kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по литературе и истории «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое обоснование урока: урок в 8 классе проводится при изучении курса истории России, 2 урок в теме «Движение декабристов». Значимость урока состоит в том, чтобы на примере деятельности и творчества декабристов показать учащимся многогранность личностей декабристов, показать истинный патриотизм русских людей.

?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературе и истории «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»»

Интегрированный урок по истории и литературе

«Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»



Тип урока – интегрированный урок, урок открытия нового знания.

Цель – организация работы по усвоению учащимися движения декабристов.

Задачи:

  1. Образовательная – дать представление о движении декабристов; на примере творческого потенциала декабристов раскрыть типичные черты их героического поведения.

  2. Воспитательная – воспитание чувства любви к Родине.

  3. Развивающая – продолжить развитие универсальных учебных действий: умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное; умения работы с текстами, таблицами.

Методическое обоснование урока: урок в 8 классе проводится при изучении курса истории России, 2 урок в теме «Движение декабристов». Значимость урока состоит в том, чтобы на примере деятельности и творчества декабристов показать учащимся многогранность личностей декабристов, показать истинный патриотизм русских людей.


Оборудование: портреты декабристов, документы с заданиями, мультимедийный проектор, компьютер.


Предварительная подготовка: несколько учащихся получают предварительные задания – подготовить краткие сообщения о наиболее известных декабристах.


Ход урока:


Продуктивный вопрос классу:


  • Каковы были основные идеи «Конституции» и «Русской правды»?

  • Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях (в качестве ответа на вопрос учащимся предлагается заполнить таблицу, 2 и 3 колонки):


Взгляды декабристов по основным проблемам

Северное общество –

«Конституция»

Южное общество –

«Русская правда»

Государственное устройство в России

Конституционная монархия. Федеративное устройство.

Республика. Россия - единое и неделимое государство.

О собственности и землевладении

Неприкосновенность частной собственности =земли помещиков остаются за ними.

Вся земля разделена на частную и общественную. Частичная конфискация помещичьих земель.

Крепостное право и военные поселения

Отмена крепостного права и военных поселений. Крестьяне освобождаются без земли.

Отмена крепостного права и военных поселений.


  • Как вы думаете, каково было значение восстания декабристов?


Учитель дополняет ответы учащихся:


Декабристы… Нет людей, равнодушных к смелому, бескорыстному и героическому подвигу первых русских революционеров. Поражает и восхищает в декабристах всё: их подвиг, жизнь на каторге и в ссылке, удивительная стойкость, беззаветная преданность своей мечте. Выходцы из дворян, передовые, высокообразованные люди, они раньше других поняли неизбежность уничтожения крепостного строя и самодержавия и бросили вызов своему классу. Отбыв каторгу, они не отказались от служения обществу, несли ему просвещение и культуру, организовывали школы, больницы, передовые сельскохозяйственные предприятия.

С благоговением произносишь их имена и с чувством восхищения останавливаешься перед каждым памятником декабристам.

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыть мы не должны.



Звучит песня из к/ф «Звезда пленительного счастья», на экране проецируются портреты декабристов:

Каховский, Пестель, Муравьев,

Бестужев-Рюмин и Рылеев,

Вы рабства не снесли оков,

Вы смертью умерли злодеев,

Но вас потомство вознесёт.

История на вас укажет,

И вам во славе не откажет.


Учащиеся делают краткие сообщения о декабристах:


Пётр Григорьевич Каховский – родился в 1799г. в семье небогатого смоленского дворянина. В декабре 1824г. в Петербурге встретился с членами Северного общества и вступил в него. С Московским полком пришёл 14 декабря на Сенатскую площадь и побуждал солдат не повиноваться царю-самозванцу. Смертельно ранил генерал-губернатора Петербурга М.А.Милорадовича и командира лейб-гвардии Гренадерского полка Н.К.Стюрлера. Был арестован 15 декабря и препровожден в Петропавловскую крепость.


Павел Иванович Пестель – родился в 1793г. в семье сенатора, генерал-губернатора Западной Сибири. Участник Отечественной войны 1812г. и Заграничного похода. В 1816г. был принят в Союз спасения, позже стал основателем и главой Южного общества. Его республиканские убеждения нашли отражение в «Русской правде» - программном документе Южного общества. 13 декабря 1825г. был арестован в Тульчине по доносу своего сослуживца капитана А.И.Майбороды.

Никита Михайлович Муравьев – родился в 1795г. в семье сенатора, попечителя Московского университета, воспитателя великих князей Александра и Константина. Получил образование в Московском университете. Стал одним из основателей Союза спасения и Союза благоденствия, позже – один из руководителей Северного общества. Сторонник ограничения монархии, федеративного устройства и отмены крепостного права в России. Арестован 20 декабря 1825г. в селе Тагино Орловской губернии.

Михаил Павлович Бестужев-Рюмин – родился в 1801г. Подпоручик. Член Южного общества, республиканец. Вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом составил «православный катехизис», в котором на основе текстов Священного Писания разъяснялась необходимость свержения самодержавия и установления республики. Один из руководителей Васильковской управы и восстания Черниговского полка.

Кондратий Фёдорович Рылеев – родился в 1795г. в семье небогатого незнатного помещика, образование получил в Первом кадетском корпусе. После женитьбы поселился в Петербурге, стал публиковать первые стихотворения. В 1823г. по рекомендации И.И. Пущина стал членом Северного общества. В подготовке восстания сыграл решающую роль как его инициатор и организатор. 14 декабря 1825г. был болен, но пришёл на Сенатскую площадь. Узнав о провале восстания и не найдя диктатора С.П.Трубецкого, покинул площадь. Арестован поздно вечером и препровожден на допрос к императору.


Учитель: движение декабристов тесно переплетается со многими важными вопросами развития русской культуры. Декабристы оказали воздействие на творчество крупнейших русских писателей – Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Некрасова. Пушкин сам считал себя певцом декабристов. В стихотворении «Арион» поэт аллегорически рисует крушение декабризма (учащийся читает стихотворение).

Среди декабристов было немало деятелей культуры – писателей, поэтов и учёных, которые внесли свой вклад в культурное развитие России.


Наш урок – попытка понять:

  • Кто они?

  • Почему декабристы достойны памяти?

  • Оценить надлежащим образом их литературную деятельность.

В чём их истинный подвиг?


Работая в группах (на столах тексты документов), вы сможете ответить на эти вопросы.

Работа в группах:


1 группа.

Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол был знатоком литературы и справедливым критиком, обладал эстетическим вкусом и дарованием, философским складом ума и красноречием, его охотно приглашали на дружеские вечера и собрания. Он пробовал свои силы в различных жанровых формах литературы, которые не были в совершенстве освоены российскими литераторами, увлекался передовыми и смелыми идеями своего времени. Так, он познакомил Россию с одним из лучших образцов литературы английского Просвещения – «Школой злословия» Р.Б. Шеридана. Иван Матвеевич считал, что изучение античной культуры, а также использование наследия классиков способствуют созданию оригинальной словесности – и внёс свой вклад в развитие отечественной сатирической литературы и литературоведческой мысли. Он обогатил русскую литературу переводами творений Горация и Цицерона и познакомил читателей с отличными образцами классической эпистолярной литературы, дал молодым литераторам начальные образцы художественной прозы и анализа творческой деятельности. Его «Письма из Москвы в Нижний Новгород» стали звеном в уже сложившейся традиции, они пробуждали интерес к родному языку и культуре, античной литературе, активизировали внимание к важным проблемам современности.

Литературные, научные и публицистические сочинения И.М. Муравьёва-Апостола в начале 19 века вызывали бурную полемику, становились предметом активного обсуждения, служили поводом для обоснования тех или иных политических и общественно-литературных платформ.

И.М. Муравьёв-Апостол выступал за демократизацию тематики и жанров художественной литературы, работал над созданием национального литературного языка. Многие из затронутых им проблем найдут отражение в творчестве писателей эпохи – в патриотических произведениях К.Ф.Рылеева («Наливайко»), А.С.Пушкина («К Чаадаеву», «Полтава» ), М.Ю.Лермонтова («Прощай, немытая Россия», «Бородино»), Н.В.Гоголя («Тарас Бульба») и других. В них прославлялись смелые борцы за свободу и независимость России.


2 группа.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер с ранних лет проявлял черты вольнолюбия, глубоко изучал общественные науки, составлял словарь политических терминов, серьёзно занимался литературой. В 1815г. печатается в журналах «Сын Отечества», «Амфион», принимает активное участие в «Вольном обществе любителей российской словесности», на одном из заседаний которого в 1820г. читает стихи, посвящённые Пушкину. Стихотворение «К Прометею» посвятил Гёте. В Париже читает лекции по русской литературе, имевшие большой успех. В 1822г. пишет несколько лирических стихотворений, заканчивает трагедию «Аргивяне», сочиняет поэму «Кассандра», начинает поэму о Грибоедове. В Москве поэт сблизился с В.Одоевским, вместе с которым издаёт альманах «Мнемозина», где печатались Пушкин, Баратынский, Языков.

Кюхельбекер пишет стихи о восстании в Греции, на смерть Байрона, послания Ермолову, Грибоедову, стихотворение «Участь русских поэтов»:

«Горька судьба поэтов всех племен;

Тяжеле всех судьба казнит Россию;

Для славы и Рылеев был рождён;

Но юноша в свободу был влюблён…

Стянула петля дерзостную волю.

Не он один, другие вслед ему,

Прекрасной обольщённые мечтою,-

Пожалися годиной роковою…

Бог дал огонь их сердцу, свет уму.

Да! чувства в них восторженны и пылки:

Что ж? их бросают в чёрную тюрьму,

Морят морозом безнадежной ссылки…

Или болезнь наводит и мглу

На очи прозорливцев вдохновенных;

Или рука любезников презренных

Шлет пулю их священному челу;

Или же бунт поднимет чернь глухую,

И чернь того на части разорвёт,

Чей блещущий перунами полёт

Сияньем облил бы страну родную»



3 группа.

Александр Иванович Одоевский – талантливый поэт, ближайший друг А. С. Грибоедова. В 1820г. он написал «Молитву русского крестьянина»:

«Бог людей свободных, боже сильный! Я долго в своих молитвах взывал к царю, твоему представителю на земле…Царь не услышал моей молитвы…ведь так шумно вокруг его престола!Если правду говорят священники, что и раб – творение твоё, то не осуждай, его не выслушав, как то делают бояре и прислужники боярские.

Я орошал землю потом своим, но ничто, производимое землей, не принадлежит рабу. А между тем наши господа считают нас по душам; они должны были считать только наши руки. Моя суженая была красива, - они отправили её в Москву к нашему молодому барину. Тогда я сказал себе: есть бог для птицы, есть бог для растений, но нет бога для раба! Прости меня, о боже, в милосердии твоём! Я хотел молиться тебе, и вот – я возроптал на тебя!»

В этом стихотворении ярко выражены антикрепостнические мысли автора. Оно возникло как результат его наблюдений за жизнью крестьян в имении отца.

Почти всё дошедшее до нас поэтическое наследие Одоевского относится к годам каторги и ссылки. Большинство его стихотворений посвящено подвигу декабристов. В начале 1827г. в Читинском остроге пишет стихотворение, которое «с гордостью можно занести в число лучших событий биографии Одоевского» - это ответ декабристов А.С.Пушкину «Из каменных нор»:

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки

Но лишь оковы обрели.

