Интегрированный урок по литературе и истории «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»
Интегрированный урок по литературе и истории «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»
Методическое обоснование урока: урок в 8 классе проводится при изучении курса истории России, 2 урок в теме «Движение декабристов». Значимость урока состоит в том, чтобы на примере деятельности и творчества декабристов показать учащимся многогранность личностей декабристов, показать истинный патриотизм русских людей.
?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературе и истории «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»»
Интегрированный урок по истории и литературе
«Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»
Тип урока – интегрированный урок, урок открытия нового знания.
Цель – организация работы по усвоению учащимися движения декабристов.
Задачи:
Образовательная – дать представление о движении декабристов; на примере творческого потенциала декабристов раскрыть типичные черты их героического поведения.
Воспитательная – воспитание чувства любви к Родине.
Развивающая – продолжить развитие универсальных учебных действий: умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное; умения работы с текстами, таблицами.
Методическое обоснование урока: урок в 8 классе проводится при изучении курса истории России, 2 урок в теме «Движение декабристов». Значимость урока состоит в том, чтобы на примере деятельности и творчества декабристов показать учащимся многогранность личностей декабристов, показать истинный патриотизм русских людей.
Оборудование: портреты декабристов, документы с заданиями, мультимедийный проектор, компьютер.
Предварительная подготовка: несколько учащихся получают предварительные задания – подготовить краткие сообщения о наиболее известных декабристах.
Ход урока:
Продуктивный вопрос классу:
Каковы были основные идеи «Конституции» и «Русской правды»?
Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях (в качестве ответа на вопрос учащимся предлагается заполнить таблицу, 2 и 3 колонки):
Республика. Россия - единое и неделимое государство.
О собственности и землевладении
Неприкосновенность частной собственности =земли помещиков остаются за ними.
Вся земля разделена на частную и общественную. Частичная конфискация помещичьих земель.
Крепостное право и военные поселения
Отмена крепостного права и военных поселений. Крестьяне освобождаются без земли.
Отмена крепостного права и военных поселений.
Как вы думаете, каково было значение восстания декабристов?
Учитель дополняет ответы учащихся:
Декабристы… Нет людей, равнодушных к смелому, бескорыстному и героическому подвигу первых русских революционеров. Поражает и восхищает в декабристах всё: их подвиг, жизнь на каторге и в ссылке, удивительная стойкость, беззаветная преданность своей мечте. Выходцы из дворян, передовые, высокообразованные люди, они раньше других поняли неизбежность уничтожения крепостного строя и самодержавия и бросили вызов своему классу. Отбыв каторгу, они не отказались от служения обществу, несли ему просвещение и культуру, организовывали школы, больницы, передовые сельскохозяйственные предприятия.
С благоговением произносишь их имена и с чувством восхищения останавливаешься перед каждым памятником декабристам.
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыть мы не должны.
Звучит песня из к/ф «Звезда пленительного счастья», на экране проецируются портреты декабристов:
Каховский, Пестель, Муравьев,
Бестужев-Рюмин и Рылеев,
Вы рабства не снесли оков,
Вы смертью умерли злодеев,
Но вас потомство вознесёт.
История на вас укажет,
И вам во славе не откажет.
Учащиеся делают краткие сообщения о декабристах:
Пётр Григорьевич Каховский – родился в 1799г. в семье небогатого смоленского дворянина. В декабре 1824г. в Петербурге встретился с членами Северного общества и вступил в него. С Московским полком пришёл 14 декабря на Сенатскую площадь и побуждал солдат не повиноваться царю-самозванцу. Смертельно ранил генерал-губернатора Петербурга М.А.Милорадовича и командира лейб-гвардии Гренадерского полка Н.К.Стюрлера. Был арестован 15 декабря и препровожден в Петропавловскую крепость.
Павел Иванович Пестель – родился в 1793г. в семье сенатора, генерал-губернатора Западной Сибири. Участник Отечественной войны 1812г. и Заграничного похода. В 1816г. был принят в Союз спасения, позже стал основателем и главой Южного общества. Его республиканские убеждения нашли отражение в «Русской правде» - программном документе Южного общества. 13 декабря 1825г. был арестован в Тульчине по доносу своего сослуживца капитана А.И.Майбороды.
Никита МихайловичМуравьев – родился в 1795г. в семье сенатора, попечителя Московского университета, воспитателя великих князей Александра и Константина. Получил образование в Московском университете. Стал одним из основателей Союза спасения и Союза благоденствия, позже – один из руководителей Северного общества. Сторонник ограничения монархии, федеративного устройства и отмены крепостного права в России. Арестован 20 декабря 1825г. в селе Тагино Орловской губернии.
Михаил Павлович Бестужев-Рюмин – родился в 1801г. Подпоручик. Член Южного общества, республиканец. Вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом составил «православный катехизис», в котором на основе текстов Священного Писания разъяснялась необходимость свержения самодержавия и установления республики. Один из руководителей Васильковской управы и восстания Черниговского полка.
Кондратий Фёдорович Рылеев – родился в 1795г. в семье небогатого незнатного помещика, образование получил в Первом кадетском корпусе. После женитьбы поселился в Петербурге, стал публиковать первые стихотворения. В 1823г. по рекомендации И.И. Пущина стал членом Северного общества. В подготовке восстания сыграл решающую роль как его инициатор и организатор. 14 декабря 1825г. был болен, но пришёл на Сенатскую площадь. Узнав о провале восстания и не найдя диктатора С.П.Трубецкого, покинул площадь. Арестован поздно вечером и препровожден на допрос к императору.
Учитель: движение декабристов тесно переплетается со многими важными вопросами развития русской культуры. Декабристы оказали воздействие на творчество крупнейших русских писателей – Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Некрасова. Пушкин сам считал себя певцом декабристов. В стихотворении «Арион» поэт аллегорически рисует крушение декабризма (учащийся читает стихотворение).
Среди декабристов было немало деятелей культуры – писателей, поэтов и учёных, которые внесли свой вклад в культурное развитие России.
Наш урок – попытка понять:
Кто они?
Почему декабристы достойны памяти?
Оценить надлежащим образом их литературную деятельность.
В чём их истинный подвиг?
Работая в группах (на столах тексты документов), вы сможете ответить на эти вопросы.
Работа в группах:
1 группа.
Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол был знатоком литературы и справедливым критиком, обладал эстетическим вкусом и дарованием, философским складом ума и красноречием, его охотно приглашали на дружеские вечера и собрания. Он пробовал свои силы в различных жанровых формах литературы, которые не были в совершенстве освоены российскими литераторами, увлекался передовыми и смелыми идеями своего времени. Так, он познакомил Россию с одним из лучших образцов литературы английского Просвещения – «Школой злословия» Р.Б. Шеридана. Иван Матвеевич считал, что изучение античной культуры, а также использование наследия классиков способствуют созданию оригинальной словесности – и внёс свой вклад в развитие отечественной сатирической литературы и литературоведческой мысли. Он обогатил русскую литературу переводами творений Горация и Цицерона и познакомил читателей с отличными образцами классической эпистолярной литературы, дал молодым литераторам начальные образцы художественной прозы и анализа творческой деятельности. Его «Письма из Москвы в Нижний Новгород» стали звеном в уже сложившейся традиции, они пробуждали интерес к родному языку и культуре, античной литературе, активизировали внимание к важным проблемам современности.
Литературные, научные и публицистические сочинения И.М. Муравьёва-Апостола в начале 19 века вызывали бурную полемику, становились предметом активного обсуждения, служили поводом для обоснования тех или иных политических и общественно-литературных платформ.
И.М. Муравьёв-Апостол выступал за демократизацию тематики и жанров художественной литературы, работал над созданием национального литературного языка. Многие из затронутых им проблем найдут отражение в творчестве писателей эпохи – в патриотических произведениях К.Ф.Рылеева («Наливайко»), А.С.Пушкина («К Чаадаеву», «Полтава» ), М.Ю.Лермонтова («Прощай, немытая Россия», «Бородино»), Н.В.Гоголя («Тарас Бульба») и других. В них прославлялись смелые борцы за свободу и независимость России.
2 группа.
Вильгельм Карлович Кюхельбекер с ранних лет проявлял черты вольнолюбия, глубоко изучал общественные науки, составлял словарь политических терминов, серьёзно занимался литературой. В 1815г. печатается в журналах «Сын Отечества», «Амфион», принимает активное участие в «Вольном обществе любителей российской словесности», на одном из заседаний которого в 1820г. читает стихи, посвящённые Пушкину. Стихотворение «К Прометею» посвятил Гёте. В Париже читает лекции по русской литературе, имевшие большой успех. В 1822г. пишет несколько лирических стихотворений, заканчивает трагедию «Аргивяне», сочиняет поэму «Кассандра», начинает поэму о Грибоедове. В Москве поэт сблизился с В.Одоевским, вместе с которым издаёт альманах «Мнемозина», где печатались Пушкин, Баратынский, Языков.
Кюхельбекер пишет стихи о восстании в Греции, на смерть Байрона, послания Ермолову, Грибоедову, стихотворение «Участь русских поэтов»:
«Горька судьба поэтов всех племен;
Тяжеле всех судьба казнит Россию;
Для славы и Рылеев был рождён;
Но юноша в свободу был влюблён…
Стянула петля дерзостную волю.
Не он один, другие вслед ему,
Прекрасной обольщённые мечтою,-
Пожалися годиной роковою…
Бог дал огонь их сердцу, свет уму.
Да! чувства в них восторженны и пылки:
Что ж? их бросают в чёрную тюрьму,
Морят морозом безнадежной ссылки…
Или болезнь наводит и мглу
На очи прозорливцев вдохновенных;
Или рука любезников презренных
Шлет пулю их священному челу;
Или же бунт поднимет чернь глухую,
И чернь того на части разорвёт,
Чей блещущий перунами полёт
Сияньем облил бы страну родную»
3 группа.
Александр Иванович Одоевский – талантливый поэт, ближайший друг А. С. Грибоедова. В 1820г. он написал «Молитву русского крестьянина»:
«Бог людей свободных, боже сильный! Я долго в своих молитвах взывал к царю, твоему представителю на земле…Царь не услышал моей молитвы…ведь так шумно вокруг его престола!Если правду говорят священники, что и раб – творение твоё, то не осуждай, его не выслушав, как то делают бояре и прислужники боярские.
Я орошал землю потом своим, но ничто, производимое землей, не принадлежит рабу. А между тем наши господа считают нас по душам; они должны были считать только наши руки. Моя суженая была красива, - они отправили её в Москву к нашему молодому барину. Тогда я сказал себе: есть бог для птицы, есть бог для растений, но нет бога для раба! Прости меня, о боже, в милосердии твоём! Я хотел молиться тебе, и вот – я возроптал на тебя!»
В этом стихотворении ярко выражены антикрепостнические мысли автора. Оно возникло как результат его наблюдений за жизнью крестьян в имении отца.
Почти всё дошедшее до нас поэтическое наследие Одоевского относится к годам каторги и ссылки. Большинство его стихотворений посвящено подвигу декабристов. В начале 1827г. в Читинском остроге пишет стихотворение, которое «с гордостью можно занести в число лучших событий биографии Одоевского» - это ответ декабристов А.С.Пушкину «Из каменных нор»:
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки
Но лишь оковы обрели.
Но будь спокоен, бард: цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеёмся над царями,
Наш скорбный труд не пропадёт:
Из искры возгорится пламя,
И просвещённый наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуём мы из цепей
И вновь зажжём огонь свободы
И с нею грянем на царей,
И радостно вздохнут народы.
Учащиеся: декабристы создали новый тип русского человека, расширили круг тем и жанров русской поэзии, сформулировали важнейшие проблемы русской жизни. Поэтическое творчество декабристов было одним из элементов их значимого, героического поведения.
Мы от декабристов получили в наследство возбужденное чувство собственного достоинства, стремление к независимости, ненависть к рабству.
Учитель:
Сбылись ли надежды декабристов в современной России?
Что могло бы их, восхитить, а что огорчило бы?
Какие идеи декабристов не потеряли своей актуальности до сих пор?
Компетентностно-ориентированные задания по теме:
Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их «мятежной» лирики.
Компетенция: учебно-познавательная, информационная (понимание и осмысление информации).
Стимул: Декабристы…Нет людей, равнодушных к смелому, бескорыстному и героическому подвигу первых русских революционеров. Поражает и восхищает в декабристах всё: их подвиг, жизнь на каторге и в ссылке, удивительная стойкость, беззаветная преданность своей мечте и их поэтическое творчество как элемент их значимого и героического поведения.
Задачная формулировка № 1: заполните пробелы в таблице.
Взгляды декабристов по основным проблемам
Северное общество
_______________________
___________________________
«Русская правда»
Государственное устройство в России
______________________
Республика. Россия - единое и неделимое государство.
О собственности и землевладении
Неприкосновенность частной собственности =земли помещиков остаются за ними
Республика. Россия - единое и неделимое государство.
О собственности и землевладении
Неприкосновенность частной собственности =земли помещиков остаются за ними
Вся земля разделена на частную и общественную. Частичная конфискация помещичьих земель.
Крепостное право и военные поселения
Отмена крепостного права и военных поселений.
Крестьяне освобождаются без земли.
Отмена крепостного права и
и военных поселений.
Задачная формулировка № 2: какие программные требования декабристов не названы в отрывке стихотворения декабриста Фёдора Вадковского?
Вот за что хотели мы нашу кровь пролить:
Чтобы кровию той волюшку тебе купить,
Чтобы на Руси цепь народа разорвать,
Чтоб солдатушкам в службе век не вековать,
Чтоб везде и всем одинаковый был суд,
И чтобы никто больше не слыхал про кнут…
Инструмент оценивания:ключ.
Государственное устройство в России
Задачная формулировка №3: установите соответствие между содержанием программных документов декабристов и основными идеями их лирики.
Содержание программ декабристов
Основные идеи
Произведение
1. Конституционная монархия
А. антикрепостнические мысли
а) «Участь русских поэтов»
2. О собственности
Б. «в душе смеёмся над царями»
б) «Молитва русского крестьянина»
3.Отмена крепостного права
В. «но юноша в свободу был влюблён…»
в) «Из каменных нор»
Запишите в таблицу выбранные буквы:
1
2
3
Инструмент оценивания:модельный ответ.
1
2
3
Б, в
В, а
А, б
Задачная формулировка № 4: от имени одного из декабристов напишите краткую речь о своих взглядах (поразмышляйте о его роли в декабристском движении и истории России в целом).