Основная цель обучения на интегративной основе- дать целостное представление о мире. Интеграция– это система с различными уровнями: вертикаль- внутрипредметная (интегрированный урок); горизонталь- межпредметная (интегрированный курс); пересечение- межсистемная (иной уровень). Чаще всего, говоря об интеграции в образовании, используют понятие первого уровня- внутрипредметную интеграцию знаниевого уровня в использовании содержания учебных дисциплин или второго уровня- межпредметную интеграцию методологического уровня в использовании законов одной дисциплины при изучении другой.
Формирование целостной картины мира не ограничивается вертикалью или горизонталью, необходима интеграция, ведущая к новому знанию, выраженному в общенаучных категориях. Это и есть идея совмещения вертикали и горизонтали.
Интеграция третьего уровня происходит на основе осознания, что мир познается и эмоционально, и рационально с помощью ключа- смысловой цепочки зависимостей. Этот механизм универсален и применим к изучению любого явления. Каждый сможет составить свою «ключевую» комбинацию. Процесс познания делится на три этапа: создание проблемной ситуации, выделение информации, работа по смысловой цепочке.
Интегративный анализ рассмотрим на примере изучения литературы. А.П. Чехов— тонкий психолог, мастер подтекста. Никакой материальной ощутимости. Значит, следует изменить универсальные способы изучения, чтобы ученик «Чехова принял, как он есть, в пантеон своей души» (А.А. Блок), нужно откликнуться на слово активной душевной работой, мобилизацией своего опыта. Но опыт невелик, и ученики не могут адекватно воспринять текст. Отсюда отдаление от «непонятного» писателя.
Познание через интегративный процесс смысловых цепочек- «ключ» к пониманию произведения. Этот механизм универсален и может быть применим к изучению не только произведения, но и любого явления.
Первый этап- создание проблемной ситуации: «В 1899- 1902гг. вышли сочинения Чехова в 10 томах. Чехов многое перечитывал, долго раздумывал о рассказе «Толстый и тонкий»: «Хочу, чтобы меня поняли». Второй этап- выделение информации: фактуальной- чтение произведения; концептуальной- беседа; подтекстовой- обращение к автору. Третий этап- выстраивание цепочки зависимостей: звук- слово- словосочетание- предложение- фраза- текст- произведение- литература- искусство- культура- духовность- общество- опыт. Цепочка: от звука до высот духовности.
Рассматриваем звуковую оболочку имен по схеме Л.С. Выготского и видим, что Толстый приятен в читательском восприятии, чем Тонкий. Портрет дается через органы зрения, слуха, восприятия гравитации, обоняния, вкуса, осязания. Текст рассказа первично анализируется через различные раздражители.
Выводы определяются просто: первоначальное представление о том, что Толстый высокомерен перед Тонким, меняется. Толстый не хвастает положением, а просто сообщает о своих достижениях и такой реакции не ожидает. Сообщение Толстого поражает и отца, и сына, а это подсказка: чинопочитание идет из поколения в поколение.
Художественность произведения не требует особого исследования. Мы начинаем строить свое мнение о героях, согласно психологической схеме Льва Гумилева: « в человеке все определяется сочетанием аттрактности и пассионарности»: Толстый- честолюбец, а кто Тонкий- вопрос. Оба- обыватели, поэтому Чехов так беспощаден, ведь «его врагом всегда была пошлость».
Подтекстовая информация (культура и духовность) видна: вневременное, внепространственное- вокзал, символ движения, но герои никуда не едут- речь уже можно вести о застойности, неколебимости данного состояния.
Процесс интегрирования- это огромный труд учителя и ученика, это жизненная необходимость, это прекрасная цель, ведь мир- это не осколки. И для постижения его целостности человеку нужна собственная ключевая комбинация, и такой ключ- цепочка зависимостей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«интегративный урок на основе смысловых цепочек »
Основная цель обучения на интегративной основе- дать целостное представление о мире. Интеграция– это система с различными уровнями: вертикаль- внутрипредметная (интегрированный урок); горизонталь- межпредметная (интегрированный курс); пересечение- межсистемная (иной уровень). Чаще всего, говоря об интеграции в образовании, используют понятие первого уровня- внутрипредметную интеграцию знаниевого уровня в использовании содержания учебных дисциплин или второго уровня- межпредметную интеграцию методологического уровня в использовании законов одной дисциплины при изучении другой.
Примером интеграции по горизонтали является Программа интегрированного курса «Литература- История», успешно реализуемая 5 лет. (Приложение 15)
Формирование целостной картины мира не ограничивается вертикалью или горизонталью, необходима интеграция, ведущая к новому знанию, выраженному в общенаучных категориях. Это и есть идея совмещения вертикали и горизонтали.
Интеграция третьего уровня происходит на основе осознания, что мир познается и эмоционально, и рационально с помощью ключа- смысловой цепочки зависимостей. Этот механизм универсален и применим к изучению любого явления. Каждый сможет составить свою «ключевую» комбинацию. Процесс познания делится на три этапа: создание проблемной ситуации, выделение информации, работа по смысловой цепочке.
Интегративный анализ рассмотрим на примере изучения литературы. А.П. Чехов— тонкий психолог, мастер подтекста. Никакой материальной ощутимости. Значит, следует изменить универсальные способы изучения, чтобы ученик «Чехова принял, как он есть, в пантеон своей души» (А.А. Блок), нужно откликнуться на слово активной душевной работой, мобилизацией своего опыта. Но опыт невелик, и ученики не могут адекватно воспринять текст. Отсюда отдаление от «непонятного» писателя.
Познание через интегративный процесс смысловых цепочек- «ключ» к пониманию произведения. Этот механизм универсален и может быть применим к изучению не только произведения, но и любого явления.
Первый этап-создание проблемной ситуации: «В 1899- 1902гг. вышли сочинения Чехова в 10 томах. Чехов многое перечитывал, долго раздумывал о рассказе «Толстый и тонкий»: «Хочу, чтобы меня поняли». Второй этап- выделение информации: фактуальной- чтение произведения; концептуальной- беседа; подтекстовой- обращение к автору. Третий этап- выстраивание цепочки зависимостей: звук- слово- словосочетание- предложение- фраза- текст- произведение- литература- искусство- культура- духовность- общество- опыт. Цепочка: от звука до высот духовности.
Рассматриваем звуковую оболочку имен по схеме Л.С. Выготского и видим, что Толстый приятен в читательском восприятии, чем Тонкий. Портрет дается через органы зрения, слуха, восприятия гравитации, обоняния, вкуса, осязания. Текст рассказа первично анализируется через различные раздражители.
Выводы определяются просто: первоначальное представление о том, что Толстый высокомерен перед Тонким, меняется. Толстый не хвастает положением, а просто сообщает о своих достижениях и такой реакции не ожидает. Сообщение Толстого поражает и отца, и сына, а это подсказка: чинопочитание идет из поколения в поколение.
Художественность произведения не требует особого исследования. Мы начинаем строить свое мнение о героях, согласно психологической схеме Льва Гумилева: « в человеке все определяется сочетанием аттрактности и пассионарности»: Толстый- честолюбец, а кто Тонкий- вопрос. Оба- обыватели, поэтому Чехов так беспощаден, ведь «его врагом всегда была пошлость».
Подтекстовая информация (культура и духовность) видна: вневременное, внепространственное- вокзал, символ движения, но герои никуда не едут- речь уже можно вести о застойности, неколебимости данного состояния.
Процесс интегрирования- это огромный труд учителя и ученика, это жизненная необходимость, это прекрасная цель, ведь мир- это не осколки. И для постижения его целостности человеку нужна собственная ключевая комбинация, и такой ключ- цепочка зависимостей.