Интегрированный урок по литературе в 5 классе на тему: «Н.В.Гоголь «Заколдованное место» « Реальное и фантастическое в повести»
Интегрированный урок по литературе в 5 классе на тему: «Н.В.Гоголь «Заколдованное место» « Реальное и фантастическое в повести»
Разработка урока по литературе для учащихся 5 классов. Это интегрированный урок литературы и изобразительного искусства. Итогом урока будет творческая работа, которую дети выполнят в группах. Но сначала мы обратимся к тексту повести, постараемся открыть для себя удивительный мир, созданный великим Н.В. Гоголем, и испытать радость этого открытия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературе в 5 классе на тему: «Н.В.Гоголь «Заколдованное место» « Реальное и фантастическое в повести»»
БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 89» г. Омска
Учитель русского языка и литературы
Зимина Тамара Анатольевна
Интегрированный урок по литературе в 5 классе на тему:
«Н.В.Гоголь «Заколдованное место»
« Реальное и фантастическое в повести»
2016 г.
Цель: формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащихся, развитие творческого потенциала как фактора художественного освоения и преобразования мира в создании коллективно-творческой работы.
Задачи:
1) Показать художественное своеобразие повести Н.В.Гоголя, сочетание реального и фантастического в повести и в живописи;
2) Развивать творческое воображение учащихся путем организации нетрадиционного урока;
3) Способствовать воспитанию у учащихся положительного отношения к трудолюбию, чувства коллективизма.
-Я надеюсь, что сегодняшний урок станет уроком творчества. Итогом будет ваша творческая работа, которую вы выполните в группах. Но сначала мы обратимся к тексту повести, постараемся открыть для себя удивительный мир, созданный великим мастером, и испытать радость этого открытия.
4.Работа с текстом повести.
Беседа.
- Вспомните, что случилось однажды с дедом, когда он пошел танцевать?
Прочитаем отрывок из повести. Чтение отрывка учителем, прослушивание фоновой мелодии.
- Что необычного было в этом месте? Почему его назвали «заколдованным»?
- Что росло на заколдованном месте?
- Как дед попал в заколдованное место во второй раз?
- Как вы понимаете слово «реальное»?
Запись: реальное – действительное.
- Что в воспоминаниях деда выглядит как реальное событие?
( Рассказ подготовленного ученика)
- Как вы понимаете слово «фантастическое»?
Запись: фантастическое- вымышленное.
- Что представляется нам в повести как фантастическая история?
Задание: прочитать отрывок из повести, где содержится фантастическое.
- Какое чувство испытал дед, попав в заколдованное место? Удалось ли чтецу передать это чувство?
Работа с терминами «иллюстрация», «колорит».
- Обратимся, ребята, к иллюстрациям и посмотрим, как художнику М. Клодту удалось показать заколдованное место.
- Какими средствами показана необычность этого места?
(Колорит, рисунок, цвет, движение, позы)
- Обратимся вновь к тексту повести. Можете ли вы сказать теперь, в чем ее своеобразие?
Запись: своеобразие повести – в сочетании реального и фантастического.
В этом - мастерство Гоголя - писателя.
- Страшно ли было читать и слушать историю деда?
- В какой момент мы начинаем смеяться над незадачливым кладоискателем?
- Почему деду достался котел с мусором?
Запись: легкого богатства не бывает, истинно лишь то, что добыто трудом.
Физкультминутка.
Отдых наш - физкультминутка, Занимай свои места. Раз присели, два - привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали Ванькой - встанькой словно стали.
- Мы наблюдали за тем, с каким искусством писатель показывает нам реальный и фантастический мир с посредством слова. Но познавать мир можно и другими средствами, например, с помощью красок.
Выставка рисунков.
- А теперь, ребята, посмотрим, как дети представили в рисунках загадочное место.
(Знакомство с детскими рисунками, на которых изображено загадочное место).
- Предлагаю вам 4 пейзажа в разном колорите, разного содержания.
Задание: реальное изображение превратить в фантастическое.
5.Творческая работа в группах.
Звучит фоновая мелодия. Работы вывешиваются на доску, проводится защита работ.
Подведение итогов урока.
-На какие произведения похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)?
- В чём смысл повести?
(Автор разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к наживе, приводящую в результате к неприятной, часто смешной ситуации.)
-Что нового вы узнали? Чему научились?
6. Выставление и комментирование оценок.
7.Домашнее задание:
А). В повести больше фантастики, чем реальности. Докажите свою точку зрения.
Б). Прочитать любое произведение из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».