Но будь спокоен, бард: цепями,

Своей судьбой гордимся мы,

И за затворами тюрьмы

В душе смеёмся над царями,

Наш скорбный труд не пропадёт:

Из искры возгорится пламя,

И просвещённый наш народ

Сберется под святое знамя.

Мечи скуём мы из цепей

И вновь зажжём огонь свободы

И с нею грянем на царей,

И радостно вздохнут народы.


Учащиеся: декабристы создали новый тип русского человека, расширили круг тем и жанров русской поэзии, сформулировали важнейшие проблемы русской жизни. Поэтическое творчество декабристов было одним из элементов их значимого, героического поведения.

Мы от декабристов получили в наследство возбужденное чувство собственного достоинства, стремление к независимости, ненависть к рабству.

Учитель:

  • Сбылись ли надежды декабристов в современной России?

  • Что могло бы их, восхитить, а что огорчило бы?

  • Какие идеи декабристов не потеряли своей актуальности до сих пор?

Компетентностно-ориентированные задания по теме:

Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их «мятежной» лирики.


Компетенция: учебно-познавательная, информационная (понимание и осмысление информации).

Стимул: Декабристы…Нет людей, равнодушных к смелому, бескорыстному и героическому подвигу первых русских революционеров. Поражает и восхищает в декабристах всё: их подвиг, жизнь на каторге и в ссылке, удивительная стойкость, беззаветная преданность своей мечте и их поэтическое творчество как элемент их значимого и героического поведения.


Задачная формулировка № 1: заполните пробелы в таблице.


Взгляды декабристов по основным проблемам

Северное общество

_______________________


___________________________


«Русская правда»

Государственное устройство в России


______________________

Республика. Россия - единое и неделимое государство.

О собственности и землевладении

Неприкосновенность частной собственности =земли помещиков остаются за ними


____________________________

Крепостное право и военные поселения


Отмена крепостного права и военных поселений.


Отмена крепостного права и

____________________________

Инструмент оценивания: ключ.


Взгляды декабристов по основным проблемам

Северное общество

«Конституция»

Южное общество

«Русская правда»

Государственное устройство в России

Конституционная монархия. Федеративное устройство.

Республика. Россия - единое и неделимое государство.

О собственности и землевладении

Неприкосновенность частной собственности =земли помещиков остаются за ними

Вся земля разделена на частную и общественную. Частичная конфискация помещичьих земель.

Крепостное право и военные поселения


Отмена крепостного права и военных поселений.

Крестьяне освобождаются без земли.

Отмена крепостного права и

и военных поселений.



Задачная формулировка № 2: какие программные требования декабристов не названы в отрывке стихотворения декабриста Фёдора Вадковского?


Вот за что хотели мы нашу кровь пролить:

Чтобы кровию той волюшку тебе купить,

Чтобы на Руси цепь народа разорвать,

Чтоб солдатушкам в службе век не вековать,

Чтоб везде и всем одинаковый был суд,

И чтобы никто больше не слыхал про кнут…


Инструмент оценивания: ключ.

Государственное устройство в России



Задачная формулировка №3: установите соответствие между содержанием программных документов декабристов и основными идеями их лирики.


Содержание программ декабристов

Основные идеи

Произведение

1. Конституционная монархия

А. антикрепостнические мысли

а) «Участь русских поэтов»


2. О собственности

Б. «в душе смеёмся над царями»

б) «Молитва русского крестьянина»

3.Отмена крепостного права

В. «но юноша в свободу был влюблён…»

в) «Из каменных нор»


Запишите в таблицу выбранные буквы:


1

2

3




Инструмент оценивания: модельный ответ.


1

2

3

Б, в

В, а

А, б



Задачная формулировка № 4: от имени одного из декабристов напишите краткую речь о своих взглядах (поразмышляйте о его роли в декабристском движении и истории России в целом).


Инструмент оценивания: критерии.


Критерии оценивания: понимание темы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мелехина Татьяна Серафимовна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 249219


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства