Интегрированный урок по литературе в 11 классе(А. П. Платонов «Песчаная учительница») и самопознанию( «Человек и его место в жизни» )
Интегрированный урок по литературе в 11 классе(А. П. Платонов «Песчаная учительница») и самопознанию( «Человек и его место в жизни» )
Платонов Андрей Платонович родился 16 (28) августа 1899 г. в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. С 12 лет писал стихи. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать.
В 1918г. поступил в Воронежский железнодорожный политехникум. Окончил в 1924 году, поступил на историко-филологический факультет университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом.
В 1922 г. Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которая стала прототипом заглавной героини рассказа «Песчаная учительница» .
Был запрещен к печати роман «Чевенгур»(1929г), он был опубликован в 1972 г. во Франции, а в 1988г. в СССР.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературе в 11 классе(А. П. Платонов «Песчаная учительница») и самопознанию( «Человек и его место в жизни» ) »
Интегрированный урок по литературе в 11 классе(А. П. Платонов «Песчаная учительница»)
и самопознанию( «Человек и его место в жизни» )
Цель: Раскрывая идейное содержание рассказа, показать смысл жизни человека.
Задачи по литературе:
Образовательные: учиться читать А.П. Платонова, писателя-философа, мыслителя, постигая его стиль; давать оценку поступкам героев; обучать характеристике литературного героя через работу с понятиями « смысл жизни», «нравственный выбор».
Воспитывающие: дать нравственные ориентиры для определения своих жизненных целей.
Задачи по самопознанию:
1.) Расширить представление о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии.
2) Актуализировать проблему выбора профессии;
3) Способствовать выявлению личных интересов и склонностей в профориентации в ходе опроса подростков.
4) помочь уч-ся сделать выводы: правильный выбор профессии - необходимое условие профессионального и социального роста личности; работа должна человеку нравиться, приносить радость.
Форма урока: урок-диалог с использованием компьютерных слайдов.
Методы и приемы: частично-поисковый; наглядный, словесный.
Наглядные материалы: текст рассказа “Песчаная учительница”, слайд – презентации.
Межпредметные связи: литература и психология.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка целей урока.
Слово ученика.
Платонов Андрей Платонович родился 16 (28) августа 1899 г. в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. С 12 лет писал стихи. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать.
В 1918г. поступил в Воронежский железнодорожный политехникум. Окончил в 1924 году, поступил на историко-филологический факультет университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом.
В 1922 г. Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которая стала прототипом заглавной героини рассказа «Песчаная учительница» .
Был запрещен к печати роман «Чевенгур»(1929г), он был опубликован в 1972 г. во Франции, а в 1988г. в СССР.
Его произведения были разрешены в годы ВОВ, когда он работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему. После публикации рассказа «Возвращение» в 1946г., имя Платонова опять было вычеркнуто из советской литературы.
Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо» и другие сказки были изданы в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями. Умер Платонов в Москве 5 января 1951. Для него очень важны были темы семейного счастья, радости общения между родными людьми.
Художественный мир произведений Платонова обращен к вечным вопросам человечества: Что такое счастье? Как отличить добро от зла?В чём смысл жизни человека?
К. Паустовский назвал А. П. Платонова “самым гениальным писателем XX века”.
4.Вопрос классу: Для чего человек живет? В чем смысл жизни?
Ответы детей:оставить добрый след на земле;для других людей; чтоб разбогатеть;продолжить свой род;добиться славы, успеха, известности и д.р.
5.Учитель : Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше. Эмиль Золя.
Слово психолога.Роль профессии в жизни человека
Выбранная профессия играет огромную роль в жизни человека. Люди проводят на работе треть своего времени, если не больше в отдельных случаях. А это значит, что треть нашей жизни – это и есть работа. Именно поэтому к ее выбору надо относиться со всей серьезностью.
Каждый человек стремится к тому, чтобы работа приносила ему хорошую прибыль, была престижной, открывала некие возможности и плюс ко всему этому еще и нравилась. Ну, если кто-то сумел совместить все эти факторы – то он действительно самый настоящий счастливчик. В большинстве же случаев нам приходится всегда чем-то жертвовать, несмотря на свои желания.
В чем уникальность профессии учителя?Профессия учителя массовая, но не очень престижная среди молодёжи. Их работа обычная и они обыкновенные люди. Всё это так. Но это лишь одна сторона. А есть и другая…
Учитель – это руководитель, воспитатель, наставник, психолог... Какой ещё род деятельности может совмещать в себе столько различных профессий? Никакой. Какая ещё профессия требует проявления терпения, понимания, большой самоотдачи каждый день? Таких не так уж и много. Учитель – профессия одновременно и массовая, и уникальная.
Профессия учителя – это большая ответственность. Своими поступками учителя подают пример детям, учат жизни. Они помогаютученикам стать хорошими людьми.
Стать учителем – значит передать детям не только знания, но и жизненный опыт. Именно в этом, гражданское назначение учителя, его человеческое предназначение в этом мире.
1. Слово учителя-словесника.
В рассказе А.П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.
Вопросы по тексту рассказа.
1. Как проявляются качества героини рассказа?
2.Почему рассказ называется “Песчаная учительница”? 3. Чему подчинена композиция рассказа? 4.Какие проблемы поднимаются в произведении?
-В чем заключается подвиг нашей героини-Марии Нарышкиной- как учителя и как человека?
(Отдала свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья,ввела предмет «Обучение борьбе с песками»,помогла людям бороться в трудных природных условиях).
-Какие проблемы поднимает в своем рассказе писатель?
Гипотеза: Если человек отдает всего себя служениюлюдям, его жизнь имеет смысл.Мария помогла людям в борьбе с пустыней. Не растеряла всей своей силы, стойкости и добилась своего. Пожертвовала собой ради спасения своего села.
Вывод: Смысл жизни в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих.Такие люди, как Мария нужны всегда и везде. Главная ценность – служение людям.
-Чем хороша на ваш взгляд героиня рассказа?
Душа
Мечты
Дела
Открытая,
настойчивая,
целеустремлённая , добрая
Выйти замуж,
создать семью,
Научила жителей
бороться с
песками, учила
детей, сажала
деревья,
плела корзины,
мебель.
7.Заключение урока.
«Если не знаешь, в какую сторону ты идешь,
Ни один ветер не будет тебе попутным»
Древний философ ЛуцийАнней Сенека
Домашнее задание:Напишите мини-сочинение на тему :“Какую пользу я могу принести людям”. Спасибо вам за урок!