насильственная депортация целого народа, – будучи свидетелем тех трагических событий, он сумел создать мудрое и доброе произведение. Анатолий Игнатьевич рассказал о том, что чувствовал сам, когда его послали на Кавказ, известный мальчишке лишь по рисунку на коробке папирос «Казбек» – горец на коне, в бурке и снежные вершины за его мощными плечами. Война против целого народа, увиденная глазами ребенка, который не понимает ни смысла, ни цели происходящего. Главное достоинство повести в том, что именно детское сознание и поступки детдомовского ребенка, над которым издевалась целая когорта всякого рода «воспитателей», оказываются чище, благороднее, мудрее сознания и поступков тысяч взрослых людей, ослепленных яростью и безжалостно уничтожающих друг друга. Золотая тучка – это душа ребенка, чистота и незащищенность. Это феерическое видение, согревающее сердце и заставляющее его биться в тревоге – не разобьется ли эта тучка о горные вершины?

Повесть «Ночевала тучка золотая» экранизирована на Киностудии имени Горького режиссером Суламбеком Мамиловым – ингушом, который в реальной жизни пережил все события, описанные автором, эта картина стала его судьбой и болью. Повесть «Ночевала тучка золотая» получила мировое признание – в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков, ее общий тираж составил 4,5 миллиона экземпляров только в России, а Анатолий Приставкин стал лауреатом Государственной премии СССР (1987).

-Какие чувства вызывают у вас страницы, связанные с голодом? Можно ли оправдать воровство и другие неприглядные поступки детей?

-Только ли о голоде это произведение? (о милосердии, заботе, любви)

-Кто вернул Кольку к жизни, когда Сашка погибает? Почему Колька не испытывает ненависти к чеченцу Алхузуру? (Алхузур чечен.- просветление, восход)

Регина Петровна говорит: «Не бывает плохих народов, бывают плохие люди»

Со временем стали проситься на бумагу несколько коротких историй о том, что писателю пришлось испытать в годы войны. Как строится композиция рассказа, Приставкин в то время имел весьма неясные представления, поэтому стал излагать обрывки воспоминаний в освоенной манере – получилось нечто вроде стихов в прозе. Вышло очень удачно, в основе многих фрагментов лежали не законченные сюжеты, а лишь яркие впечатления, врезавшаяся в память деталь, небольшой эпизод – такая безыскусность придала текстам особый дух подлинности. Эти неожиданные сочинения являлись к автору практически в готовой форме – на лекциях, семинарах, в долгой дороге домой. Так он написал цикл, получивший название «Военное детство». На эту публикацию сразу же обратили внимание читатели и критики, цикл Приставкина открыл целый пласт жизни, по сути, прежде неведомый литературе, и определил не только одну из основных тем творчества автора, но и одно из жанровых пристрастий, которому писатель следует и по сегодняшний день. Рассказы, написанные от первого лица, представляют собой отрывки из дневника, монологи героя, выдержанные в манере исповедальной прозы.

Открывают сборник два рассказа А.Приставкина. В год 70-летия Великой Победы давайте прочтем рассказы о войне, а потом обсудим их содержание, задумаемся, представим весь ужас войны.


А. Приставкин.

Буква «К»

У Славы Галкина не было ни отца, ни матери. Ему было восемь лет, он жил в детдоме и учился в школе. Фамилия учительницы его была Галина. Всем ученикам родители давали с собой вкусные завтраки, а Славке никто не давал. И Славка иногда на уроках мечтал, что он вовсе и не Галкин, просто ошиблись где-то и поставили лишнюю букву. А фамилия у него такая же, как у его учительницы, и он Вячеслав Галин. Но фамилии ведь исправлять нельзя, и Славка только мечтал об этом и еще мечтал, что если бы все было именно так, то учительница оказалась бы его мамою и давала бы ему в школу свертки с завтраками. И Славка чуть-чуть недолюбливал букву, которая разбивала всю его мечту. И потихоньку пропускал ее. А в диктантах за ошибки ему ставили двойки. Однажды учительница очень рассердилась. Она сказала:

— Почему ты, Галкин, пропускаешь в словах букву? Никто не делает таких странных ошибок. Смотри, что ты написал: «Светило жаркое солнце, и мы пошли упаться на речу». Это просто непонятно. Завтра перед уроком зайдешь ко мне.

И Славка пошел к учительнице. Та продиктовала ему диктант, прочла слова с пропущенной буквой «к» и рассердилась. А потом почему-то спросила о родителях. Велела заходить еще. Но главное, завернула ему в газету завтрак.

Славка стремительно летел в школу. В перерыв он не ушел, как обычно делал, в коридор, а достал свой завтрак, хотя совсем не хотел есть. Когда учительница проверяла новый диктант, она задержалась на работе Славы. В диктанте не было ни единой ошибки. И все буквы «к» стояли на своих местах. Ошибка оказалась только в одном слове. Было подписано: «В. Галин». Но учительница, наверное, не заметила этой ошибки.

Как можно догадаться, что рассказ – о военном времени? Из-за чего больше всего переживал сирота Славка Галкин? (Отсутствие родителей, родного дома, тепла, участия). Какие чувства вызвал у вас Славка? Как бы вы назвали рассказ?


Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях. Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.

Какие же испытания выпали на долю Люсеньки? (Сиротство, недоедание, равнодушие старших девочек и воспитателей детского дома).

И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.

Что же они увидели?

Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку.

- Ага, попалась, рыбка! - крикнула громко одна из девочек.

И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством. Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

Как же сейчас поступят девочки?

Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:

- Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала?

И Инна ответила:

- Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет... Теперь мы уследим.

Можно ли надеяться, что отношение к Люсеньке теперь будет другим?

Как бы вы назвали этот рассказ?

Анатолий Приставкин – не только известный писатель, но и общественный деятель. Он один из тех, кто входил в комиссию по помилованию при президенте России. И это не случайно, ведь только тот, кто с детства познал горечь и душевную боль, кто видел и переживал невзгоды, может понять и простить, может увидеть в любом человеке то великое и не всегда незаметное, что и делает его человеком. Таков Анатолий Приставкин!

Летом 2008 года Анатолий Приставкин умер, но останутся в памяти у нас полные суровой правды его произведения.

Заключительный этап урока - решение тестов, еще раз каждый из вас соприкоснется с текстом, пройдите к компьютерам.


Часть2

Прочтите текст и выполните задания приближенные к ОГЭ по литературе .


(1)Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

(2)Рыбок было десять. (З)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

(5)Девочек тоже было десять. (б)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7)Все Девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

(11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели.

(13) И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14)Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15)В углу обнаружились обглоданные головы. (16)Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17)Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

(18)И девочки решили поймать вора. (19)Они не спали всю ночь и тихо лежали. (20)Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21)Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22)0на прижимала к животу мокрую рыбку.

(23)— Ага, попалась, рыбка! — крикнула громко одна из девочек.

(24)И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. (25)Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством. (2б)Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27)Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (28)Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

(30)Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:

(31)— Полуночники! (32)Опять, что ли, золотая рыбка пропала?

(33)И Инна ответила:

(34)— Нет, нянечка, не пропала. (З5)Теперь не пропадет... Теперь мы уследим.

(По А.Приставкину)


А1. В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?

1) Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни своей сестры.

2) Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.

3) Автор в своем тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.

4) Автор в своем тексте говорит о преступном равнодушии взрослых воспитателей детдома.

А2. Прочитайте следующий фрагмент: «(10)Но ни кто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. (11)Никто не спрашивал, что она кушает, (12)Для этого были воспитатели ». Чем можно объяснить подобное поведение девочек?

1) Девочки были очень заняты делами.

2) Им было скучно с малышкой.

3) Девочки допоздна задерживались в школе.

4) Девочкам была безразлична судьба Люсеньки.

АЗ. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Зачем Инна попросила у няни кусочек хлеба? » Инна попросила кусочек хлеба, чтобы...

1) поесть самой

2) угостить девочек

3) покормить оставшихся рыбок

4) покормить Люсеньку

А4. В каком из перечисленных словосочетаний есть слово с переносным значением?

1) мокрая рыбка

2) золотая рыбка

3) обглоданная рыбка

4) спасенная рыбка

А5. Ниже даны два предложения из прочитанного текста. С какой целью автор использует одинаковое описание золотых рыбок и Люсеньки?

(4)Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях. (28) Кожа на руках была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

1) Автор хотел подчеркнуть красоту девочки.

2) Автору хотелось, чтобы девочка была похожа на золотую рыбку.

3) Автор посчитал, что это описание — самое точное и яркое.

4) Данное сходство заставило девочек понять, как хрупка и беззащитна Люсенька.

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик, упоминая имя сестрички, называет ее маленькой Люсенькой?»

1) Такое определение к слову ЛЮСЕНЬКА говорит о родственных отношениях рассказчика и девочки.

2) Это определение позволяет представить трагедию крохотной, никому не нужной девочки.

3) Это определение подчеркивает ее исключительность, любовь окружающих к ней.

4) Данное определение говорит о разнице в возрасте девочек и Люсеньки.

А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Они только шевелили задумчиво радужными плавниками».

1) олицетворение

2) метафора

3) эпитет

4) гипербола

Домашнее задание - Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

С2.1. Для более точного, выразительного описания авторы используют уточняющие члены предложения.

Напишите сочинение-рассуждение «Как уточняющие члены предложения помогают детально представить изображаемое?»

Обдумывая ответ на вопрос, внимательно перечитайте текст А.Приставкина. Найдите и приведите два примера из прочитанного текста, доказывающие вашу точку зрения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. А. Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме.

0б этом времени он вспоминал:

«Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти».

Почему, на ваш взгляд, писатель изменил финал рассказа?


Напишите сочинение-рассуждение. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Заключительное слово учителя: Хочется вам еще, ребята, поведать о биографической детали писателя: Анатолий Приставкин очень хорошо читал стихи с самодеятельной сцены, играл в любительских спектаклях, «Василий Теркин» в его исполнении пользовался большой популярностью, а в период, когда Приставкин проходил военную службу, армейское начальство возило его из части в часть, относя его выступления к важным «воспитательным мероприятиям».

Я думаю, этот урок для вас явился не просто уроком литературы и русского языка, но и настоящим уроком воспитания. Будьте милосердными, отзывчивыми и заботливыми при любых обстоятельствах, какие вам уготовит ваша судьба!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гунчикова Олеся Петровна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 194148


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства