kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок (русский + литература), 10 класс Тема: «Правописание наречий /Семья Ростовых и Болконских в романе «Война и мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интегрированного урока предназначена для 10 класса.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (русский + литература), 10 класс Тема: «Правописание наречий /Семья Ростовых и Болконских в романе «Война и мир»»

Интегрированный урок (русский + литература) , 10 класс

Тема: «Правописание наречий /Семья Ростовых и Болконских в романе «Война и мир» .

Составитель: учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 6» Шкирта Надежда Васильевна

Цели:

образовательная:

  • показать, как тема семьи отражена в курсе «Самосовершенствование личности»;

  • дать представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей, повторить слитное, раздельное и дефисное написание наречий;

воспитательная:

  • воспитывать внимательное отношение к родителям.

развивающая:

  • развивать устную и письменную речь с использованием наречий и эмоционально-образное, аналитическое мышление.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Актуализация знаний. Введение в тему.

  2. Вступительное слово учителя.

Учитель читает стихотворение поэта Александра Ревы.

Зерно прозревает в СЕМЬЕ,

В СЕМЬЕ человек вырастает.

И всё, что портом обретает,

Приходит к нему не извне.

(Обратить внимание на наречие извне)

Слово семья понятно всем. Оно впитывается нами с сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас.

- Что такое семья в вашем понимании? (Близкие люди, опора и поддержка, твои родители)

Обобщение учителя.

Семья – это дом, дети, родители. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

  1. Семья в науке психологии.

Семье придаётся необыкновенно большое значение в науке психологии. В курсе «Самосовершенствование личности» эта тема, бесспорно, имеет место.

Посмотрите, как освещена эта тема, тема семьи, в курсе «Самосовершенствование личности» (Автор программы «Самосовершенствование личности» Г.К. Селевко).

Человек рождается и живёт в семье.

Семья - это обстановка, среда, из которой он получает первые представления о себе и мире;

- это гнездо, которое надо ценить, уважать, любить, быть благодарным за свою жизнь, за своё воспитание. Родители передают ребёнку гены и жизненный опыт;

- это главная демографическая ячейка общества, единственный источник воспроизводства людей;

- это главный воспитатель молодых подрастающих поколений: именно в семье в первые годы жизни формируются глубинные качества человека, а от того, хорошо или плохо это происходит, зависит, каким гражданином и работником он станет, хорошим или плохим;

- это место защищённости человека, убежище, в котором он восстанавливает истраченные силы.

С давних времён людей волновали вопросы семейных взаимоотношений. И в далёком и недавнем прошлом мы найдём множество прекрасных примеров, как складывались и жили семьи на Руси.

Эта тема является одной из ведущих в творчестве писателя. По мнению Льва Николаевича, для счастья нужна тихая, семейная жизнь… с возможностью делать добро людям. Эти слова будут эпиграфом урока.

Семья – это основа всей жизни человека, его счастья, спокойствия, душевного равновесия. В идеале семью скрепляет, скрашивает любовь и …понимание. В подтверждение этому расскажу легенду.

Легенда

В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царили мир, любовь, согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил Старца, главу семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» тогда Старец взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано 100 раз одно слово – понимание.

Найти наречия в легенде и объяснить написание.

IV. Изучение нового материала

1. Психологизм отношений, психологический климат семьи.

В романе «Война и мир» Л.Н.Толстого семья выполняет своё высокое истинное назначение. Дом здесь – особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями.

В романе Толстой стоит у истоков народной философии. Он придерживается народной точки зрения на семью – с её патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Поэтому в центре романа два семейства: Ростовы и Болконские, которые похожи, прежде всего, чувством семьи, духовным родством, общими чувствами радости или горя, им противопоставлена семья Курагиных.

При подготовке к уроку класс делится на 3 группы. Каждая группа работает над составлением психологического портрета семьи: 1 группа – семья Ростовых, 2 группа – семья Болконских, 3 группа – семья Курагиных. При составлении психологического портрета необходимо было учитывать следующее: родители и дети, психологизм отношений, какой психологический климат в семье, характерные особенности семьи. Работу вела вся группа, а сейчас один представитель каждой группы познакомит нас с психологическим портретом семьи.

Наиболее близка Толстому семья Ростовых. Литературный критик Н.Н.Страхов сказал об этой семье так: «Ростовы – простое, добродушное, провинциальное по своей сути семейство, наподобие Лариных, тесно связанное с деревней и сохраняющее весь строй, все предания русской жизни»

Выступления учащихся 1 группы.

Семья Ростовых воплотила в себе лучшие черты русского дворянства: патриотизм, духовную и душевную щедрость. Для семьи Ростовых характерна естественность поведения. В семье Ростовых взаимная любовь, простота, благородство и чуткость идеальны отношения между барином и мужиком.

Ростовы хранят верность старым русским обычаям.

Толстой отмечает в семье Ростовых равнодушие к длительным рассуждениям, раздумьям. Они живут чувством, а не умом.

Обобщение учителя.

Окружающих притягивает атмосфера любви и доброжелательности, царящая здесь. Естественность, искренность, истинное радушие, бескорыстие отличает всех членов семьи. Ростовы полны жизненного обаяния. Мир Ростовых – это то мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность, вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». С теплотой и сочувствием относится Толстой к семье Болконских. А теперь перенесёмся в Лысые Горы.

Выступления учащихся 2 группы.

Гостеприимность – черта дома Болконских.

Отец отличается заботой о детях, любит детей страстно и трепетно.

Даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.

Почитает две людские добродетели: деятельность и ум.

Обобщение учителя.

Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то элементах сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, такая же близость к народу. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи. Характерной чертой «породы» Болконских является гордость.

Не то в семействе Курагиных. На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.

Выступления учащихся 3 группы.

Обобщение учителя.

Толстой ни разу не называет Курагиных семьёй. Это говорит о многом. Здесь всё подчинено корысти, материальной выгоде. Атмосфера всеобщего расчёта и бездуховности. Делать служебную карьеру, «делать» выгодное замужество или женитьбу – так понимает свой родительский долг князь Василий. Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни.

2. Формирование личности в семье.

Семья без детей не семья. Жизнь без детей не жизнь.

Семья - первая незаменимая школа жизни. С рождением ребёнка ещё не рождается личность, личность формируется под влиянием семейных отношений. С самого раннего возраста ребёнок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, играть, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать. В семье ребёнок усваивает систему нравственных ценностей. Можно с уверенностью утверждать, что формирование личности начинается в семье.

Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

Ещё Толстой предупреждал, что ребёнок «заражается» примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями.

Готовясь к уроку, дети получили индивидуальные задания: дать характеристику одного из представителей каждого семейства. (Обратить внимание на то, как повлияло воспитание, климат в семье на героев)

- «Живая натура» Наташа Ростова. Индивидуальное выступление.

- По-своему прекрасна княгиня Марья. Индивидуальное выступление

- «Прекрасное животное», - так сказал Наполеон об Элен Курагиной. Индивидуальное выступление.

ПЛАН выступления

  1. Портрет героя

  2. Внутренний мир

  3. Воплощение воспитания, семейных порядков, традиций в жизни героев

Обобщение учителя

Семья имеет огромное значение для формирования личности человека. Психологическая атмосфера в семье накладывает свой отпечаток на его характер и поведение.

V. Работа в группах.

1. Составьте семейный кодекс и с использованием наречий Ростовых, Болконских, Курагиных. (Могут быть такие пункты: Ростовы – прекрасное гостеприимство, Болконские – строгость, требовательность, Курагины – расчёт, выгода. Знакомство с семейным кодексом.

2.Определите одним словом главный стержень каждой семьи. Например, Ростовы – любовь, Болконские – порядочность, Курагины – ложь, расчёт.

3.Визитная карточка каждой семьи. Запишите её.

4.Герб семьи. Одному человеку из группы было дано задание: изобразить герб семьи. Посмотрите, что получилось. Выступления учащихся.

VI. Итог. Рефлексия.

. Толстой утверждал, что «люди как реки», у каждого своё русло, свой исток. Исток это – родной дом, семья, особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями, это основа всего существующего, что нужно беречь. А перед родителями мы в неоплатном долгу.

Звучит песня «Родительский дом».

- Да, это так – родительский дом – начало начал, и в сердце каждого надёжный причал.

Художественный мир, сотворённый гением Толстого, велик и огромен. И этот мир представлен перед нами в семье.

Каждая семья имеет свои «начала» и понимает счастье по-своему. Я думаю, что вы все поняли сегодня, какая семья ближе самому автору. Толстой воспевает семейное счастье. А для счастья, по мнению писателя, нужна тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям. Это жизнь настоящая с интересами «любви, страстей, поэзии».

Семья была и остаётся основой всей жизни человека. Каждый из вас живёт в семье, по-своему счастлив. Современная семья…

-Что скрепляет вашу семью?

- Какой бы вы хотели видеть свою семью?

- О какой семье вы мечтаете?

«Склад психологии человека, его взгляды и судьбы во многом определяются семейным окружением и родовыми традициями, которые составляют для него своего рода почву»

- Согласны ли вы с этим высказыванием Толстого? Докажите свою точку зрения на примере романа «Война и мир».

«Богат тот, кто связан крепкими узами со своими родными, которые всегда его поймут, кто окружает их своей непрестанной заботой»

Закончить урок хотелось бы строками:

Берегите друг друга:

Добротой согревайте.

Берегите друг друга:

Обижать не давайте.

Берегите друг друга:

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом с близким побудьте.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шкирта Надежда Васильевна

Дата: 17.07.2020

Номер свидетельства: 554822

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства