Интегрированный урок на тему: "Хочу я быть певцом и гражданином." С.Есенин
Интегрированный урок на тему: "Хочу я быть певцом и гражданином." С.Есенин
Интегрированный урок о жизни и творчестве С.А.Есенина. Этот урок с большим воодушевлением воспринимают студенты, так как Сергей Есенин современен и в настоящее время. Перед этим уроком им было дано задание просмотреть фильм о жизни Сергея Есенина (в главной роли Безруков), со своими предложениями и выводами студенты обращались ко мне, все это учтено в уроке. После рефлексии студентам захотелось устроить вечер поэзии по своим любимым стихам (это были стихи Есенина, М.Цветаевой, А.Ахматовой и т.д.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок на тему: "Хочу я быть певцом и гражданином." С.Есенин»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СМОЛЕНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
(ЛИТЕРАТУРА- АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)
Тема: «Хочу я быть певцом и гражданином…»С.Есенин.
Провела: преподаватель русского языка и литературы Н.Н. Акентьева
Смоленск, 2015
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Портрет и фотографии С.А. Есенина, песни, романсы на стихи С.Есенина, экран, видеопроектор, ноутбук.
Эпиграф:
Я ДУМАЮ:
КАК ПРЕКРАСНА
ЗЕМЛЯ
И НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК
Цель урока: раскрытие темы неисчерпаемой любви к Родине, к своему Отечеству, к своему родному рязанскому краю, родной природе, национальным мечтам, настроениям, сомнениям, надеждам в творчестве
С.А.Есенина
Задачи: 1.Произвести сравнительный анализ творчества С.Есенина, как поэта и гражданина;
2.Выявить значение творчества Есенина для каждого простого человека;
3.Создать эмоциональную атмосферу восприятия творчества
С.А.Есенина;
4.Решать вопросы нравственного, эстетического и патриотического воспитания.
1.ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
. Название и цель урока
. Эпиграф.
2.Слово преподавателя: Сергей Александрович Есенин - самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное восхождение его в литературу, поэту было всего девятнадцать, когда молодой современник Есенина Семеновский, прочитав его стихотворение, воскликнул: «Как хорошо он пишет про Россию!». Максим Горький писал: " Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного- заслуженно человеком".Сергей Есенин – это вечное.
Александр Блок в своих первых отзывах о творчестве молодого поэта написал:
«Стихи свежие чистые голосистые многословные».
Есенин - народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой, что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен; но и потому, что каждый человек в России хоть однажды пережил те же чувства, что и Есенин, что он, как и Есенин, выразил национальный характер, национальные мечты, настроения, сомнения, надежды
1." Закружилась листва золотая" ( песня в исполнении С. Безрукова)
3. Преподаватель: Ранний период творчества отмечен стремлением Есенина, юного поэта, найти свой путь и свой смысл в жизни.
Давайте вспомним, как начиналось раннее творчество Сергея Есенина.
Выступление студентов:
1 студент: в основе ранней есенинской поэзии лежит любовь к родной земле. Именно к родной крестьянской земле, а не к России с её городами, заводами и фабриками, с университетами и театрами, с политической и общественной жизнью. Россию он, в сущности, не знал. Для него родина- своя деревня, да те поля и леса, в которых она затерялась. Для обитателя этой Руси весь жизненный подвиг- это его крестьянский труд. Крестьянин забит, нищ и гол. Его земля так же убога.
Слухают ракиты
Посвист ветряный...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
"Клён ты мой опавший..."( звучит песня)
2студент-: его ранние представления о Руси ещё слишком наивны. Родина для поэта- это село Константиново, где протекало детство Есенина и где безвыездно жили его близкие. В душе поэта ещё нет представления о России как о социально- политической, культурной деревне.
Поэтому ранняя есенинская лирика представлена скромными, но в то же время прекрасными, величественными и милыми сердцу поэта пейзажами русской природы: поля, луга, сенокосы, чистые пруды, зеркальная гладь озёр. Для него понятие Русь и природа неразделимы, и он считает себя неотъемлемой частью этой природы и готов слиться с ней навсегда:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
3студент: крестьянская изба... свет лампады... Странницы- богомолки поют духовные стихи о прекрасном рае. Но было и другое, перед чем меркли лампады, стихали заунывные голоса богомолок: свет зари в полнеба, "зелёнокосая в юбчонке белой" стройная берёзка под ручьём, плач иволги да песни косарей за Окой. За околицей открывался необъятный и таинственный мир природы, полный волнующих звуков и красок.
И туда, в луга, убегал маленький Серёжа со своими друзьями. Часто ездил на Оку поить лощадей. Сергея товарищи любили за прямоту и весёлый нрав. Он был и первым заводилой, драчливым, как петух. Это о себе он писал позднее:
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
" Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму всё заживёт".
(Альфа "Я московский озорной гуляка...)
4. Преподаватель: Есенин начал писать рано. В ранних его стихотворениях перед нами предстаёт Русь с её дорогами, то освящёнными луной в зимнюю пору, то с их солончаковой тоскою летом. Эта Русь с её красками, запахами движется перед нами, как большой обжитый мир, родина, данная человеку для жизни. Скромная пленительная природа средней полосы.
Задымился вечер, дремлет кот на брусе,
Кто- то помолился: "Господи Исусе".
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети.
Где-то мышь скребётся в затворенной клети....
У лесной поляны - в свяслах копны хлеба,
Если, словно копья, уперлися в небо.
Закадили дымом под росою рощи...
В сердце почитают тишина и мощи.
Выступления студентов:
4студент-: описывая деревенский вечер, поэт находит оригинальные и точные слова и образы, создающие целостную картину " задымился вечер", " полыхают зори, курятся туманы", "закадили дымом над росою рощи", поэт подмечает детали сельского быта: " резное окошко", " золотая поветь", "соломенная крыша", "клеть", " в свяслах копны леба".
5студент-:.на мой взгляд, эта картина вызывает у лирического героя особое эмоциональное состояние, выраженное строкой: "в сердце почивают тишина и мощь". На него намекают образы "задымившегося" вечера, туманов, дыма, " дрема", молитвы. Ощущение тишины возникает с первых строк и усиливается: поэт позволяет читателю услышать и чью-то молитву, и то, как " где-то мышь скребется в затворенной клети". Здесь используется, на мой взгляд , прием градации - от негромкого звука к чуть слышному ; к тому же еще заглушаемому затворенной дверцей.
(звучит песня "Под окошком месяц...)
5 студент : еще важным компонентом в данном тексте является эмоциональное состояние, чувство спокойствия, умиротворенности, выражаемое образом дремлющего кота, обращенной к Богу молитвой, а так же тем, что природа проникает в мир человека, присоединяясь к его молитве: " «закадили дымом под росою рощи", охраняя его "копьями", елей, укрывая "багряным занавесом" зари.
Преподаватель: совершенно верно вами подмечены отдельные детали. Таким образом, мы можем сказать, что ранний период творчества Есенина отмечен стремлением юного поэта найти свой путь и свой смысл жизни. Он прислушивается к себе и, впитывая красоту окружающего мира, пересоздаёт его в слове и пишет, наряду с ученическими, довольно зрелые стихи. Вскоре стихи Есенина начинают появляться в газетах и журналах, в 1916 году вышел первый сборник под названием " Радуница".
Расскажите, как в старину понимали слово " радуница"?
Выступление студентов"
6студент-: " Радуница, или Радонец, Радовница, Радоница, весенний обрядовый праздник, церковью отмечался как день поминовения умерших. Точно фиксированного дня не имел, обычно праздновался в понедельник или вторник ,на послепасхальной недели. В народе отмечался как один день из весенних праздников, знаменующих возрождение природы, начало полевых работ.
7студент-: я хочу ещё добавить, что Есенин свою первую книгу окрестил на редкость удачно. Во- первых, точно определить эмоциональные чувства: радуница - радость и радуница - радушие, готовность сделать добро с радостью. Во- вторых: первым же " словесным шагом" объявил , что он не просто представитель ново - крестьянской поэзии , а " суровый мастер", причастный тайнам народного творчества. Ведь Радуница- день повиновения усопших, " весенние поминки", которые справляются, по - древнему, ещё языческому обычаю, прямо на кладбище. В некоторых губерниях Радуницей называли всю первую послепасхальную неделю, а по неделе и молодёжный праздник, во время которого "холостые" собирали на угощение с "новоженов". На раданицу же приходились азартные состязания частушечников. Я думаю, что Есенин об этом новом обычае наверняка знал, потому что и сам участвовал в подобных молодёжных увеселениях и как исполнитель, и как автор частушек, он и стихи- то начал сочинять, подражая частушкам.
Преподаватель: давайте, почитаем стихи из сборника "Радуница".
Студенты читают стихотворения "Край ты мой заброшенный", "В хате", "Берёза", "Поет зима- аукает", "The red wing of the sunset are dying", " Life - a lit with charming sadness".
Преподаватель: давайте рассмотрим, как Есенин изображает природу, какие явления природы чаще всего встречаются в стихах Есенина.
Выступление студентов:
8 студент: природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы создаётся, например, обращениями: " Сыпь ты, черёмуха, снегом", "Пойте вы, птахи,в лесу", " Край ты мой заброшенный". В поэзии Есенина есть такие звуки: " шелест тростника", "шёпот сосняка", "слабый крик", "тягучий вздох". Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: "Сыплет черёмуха снегом", "как метель черёмуха машет рукавом".
9 студент : поэт чаще всего изображает зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озёра, реки. Он рисует и мир животных, и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой берёзки, образ души- с весенним цветением.
(песня "Очарована, околдована)
10 студент : ранняя есенинская лирика представлена скромными, но в то же время прекрасными, величественными сердцу поэта пейзажами русской природы: поля, сенокосы, луга, чистые пруды, зеркальная гладь озёр. Для него понятие Русь и природа неразделимы, и он считает себя неотъемлемой частью этой природы и готов слиться с ней навсегда:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лунных.
Я отел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Даже в этих стихах Русь не представляет перед ним в образе "заболоченного рая".
11студен: Есенин чувствует себя " последним поэтом деревни". Он считал, что, изменяя облик земли, человек погубит её красоту. Символ представления стал жеребёнок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:
Милый, милый, смешной дуралей,
Но куда он, куда он гонится?
Неужель не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
12студент-: И уже здесь видно, что взгляд Есенина на мир и жизнь стал совсем другим, если раньше родиной поэта была лишь одна деревенька или целый ряд деревень, то постепенно поэт становится гражданином всего мира. Восхищаясь красотой родного края, Есенин изображает тяжёлую жизнь народа, "мечты о мужицком рае..."
Преподаватель: дайте аргументированный ответ на вопрос " Какой представляет Русь в стихах С.Есенина?"
13студент-: образу Руси Есенин уделял особое внимание в своём творчестве. Родина, Россия была для него началом всех начал. В его сердце Россия входила таинственным шорохом трав, звоном колокольчика во ржи, шёпотом сосняка, запахом дёгтя, посвистом кос на лугу да ещё песней, вобравшей в себя людские радости и печали.
Чувство родины основное начало в поэтическом мироощущении Есенина наглядно проявилось в его ранних стихах, вошедших в сборник "Радуница". Так в стихотворении "Гой ты, Русь, моя родная", написанном в стиле русской народной песни, поэт восклицает на всю страну, что родное поле, отчий край ему дороже всего на земле. Да и только ли на не земле:
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты, Русь, живи в краю!"
Я скажу:" Не надо рая,
Дайте родину мою!"
студент-: великую Русь Есенин воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто:
О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
8. Преподаватель: о любви Есенин пишет уже в самых ранних стихах. Стихи его менялись от песенного русского фольклора "Ты поила коня из горстей в поводу..." до лирики "городских стихотворений".
14Студент: я хочу добавить о сборнике "Персидские мотивы". Попытка обрести согласие с самим собой и с миром прозвучали в этом цикле стихотворений. Русских поэтов издавна привлекали восточные нравы, философия, поэзия.
( песня, Земфира " Я покинул родные просторы...")
Есенин мечтал поехать в Турцию, но друзья задержали поэта в Баку и Батуми.
Здесь он увлёкся прелестной женщиной Шаганэ, и новые чувства вылились у него в стихи. Уже в первом стихотворении лирический герой переносится мысленно на родину:
Мы в Росси девушек весенних
На цепи не держим, как собак,
Поцелуям учимся без денег,
Без кинжальных хитростей и драк.
Робкое нежное объяснение Шаганэ превратилось у Есенина в рассказ о России: в Персии шафранный запах, в России - лай собак.
Луна связывает эти 2 не похожих мира. Персия для Есенина - хоть и прекрасна, но чужая, какая- то замкнутая, душная. А русский мир- просторный, вольный, открытый- свой. Поэт говорил, что Персия- мечта, а Россия- судьба.
15 стихотворений из этого цикла передают особый, лирический сюжет.
9.Преподаватель:давайте, почитаем стихи из любовной и философской лирики.
Студенты читают стихотворения "Заметался пожар голубой ...", "Не жалею, не зову, не плачу","Шаганэ, ты моя, Шаганэ!", " Клён", " Я помню, любимая, помню".
( Звучит: «Я спросил сегодня у менялы...)
15студент: Октябрьскую революцию семнадцатого года встретили восторженно. Однако новый мир был понят поэтом не сразу. Он ждал от революции " земного рая" для мужиков, но надежды были не оправданы. После этих событий Есенин переживает своеобразный духовный кризис. Он не в состоянии понять, " куда влечёт нас рок событий". Ему не ясно изменение облика России.
студент: отгремел Октябрь. Творчество Есенина этого периода проникнуто величием происходящего.
А в стране не угасал огонь гражданской войны, терзали родину интервенты, разруха и голод делали своё дело. Поэт видел опустевшие сёла, незасеянные поля, чёрные трещины на опалённой засухой мёртвой земле. И сердце его сжимается о боли. Отсюда неизбежный переход от восторгов к разочарованию, от радости к отчаянию.
(Листья падают...)
16студент: в поэме " Анна Снегина"(1925г.) сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, "Русь уходящая" и "Русь советская". Здесь героиня поэмы Анна Снегина, аристократка по происхождению, стойко, спокойно переживает революционное возмездие крестьян, разорение своего хозяйства, но болезненно воспринимает судьбу России, своё изгойство, расставание с Сергеем. В поэме поэт передаёт картину прошлого и настоящего, и поэма заканчивается грустно, но романтично. 1925 год отмечен для Есенина особенно тягостными предчувствиями, разочарованиями, крушениями надежд и по отношению к России, о российской трагедии, о разоре и погибели крестьянского мира:
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И берёзы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Сложным, мучительным, трудным был путь Есенина к новой жизни; это одна из самых драматических страниц истории советской литературы. Но, несмотря на все падения и срывы, поэт шёл по этому пути, потому что в нем никогда не умирало то главное чувство, которое владело им,- чувство нерасторжимой духовной связи со своим народом.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жизнь, конечно, не новей
-------
Вот так страна!
Какого ж я рожна,
Орал, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
И сам я здесь ни капельки не нужен.
Но его чувство сопричастности судьбе России, его чувство любви и ответственности за нее заставляют Есенина бороться до конца. Есенин ушёл из жизни в 1925 году в гостинице "Англетер", не успев увидеть, как его любимую родину добровольно коллективизировали. Недаром Горький писал: " Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности, он выражал стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ России".
10.Преподаватель: в книге "О себе" Есенин очень ярко и точно описывал некоторые эпизоды из своей жизни. Например, об отношениях с Айседорой Дункан, с которой Сергей Алексеевич познакомился осенью 1921 года в период злой тоски и растерянности. Чтобы вылечить возлюбленного от злой тоски Дункан решила показать ему мир. Вне России поэт "промаялся" чуть больше года.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.
(Письмо к женщине" – видео - фрагмент из к/ф . читает С. Безруков)
11. Преподаватель: сегодня мы с вами обобщили творчество Сергея Есенина. В рамках изучения русской литературы мы будем проходить тему выдающихся людей России. Мы много говорим об особом значении русского языка в сегодняшнем мире. Русский - язык современности... Пример из жизни Сергея Есенина – он прекрасно знал родной язык, но, к сожалению, скверно владел английским. И кто знает, может быть , судьба отношений его и Айседоры Дункан сложилась бы по – другому.
Русский язык и представители русского слова интересовали и привлекали внимание иностранных специалистов и просто читателей. Поэтому сегодня мы с вами читаем стихотворение Сергея Есенина не только на русском языке, но и на английском языке. Это ещё раз подтверждает, что он любим и читаем во всём мире, что его творчество давно вышло за пределы России.
студент: " Poetry is everywhere. One must only be able to sense it..."- Yesenin said. There is nothing more precious for Yesenin than his native land.
There can be no doubt than the roots of Yesenin s poetru lie in the Ryazan countryside. He speaks with pride about his peasant origin: " My old man, he was a peasant, here am I - a peasant s sont." Maxim Gorky, Alexei Tolstoy hailed him as a great national poet.
He " was always himseif. " I never lie at heart"- Yesenin said. Open - hearted and ready to give peoplt everything he had. The writer Nikolai Nikitin noted: " He was a man both complex and simple in his own way." Vesenin was a truly great national poet.
( Видео-фрагмент в исполнении С.Безрукова " Гой ты, Русь моя родная..." )
Much n Yesenin s poetry is uniquely national, appealing above all to Russia hearts. The poet Nikolai Tikhnov said: " The man of the future will also read Yesenin as people read him today... His poems cannot grow old."
Life - a lie wiht charming sadness
That is where lies her strength
And wiht her rought hand,
She writes the word of fate.
(Стас Михайлов "Жизнь обман...")
12. Преподаватель : сегодня мы закачиваем изучать творчество Сергея Александровича Есенина. Из всего сказанного, я хочу сделать вывод , что по натуре Сергей Есенин - русский до мозга костей , Есенин не продаст , не обманет , не объегорит , не воспользуется чужой бедой; он поделится последним с нуждающимся, он, не задумываясь, кинется в огонь и воду, чтобы спасти погибающего. Таков был Есенин-человек, таков Есенин – поэт, во всей широте выразивший своеобразие русского национального характера с его тягой крайностями: веру, безверие, восторженность и отчаяние; гибельные провалы и невероятные взлёты, совершенно друг от друга неотъёмлемые. Но при несомненном постоянстве национального, мы видим общечеловеческого поэта, и он дорог народу и нам.
Рефлексия: Ответьте на вопросы (озвучены в начале урока)
Ваше мнение о нашем уроке…
Считаю, что цели и задачи, поставленные на уроке, мы выполнили... Каждый выступил на уроке, равнодушных не было. Я оцениваю...