Интегрированный урок литературы и театрального искусства по произведению Д.И.Фонвизина "Недоросль".
Интегрированный урок литературы и театрального искусства по произведению Д.И.Фонвизина "Недоросль".
Урок литературы и театрального искусства посвящен проблеме воспитания и образования истинного гражданина. Восьмиклассники, прочитав комедию "Недоросль", должны осмыслить ее проблематику, сформировать представление о характерах персонажей, сделать выводы о положительном и отрицательном влиянии семьи и среды на воспитание подростка. Элементы театрализации присутствуют на уроке с целью убедиться в том, что характеры ребятами продуманы, осмыслены. Выбор сцен определяет педагог театрального искусства, учитывая способности ребят специализированного класса. К уроку даны предварительные задания : иллюстрации к произведению, устные сообщения, сопоставление с кругом самостоятельного чтения литературы девятнадцатого века (Александр Сергеевич Пушкин). Данный тип урока может быть представлен как обобщение опыта работы учителя, урок для родителей, урок для начинающих педагогов, а так же для коллег в ходе методических недель школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
формировать представление учащегося о назначении человека в обществе, сопоставляя с современностью.
Оборудование урока:
портрет Д.И. Фонвизина;
афиша спектакля;
иллюстрации персонажей;
таблица-схема характеристики главного героя;
костюмы для ролей персонажей (Софья, Стародум, Митрофан, госпожа Простакова, Кутейкин, Цыфиркин, Вральман)
Ход урока
Учитель литературы. Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не нова. О необходимости просвещения говорили Петр I, М.В. Ломоносов, ЕкатеринаII. По мнению Фонвизина, одного просвещения мало: «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Недаром классик вложил в уста Стародума замечательные мудрые слова: «Имей сердце, имей душу - и будешь человеком во все времена». Эти слова наставника Софьи мы возьмем в эпиграф нашего урока. Значит, в начале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а потом об уме. В злонравии своем, в своем невежестве Простакова ,Скотинин и другие герои виноваты, но виноваты и те, кто устанавливает такие законы. А законы утверждает государь. Вот в кого метило, словно копье, острое слово писателя- сатирика - Д.И. Фонвизина.
Вопрос: Чем же характеризуется жизнь русского дворянства XVIII века?
Ученица дает историческую справку: В своей исторической справке я хотела быохарактеризовать время правления Екатерины И, царствующей в эпоху крепостного права. Время её правления - время высшего развития дворянства, которое получило полную свободу...
Учитель литературы. Д.И. Фонвизин хорошо знал о бесправном положении крестьян, о вопиющих злоупотреблениях дворян, о произволе помещиков. Свои политические взгляды он выразил в статье «Рассуждение о непременных государственных законах», где сказано, что страной должен управлять просвещенный государь, что в странедолжны существовать законы, а главное они должны быть одинаковыми для всех, и длягосударя-монарха в том числе». Реформы должны ограничивать произвол дворян. Выводделает Фонвизин такой: дворян необходимо просвещать, воспитывать, «дабы они не делали обратного». Мы смело можем назвать автора комедии просветителем, прогрессивномыслящим человеком.
Задание: Слово биографа о Фонвизине.
Ученица: Родился, напомню вам, Д.И. Фонвизин в Москве в 1745 году. Грамоте мальчика начали учить с четырех лет, затем он продолжил свое обучение в гимназии при Московском университете... Смех, уважаемые присутствующие, есть одно из самых сильных орудий против всего, что отжило и держится, Бог знает на чем, важной развалиной, мешая расти свежей жизни. Истинно справедливы слова А.С. Пушкина: «... сатирик превосходный невежество казнил в комедии народной»...
Рассказ учителя о первой постановке пьесы «Недоросль» (под музыку А.Вивальди).
Учитель театрального искусства: - Ну, а сейчас, друзья, самое интересное... Немного помечтаем, пофантазируем (можно даже закрыть глаза) и перенесемся в Петербург.Нет, не в современный Санкт-Петербург, а Петербург XVIII века - 1782 году. Сентябрь.Красивая осенняя природа... Мы находимся в деревянном театре наЦарицыном лугу, гдевот-вот появятся актеры придворного театра и состоится первое представление комедии«Недоросль». Театр переполнен... И еще никто не знает, что через несколько минут свершиться чудо: пьеса будет иметь небывалый успех, публика будет аплодировать «пиесе метание кошельков». А о писателе скажут в дальнейшем: «Сатиры смелый властелин». Каждый, наверное, хоть раз жизни испытал волнение перед свежей, только что выпушеннойафишей, почувствовал радость в зале, где вместе с остальными зрителями сопереживал,сострадал героям спектакля, смеялся и даже плакал. Да, каждое искусство стремиться к эмоциональному воздействию на воспринимающих его, добивается от него сопереживания. Но только в театре это сопереживание связано с живыми людьми, с теми, кто действует на сцене. Давайте посмотрим одну из сцен спектакля.
Задание: Театрализация действия III явление 7-8
Учитель театрального искусства: Кто же воспитывает Митрофана? Чему они егоучат?
Ответы учащихся:
Кутейкин - учитель русского языка и церковно-славянского. Недоучившийся семинарист. Он хитер, жаден. Воспитатель из него некудышний.
Цыфиркин - учитель математики. Он достаточно трудолюбив. Автор с явным сочувствием относится к этому персонажу. Но труды его напрасны.
Вральман - учитель истории. Немец, бывший кучер, не сумел найти себе место, стал учителем. Это невежественный человек, который ничему не может научить своего ученика-баловня.
Все они используют Митрофана, чтобы заработать средства для существования, а отнюдь не дать юноше образование. Мать его они обманывают, пользуясь её необразованностью и ограниченностью.
Учитель театрального искусства: Какой же мы можем сделать вывод о значимости этой сцены?
Ответ ученика: Эта сцена представляет собой комически эпизод спектакля. Такие сцены создают бытовой фон, на котором раскрываются характеры отдельных героев, они придают живость будничной жизни поместного дворянства. В таких сценах высвечивается проблема - серьезная проблема. Что же собой представляют дети дворян? Как они готовят себя к службе Отечеству? Умны ли они? Выясняется, что Митрофан без души, ум-ственно убог. Не уважает ни мать, ни учителей.
Учитель литературы. Давайте обратимся к определениям, характеризующим главного героя - недоросля. Для ответа можно использовать и иллюстрации к определенным сценам.
Ограниченный
Не знает азбуки
Безграмотный
Таблицы умножения
Невежественный
Географии
Невоспитанный
Груб с матерью, учителями, Еремеевной, отцом, дядей
Думает постоянно о еде, как и его заботливая матушка
Учитель литературы: Каковы же истоки и причины, объясняющие характер Митрофана?
Вывод ученика: Все мы помним крылатые выражение из текста «тришкин кафтан», оно и сейчас обозначает «несуразное дело». А знаменитая фраза «Не хочу учиться, а хочу жениться» говорит о многом... Да как же можно жениться в таком возрасте!.. Лень и избалованность ему мешают во всем. Хотя именно Митрофан мог проявить себя: освоить грамоту, естественные науки - да и на службу пойти. Ведь примеров таких недорослей немало. В произведении А.С. Пушкина Андрей Гринев (который, кстати, себя тоже называл «недорослем») отправляется в Оренбургскую крепость, дает присягу государыне Екатерине II, слова «благородство» и «честь» для него не пустой звук. Будущее Митрофана видится нами, к сожалению, совсем иным...
Учитель театрального искусства: Возможно, в судьбе этого героя важную роль сыграли родители?
Приведение примера из других произведений. Из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Учитель литературы: Кому принадлежат эти слова-наставления?
Учитель театрального искусства: Что же вы можете сказать о семье Митрофана?
Ответ ученика: Господин Простаков - отец - не участвует в воспитании сына, никакого влияния на него не оказывает. Зато матушка...
Учитель литературы: Основные проблемы комедии можно сформулировать так:
обличение невежества и нравственной ограниченности помещиков-
крепостников;
защита просвещения и человеческого достоинства истинного гражданина.
Автор комедии верит в разум, верит, что исправить нравы общества может закон и просвещение. Поэтому строит свое произведение, соблюдая законы. Какие? (перечислить все)
Ответ ученика: Зло наказано, а добродетель вознаграждается. Правдин в финале произведения произносит реплику в адрес Митрофана (читает): «Пошел-ко служить...» У Простаковых - Скотининых отнята власть, опекуном над домами помещиков становится Правдин.
Учитель театрального искусства: А что это значит?
Ученик: Крепостные люди не будут теперь терпеть на себе бесчинства и беззаконие помещиков-самодуров.
Учитель театрального искусства: Ребята, а Софья теперь освобождена от плена власти Простаковой. Она теперь должна обрести истинное счастье, а помогут её в этом мудрые наставления дядюшки Стародума. Убедимся в этом в следующей сцене.
2 сцена театрализация: Софья- Стародум: действие IV явление 1-2.
Учитель литературы: В.Г. Белинский, русский критик, утверждал: «В этих честных людях был высказан идеал, к которому должно стремиться общество». Кто они?
Ответ ученика: Это Стародум, Правдин, Милон и, конечно же, Софья. Каково будущее Софьи? Сопоставим её с другими героями из пушкинского исторического романа. Это Маша Миронова.
Учитель литературы. Назначение этих героев- показать правоту взглядов Стародума, а с другой стороны - оттенить злонравие и необразованность помещиков- крепостников. Итак, слова- определения, оставшиеся на отдельной части доски имеют к ним прямое отношение. Так ли это?
Ответ ученика:
Законопослушный
Просвещенный
Образованный
Воспитанный
Служит на благо Отечества
Учитель театрального искусства: Подведем итоги нашего урока. В чем же секрет бессмертия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Ответ ученика: Эгоизм и жестокость Простаковых-Скотининых сформировались в условиях крепостнической действительности. Воспитание Митрофана - недоросля - убедительный пример того, как семья, среда, условия жизни определяют поведение человека в обществе, его взгляды на жизнь, нравственные ценности. Современного человека мы называем истинным гражданином тогда, когда в нем есть добродетель, т.е. душа, он умен, воспитан, для него мнение старшего поколения авторитетно, как и наставления Стародума, адресованные Софье и, конечно же, нам.
Учителя благодарят восьмиклассников за проведенную работу на уроке, ставят оценки.
Д/з подготовить письменную работу «Речевая и портретная характеристика Митрофана Простакова»