kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок литературы и театрального искусства по произведению Д.И.Фонвизина "Недоросль".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы  и театрального искусства посвящен проблеме воспитания и образования истинного гражданина. Восьмиклассники, прочитав комедию "Недоросль", должны осмыслить ее проблематику, сформировать представление о характерах персонажей, сделать выводы о положительном и отрицательном влиянии семьи и среды на воспитание подростка. Элементы театрализации присутствуют на уроке с целью убедиться в том, что характеры ребятами продуманы, осмыслены. Выбор сцен определяет педагог театрального искусства, учитывая способности ребят специализированного класса. К уроку даны предварительные задания : иллюстрации к произведению, устные сообщения, сопоставление с кругом самостоятельного чтения литературы девятнадцатого века (Александр Сергеевич Пушкин). Данный тип урока может быть представлен как обобщение опыта работы учителя, урок для родителей, урок для начинающих педагогов, а так же для коллег в ходе методических недель школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и театрального искусства по произведению Д.И.Фонвизина "Недоросль". »

МБОУ — средняя общеобразовательная школа № 38

с углубленным изучением предметов эстетического профиля г. Орла

302026, Орловская область, г. Орел, ул. Черкасская, д.81

т. 74-75-22







Методическая разработка интегрированного урока

«Литература» и

«Театральное искусство»

«Проблема воспитания и образования

истинного гражданина в комедии

Д.И. Фонвизина «Недоросль».



(8 класс: специализация - театральный)





Растегаева М.А., учитель русского языка и литературы,

Брусенцева Е.Н., учитель театрального искусства









«Проблема воспитания и образования истинного гражданина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Эпиграф к уроку:

Имей сердце, имей душу-

и будешь человеком

во все времена.

Д.И. Фонвизин

Цели урока:

    1. обратившись к жанру классицизма - комедии, выявить истоки проблемы, за­явленной в теме урока;

    2. вычленить ключевые сцены произведения для характеристики героев;

    3. подготовиться к письменной работе «Речевая и портретная характеристика Митрофана Простакова»;

    4. показать театрализацию сцен комедии, выявляя авторское видение роли;

    5. формировать представление учащегося о назначении человека в обществе, сопоставляя с современностью.

Оборудование урока:

      1. портрет Д.И. Фонвизина;

      2. афиша спектакля;

      3. иллюстрации персонажей;

      4. таблица-схема характеристики главного героя;

      5. костюмы для ролей персонажей (Софья, Стародум, Митрофан, госпожа Простакова, Кутейкин, Цыфиркин, Вральман)



Ход урока

Учитель литературы. Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не нова. О необходимости просвещения говорили Петр I, М.В. Ломоносов, ЕкатеринаII. По мнению Фонвизина, одного просвещения мало: «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Недаром классик вложил в уста Стародума замечательные мудрые слова: «Имей сердце, имей душу - и будешь человеком во все времена». Эти слова наставника Софьи мы возьмем в эпиграф нашего урока. Значит, в начале надо воспитать добродетель, поза­ботиться о душе, а потом об уме. В злонравии своем, в своем невежестве Простакова ,Скотинин и другие герои виноваты, но виноваты и те, кто устанавливает такие законы. А законы утверждает государь. Вот в кого метило, словно копье, острое слово писателя- сатирика - Д.И. Фонвизина.

Вопрос: Чем же характеризуется жизнь русского дворянства XVIII века?

Ученица дает историческую справку: В своей исторической справке я хотела быохарактеризовать время правления Екатерины И, царствующей в эпоху крепостного права. Время её правления - время высшего развития дворянства, которое получило полную свободу...

Учитель литературы. Д.И. Фонвизин хорошо знал о бесправном положении кре­стьян, о вопиющих злоупотреблениях дворян, о произволе помещиков. Свои политиче­ские взгляды он выразил в статье «Рассуждение о непременных государственных зако­нах», где сказано, что страной должен управлять просвещенный государь, что в странедолжны существовать законы, а главное они должны быть одинаковыми для всех, и длягосударя-монарха в том числе». Реформы должны ограничивать произвол дворян. Выводделает Фонвизин такой: дворян необходимо просвещать, воспитывать, «дабы они не дела­ли обратного». Мы смело можем назвать автора комедии просветителем, прогрессивномыслящим человеком.

Задание: Слово биографа о Фонвизине.

Ученица: Родился, напомню вам, Д.И. Фонвизин в Москве в 1745 году. Грамоте мальчика начали учить с четырех лет, затем он продолжил свое обучение в гимназии при Московском университете... Смех, уважаемые присутствующие, есть одно из самых сильных орудий против всего, что отжило и держится, Бог знает на чем, важной развали­ной, мешая расти свежей жизни. Истинно справедливы слова А.С. Пушкина: «... сатирик превосходный невежество казнил в комедии народной»...

Рассказ учителя о первой постановке пьесы «Недоросль» (под музыку А.Вивальди).

Учитель театрального искусства: - Ну, а сейчас, друзья, самое интересное... Не­много помечтаем, пофантазируем (можно даже закрыть глаза) и перенесемся в Петербург.Нет, не в современный Санкт-Петербург, а Петербург XVIII века - 1782 году. Сентябрь.Красивая осенняя природа... Мы находимся в деревянном театре наЦарицыном лугу, гдевот-вот появятся актеры придворного театра и состоится первое представление комедии«Недоросль». Театр переполнен... И еще никто не знает, что через несколько минут свер­шиться чудо: пьеса будет иметь небывалый успех, публика будет аплодировать «пиесе ме­тание кошельков». А о писателе скажут в дальнейшем: «Сатиры смелый властелин». Каж­дый, наверное, хоть раз жизни испытал волнение перед свежей, только что выпушеннойафишей, почувствовал радость в зале, где вместе с остальными зрителями сопереживал,сострадал героям спектакля, смеялся и даже плакал. Да, каждое искусство стремиться к эмоциональному воздействию на воспринимающих его, добивается от него сопережива­ния. Но только в театре это сопереживание связано с живыми людьми, с теми, кто дейст­вует на сцене. Давайте посмотрим одну из сцен спектакля.

Задание: Театрализация действия III явление 7-8

Учитель театрального искусства: Кто же воспитывает Митрофана? Чему они егоучат?

Ответы учащихся:

        1. Кутейкин - учитель русского языка и церковно-славянского. Недоучивший­ся семинарист. Он хитер, жаден. Воспитатель из него некудышний.

        2. Цыфиркин - учитель математики. Он достаточно трудолюбив. Автор с яв­ным сочувствием относится к этому персонажу. Но труды его напрасны.

        3. Вральман - учитель истории. Немец, бывший кучер, не сумел найти себе место, стал учителем. Это невежественный человек, который ничему не может научить своего ученика-баловня.

Все они используют Митрофана, чтобы заработать средства для существования, а отнюдь не дать юноше образование. Мать его они обманывают, пользуясь её необразо­ванностью и ограниченностью.

Учитель театрального искусства: Какой же мы можем сделать вывод о значимо­сти этой сцены?

Ответ ученика: Эта сцена представляет собой комически эпизод спектакля. Такие сцены создают бытовой фон, на котором раскрываются характеры отдельных героев, они придают живость будничной жизни поместного дворянства. В таких сценах высвечивает­ся проблема - серьезная проблема. Что же собой представляют дети дворян? Как они го­товят себя к службе Отечеству? Умны ли они? Выясняется, что Митрофан без души, ум-ственно убог. Не уважает ни мать, ни учителей.

Учитель литературы. Давайте обратимся к определениям, характеризующим главного героя - недоросля. Для ответа можно использовать и иллюстрации к определен­ным сценам.

Ограниченный

Не знает азбуки

Безграмотный

Таблицы умножения

Невежественный

Географии

Невоспитанный

Груб с матерью, учителями, Еремеевной, отцом, дядей


Думает постоянно о еде, как и его заботливая матушка


Учитель литературы: Каковы же истоки и причины, объясняющие характер Митрофана?

Вывод ученика: Все мы помним крылатые выражение из текста «тришкин кафтан», оно и сейчас обозначает «несуразное дело». А знаменитая фраза «Не хочу учиться, а хочу жениться» говорит о многом... Да как же можно жениться в таком возрасте!.. Лень и из­балованность ему мешают во всем. Хотя именно Митрофан мог проявить себя: освоить грамоту, естественные науки - да и на службу пойти. Ведь примеров таких недорослей немало. В произведении А.С. Пушкина Андрей Гринев (который, кстати, себя тоже назы­вал «недорослем») отправляется в Оренбургскую крепость, дает присягу государыне Ека­терине II, слова «благородство» и «честь» для него не пустой звук. Будущее Митрофана видится нами, к сожалению, совсем иным...

Учитель театрального искусства: Возможно, в судьбе этого героя важную роль сыграли родители?

Приведение примера из других произведений. Из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лас­кой не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни посло­вицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Учитель литературы: Кому принадлежат эти слова-наставления?

Учитель театрального искусства: Что же вы можете сказать о семье Митрофана?

Ответ ученика: Господин Простаков - отец - не участвует в воспитании сына, ни­какого влияния на него не оказывает. Зато матушка...

Учитель литературы: Основные проблемы комедии можно сформулировать так:

          1. обличение невежества и нравственной ограниченности помещиков-

крепостников;

          1. защита просвещения и человеческого достоинства истинного гражданина.

Автор комедии верит в разум, верит, что исправить нравы общества может закон и просвещение. Поэтому строит свое произведение, соблюдая законы. Какие? (перечислить все)

Ответ ученика: Зло наказано, а добродетель вознаграждается. Правдин в финале произведения произносит реплику в адрес Митрофана (читает): «Пошел-ко служить...» У Простаковых - Скотининых отнята власть, опекуном над домами помещиков становится Правдин.

Учитель театрального искусства: А что это значит?

Ученик: Крепостные люди не будут теперь терпеть на себе бесчинства и беззаконие помещиков-самодуров.

Учитель театрального искусства: Ребята, а Софья теперь освобождена от плена власти Простаковой. Она теперь должна обрести истинное счастье, а помогут её в этом мудрые наставления дядюшки Стародума. Убедимся в этом в следующей сцене.

2 сцена театрализация: Софья- Стародум: действие IV явление 1-2.

Учитель литературы: В.Г. Белинский, русский критик, утверждал: «В этих чест­ных людях был высказан идеал, к которому должно стремиться общество». Кто они?

Ответ ученика: Это Стародум, Правдин, Милон и, конечно же, Софья. Каково бу­дущее Софьи? Сопоставим её с другими героями из пушкинского исторического романа. Это Маша Миронова.

Учитель литературы. Назначение этих героев- показать правоту взглядов Старо­дума, а с другой стороны - оттенить злонравие и необразованность помещиков- крепостников. Итак, слова- определения, оставшиеся на отдельной части доски имеют к ним прямое отношение. Так ли это?

Ответ ученика:

  • Законопослушный

  • Просвещенный

  • Образованный

  • Воспитанный

  • Служит на благо Отечества

Учитель театрального искусства: Подведем итоги нашего урока. В чем же секрет бессмертия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Ответ ученика: Эгоизм и жестокость Простаковых-Скотининых сформировались в условиях крепостнической действительности. Воспитание Митрофана - недоросля - убе­дительный пример того, как семья, среда, условия жизни определяют поведение человека в обществе, его взгляды на жизнь, нравственные ценности. Современного человека мы на­зываем истинным гражданином тогда, когда в нем есть добродетель, т.е. душа, он умен, воспитан, для него мнение старшего поколения авторитетно, как и наставления Староду­ма, адресованные Софье и, конечно же, нам.

Учителя благодарят восьмиклассников за проведенную работу на уроке, ставят оценки.

Д/з подготовить письменную работу «Речевая и портретная характеристика Мит­рофана Простакова»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Растегаева Марина Анатольевна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152672


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства