kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства по теме "Морская стихия в созвучье муз"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства по теме "Морская стихия в созвучье муз"»

Разработка урока литературы
и изобразительного искусства в 6 классе

(Программа по литературе под ред.Т.Ф.Курдюмовой, учебник «Литература. 6 класс». Авт. – сост.В.Я.Коровина и др.
Программа по изобразительному искусству
Ахмадуллиной, Э.Э.Пурика)



Авторы: учитель русского
языка и литературы
высшей категории Л.В.Чуклина,
учитель изобразительного искусства высшей категории

Э.Ф.Паначева



Тема: Морская стихия в созвучье муз.

Цель:

  1. показать, как изображается море средствами музыки, живописи и поэзии;

  2. выработать умение синтезировать различные виды искусства;
    - обучать анализу поэтических, музыкальных произведений и произведений живописи;

  3. воспитывать чувство прекрасного, любви к природе через поэзию и произведения искусства.


Тип урока: интегрированный урок литературы, музыки и изобразительного искусства.

Оборудование: магнитофон, репродукции картин И.Айвазовского, Рылова, фортепьяно, альбомы, кисти, краски, мольберты, карточки с заданиями, музыкальное произведение Римского-Корсакова «Садко», «Словарь иностранных слов».


ПЛАН УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Объявление целей и задач урока.

  4. Самостоятельная работа учащихся в группах по анализу стихотворений.

  5. Анализ стихотворений.

  6. Исполнение музыкального произведения

  7. Игра «Море доброе и злое»

  8. Физминутка.

  9. Рассказ об Айвазовском.

  10. Словарная работа: маринист

  11. Слово учителя – инструкция о последовательности выполнения работы.

  12. Самостоятельная работа учащихся.

  13. Игра «Буриме» во время выполнения работы.

  14. Анализ работ учащихся.

  15. Дача домашнего задания.

  16. Подведение итогов.


Эпиграф:

…Море! Не забуду

Твоей торжественной красы…

А.С.Пушкин


ХОД УРОКА

Организационный момент

В аудиозаписи звучит шум моря.
Учитель литературы (УЛ) - Ребята, что за звуки слышим мы? (шум моря).

- Да, ребята. Слышен шум океана.

Морская стихия. Море. Оно всегда волновало человека, влекло к себе таинственной силой и красотой, безбрежностью пространства. И тот, кто видел море, вслед за Пушкиным может воскликнуть: «Не забуду твоей торжественной красы».

Учитель изобразительного искусства (УИ) - Море воспевают в своих произведениях поэты, музыканты и художники. Каждый из мастеров использует специфический язык своего вида искусства: слово и ритм слов, звуки и их гармонию, пятна цвета и их сочетание.

УЛ.- И сегодня на уроке мы с вами постараемся увидеть, какие средства помогают человеку передать свое восхищение этой стихией.
УИ.- И попробуем сами с помощью красок передать свое видение моря.

УЛ. - Самое первое впечатление от увиденного человек может выразить словом. А когда чувства переполняют человека, он начинает слагать стихи.
Сегодня вы поделились на группы. Каждая команда получает индивидуальное задание, которое выполняет вся группа. По ходу работу делаете необходимые записи в тетрадях. Затем один из вас выразительно читает стихотворение, другой – делает анализ, остальные по необходимости дополняют.

(Работа учащихся в группах, затем проверка выполнения заданий. Задания см. в приложении).

УИ. - Ребята, ведь эту же картину мог изобразить и художник. Обратите внимание на выставку. Здесь чувства человека переданы с помощью красок.

  • Как вы думаете, какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к стихотворению Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»?

(Выставление оценок учащимся за анализ стихотворений).

В исполнении ученицы (на фортепиано) звучит отрывок из произведения Римского-Корсакова «Садко».

УЛ.- Каким представляется вам море в этом музыкальном произведении?

(Ответы учащихся).

УИ. - Море может быть разным: добрым, спокойным, умиротворенным и злым, грозным, бушующим. Давайте подберем как можно больше эпитетов к этим двум состояниям моря.
УЛ. - А что такое эпитет? (ответ учащихся).
Соревнование между мальчиками и девочками.

У доски двое учащихся, записывают в 2 столбика эпитеты, которые предлагают учащиеся:
доброе злое
ласковое взволнованное

спокойное грозное

игривое страшное

тихое бурное

ласкающее бушующее
нежное вскипающее
безмятежное пенное
убаюкивающее ревущее

смирное буйное
ласково-ручное бунтующее
безмолвное клокочущее

ленивое неистовствующее

умиротворенное гремучее

певучее нахмурившееся
шепчущее черное
разыгравшееся

Физминутка.

Дети группами, взявшись за руки, изображают морскую волну. Также делают это, поочередно приседая.

Легкий бриз на море (изображаем покачиванием головы).

Ветерок дует легкий, теплый, приятный. Но вот он усиливается. (Изображаем руками). И волны стали набегать друг на друга (легкие наклоны туловища влево-вправо).

Но тут появилась грозная туча, ветер стал порывистым. И волны, как бы пугаясь злого ветра, объединились и стали большими. Ведь вместе преодолеть трудности всегда легче. (Дети выполняют упражнения, взявшись за руки, приседая).

УЛ. - Ребята, а теперь еще раз обратите внимание на нашу выставку. Репродукции картин, представленных здесь, принадлежат кисти одного художника, Ивана Константиновича Айвазовского, жившего в Х1Х веке. И неслучайно его называют певцом моря.

УИ. - В городе Феодосии на берегу моря стоит памятник художнику: в руках его палитра и кисть, а взгляд устремлен в морскую даль. На пьедестале надпись: «Феодосия – Айвазовскому».

Благодарные жители города воздвигли памятник художнику, который здесь родился, жил и делал много доброго своим согражданам.

Айвазовский любил море. Первый свой корабль он нарисовал в детстве углем на стене дома. Много путешествовал в другие страны. Но его тянуло в родной город к милому сердцу Черному морю. Он возвратился и поселился в Феодосии навсегда.

Каждый день в шесть часов утра художник надевал широкий халат, становился к мольберту, смотрел на море и рисовал…

УЛ. - Айвазовский создал около 6 тысяч картин. Чаще всего Айвазовский рисовал бурное море, штормы и кораблекрушения.

УИ. - На самой знаменитой картине художника «Девятый вал» изображено раннее утро после бури. Море еще бушует, но уже пробиваются первые лучи солнца. Вода кажется прозрачной, светящейся. В море поднимается гигантская волна – девятый вал. Она вот-вот обрушится на спасшихся после кораблекрушения людей. Несчастные цепляются за мачту разбившегося корабля. Но луч солнца освещает утренний воздух и дарит надежду людям.

УЛ. - Нередко живопись служит источником вдохновения поэта. Стихи слагаются под впечатлением картин. Поэт Петр Гнедич, любуясь картинами Айвазовского, написал:

Пусть говорят, что это не искусство,

Что к правде незнаком тебе призыв, -

Передо мною – мир волшебный чувства,

И чудной кисти пламенный порыв…

Пусть это мир фантазии и грезы,

И сказок, и поэзии, и снов, -

Но я на них весь мир ничтожной прозы

Сейчас сменить без ропота готов…

УИ. - Ребята, художников, которые изображают море, называют маринистами.

УЛ. - А почему их так называют? Об этом мы можем узнать из «Словаря иностранных слов».

Проверка индивидуального задания учащегося – объяснение лексического значения слова «маринист»

УИ. - Сегодня мы с вами тоже будем маринистами и постараемся передать с помощью красок два состояния моря: спокойное и взволнованное. (Учитель показывает свои работы, изображающие различные состояния морской стихии).

Карандаш нам понадобится только для изображения горизонта. Какие виды горизонта вам знакомы?

(Низкий, высокий, на уровне глаз).

Давайте подумаем, когда на море мы можем увидеть высокий горизонт. (Мы сидим на песке).

А на уровне глаз? (Мы стоим на берегу).

Низкий?

(Горизонт ниже уровня глаз виден, когда мы стоим на высокой скале).

А сейчас представьте свое море и изобразите его на листе.

УЛ. - Чтобы вам было легче представить море, слушайте музыку Антона Рубинштейна к фильму «Титаник», где изображается океан.

Самостоятельная работа учащихся.

Во время работы – реплики учителя изобразительного искусства:

    1. Море можно сравнить с зеркалом, в которое любуется небо. И поэтому все краски неба отражаются в море.

    2. Еще мы знаем, что солнечный луч может творить чудеса. У него самого нет цвета, но он может в самом неожиданном месте дать разные цвета. Мы можем увидеть и розовый цвет, и желтый, белый, фиолетовый, голубой, синий, зеленый. Но одного цвета мы точно не увидим: черного. Мы его только можем использовать для смешивания красок.

    3. Рисуя, не забывайте о воздушной перспективе. Что ближе к нам, то ярче и кажется больше размером. По мере удаления уменьшается и краски тускнеют ближе к горизонту.

УЛ. - Ребята, маринистами называют не только художников, но и поэтов, пишущих о море.

Давайте попробуем себя еще и в роли поэтов. Но так как поэты вы только начинающие, каждый из вас должен сочинить только одну строку стихотворения о море. Рифма уже готова. Вы пишете начало строки, загибаете лист 1 раз.

Другой учащийся, не разворачивая, пишет вторую строку, загибает и передает следующему.

Игра «Буриме» во время выполнения работы.

(После написания стихотворения оно зачитывается учителем).

Выставка и анализ нескольких работ учащихся.

УЛ. - Дача домашнего задания: закончить рисунок, сочинить четверостишие к своему рисунку.

Подведение итогов.

УЛ. - Ребята, сегодня мы услышали шум моря, шепот моря, увидели его краски. Что помогло нам в этом? (Произведения искусства).

УИ. - Да, действительно. Полное представление о море мы можем получить, читая стихи, любуясь картинами и наслаждаясь музыкой.
















Приложения.

Задание 1 группе

Федор Иванович Тютчев

Конь морской

О рьяный конь, о конь морской,

С бледно-зеленой гривой.

То смирный, ласково-ручной,

То бешено-игривый!

Ты буйным вихрем вскормлен был

В широком божьем поле;

Тебя он прядать научил,

Играть, скакать на воле!


Люблю тебя, когда стремглав

В своей надменной силе,

Густую гриву растрепав

И весь в пару и мыле.

К брегам направив бурный бег,

С веселым ржаньем мчишься,

Копыта кинешь в звонкий брег

И – в брызги разлетишься!..

1830


  1. Слова какой части речи встречаются чаще всего. Почему? Перечислите их. Какой это троп?

  2. Какие литературные приемы используются автором в данном стихотворении?

  3. Как вы думаете, что подразумевает автор под образом коня морского?

  4. Каким изображается море?


Задание 2 группе

Федор Иванович Тютчев

МОРЕ И УТЕС

И бунтует и клокочет,

Хлещет, свищет и ревет,

И до звезд допрянуть хочет,

До незыблемых высот…

Ад ли, адская ли сила

Под клокочущим котлом

Огнь геенский разложила –

И пучину взворотила

И поставила вверх дном?


Волн неистовых прибоем

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой, -

Но, спокойный и надменный,

Дурью волн не обуян,

Неподвижный, неизменный,

Мирозданью современный,

Ты стоишь, наш великан!

1848

  1. Слова какой части речи преобладают в описании моря в 1-й и 2-й строфе? Выпишите словесный ряд.

  2. Какой литературный прием использует автор для описания утеса и моря?

  3. Какое состояние моря передает Ф.И.Тютчев в данном стихотворении?


Задание 3 группе

Иван Саввич Никитин

НОЧЬ НА БЕРЕГУ МОРЯ


В зеркало влаги холодной

Месяц спокойно глядит

И над землею безмолвной

Тихо плывет и горит.


Легкою дымкой тумана

Ясный одет небосклон;

Светлая грудь океана

Дышит как будто сквозь сон.


Медленно, ровно качаясь,

В гавани спят корабли;

Берег, в воде отражаясь,

Смутно мелькает вдали.


Смолкла дневная тревога…

Полный торжественных дум,

Видит присутствие бога

В этом молчании ум.

1850


  1. Назовите прием, легший в основу данного стихотворения.

  2. Определите размер стиха.

  3. Каким представляется море в этом стихотворении?


Задание 4 группе

Федор Иванович Тютчев


«Как хорошо ты, о море ночное»

Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…


На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!


Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.


В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потеряв стою –

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

1865


  1. Назовите литературные приемы, используемые автором. Какова их роль?

  2. Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения?

  3. Определите основную мысль данного стихотворения.




Рифма для «Буриме»

Море – просторе

Синеет – темнеет

Волна – одна

Гуляет – играет

Парус – ярус

Поёт – зовёт

Шторм – гром

Шквал – девятый вал

Утёс – зарос

Картина – марина.



















Заведующей РМК отдела образования

администрации муниципального района

Дуванский район Республики Башкортостан

Свечниковой Ольге Ивановне


ЗАЯВКА

на участие в районном конкурсе «Урок года».

Номинация «Лучший урок».

Меркурьева Л.В., учитель русского языка и литературы, зам. директора по УР Дуванская СОШ, стаж работы 8 лет.

Адрес школы: с. Дуван, ул. С.А. Михляева, д.1

Домашний адрес: с. Дуван, ул. Спортивная, 1-2.

Телефон рабочий: 2 - 43 – 81.

Паначева Э.Ф., учитель изобразительного искусства Дуванская СОШ, стаж работы 10 лет.

Адрес школы: с. Дуван, ул. С.А. Михляева, д.1

Домашний адрес: с. Дуван, ул. Ленина, 34.

Телефон рабочий: 2 - 43 – 81.

2 – 43 - 65


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Чуклина Любовь Владимировна, Паначёва Эльвира Фаниловна

Дата: 20.10.2018

Номер свидетельства: 481359

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства