|  Учитель истории: кратко характеризует сложившуюся ситуацию в стране к середине 19 века .    Учащиеся. Они получали задания для систематизации материала по группам. Каждая группа характеризует свое направление в общественном    движении . Ответы сопровождаются презентацией.   Закрепление материала проводится коллективно на интерактивной доске в обобщающей таблице  Учитель литературы : дома вы уже начали сравнивать двух оппонентов в романе- Е.Базарова и П.П.Кирсанова. Чего больше в них: общих или отличительных черт? Работаем по группам .    1. Первая группа учащихся находила общие черты героев.    Предполагаемые ответы учеников .  -Сильные личности, всегда уверены в своей правоте, оба не поддаются чужому влиянию , способны подчинить себе других .  -Безграничное самолюбие , неумение в спорах прислушиваться к мнению оппонентов .    -Взаимная вражда: полное неприятие взглядов и поступков соперника .    Учитель литературы: на этом сходства и заканчиваются .    2. Послушаем вторую группу. Происхождение и социальная принадлежность героев .    Предполагаемые ответы учеников .    -П.П.Кирсанов. – дворянин, аристократ, сын генерала ,гвардейский офицер в отставке , либерал-консерватор .  -Е.Базаров – сын военного лекаря, имевшего крестьянские корни и мелкопоместной дворянки , студент медицинского факультета Петербургского университета , разночинец , демократ-нигилист .  3. Третья группа о внешности героев . Слайд    Предполагаемые ответы учеников .    -Базоров-человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями». Лицо «длинное и худое , с широким лбом , сверху плоским ,книзу заостренным, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживилось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». У него «обнаженные красные руки».  -П.П.Кирсанов-во внешнем виде его-лоск и щегольство : «темный английский сьют , модный низенький галстух и лаковые полусапожки». Облик Павла Петровича , как подчеркивает автор , «изящный и породистый». Контраст между ним и Базаровым сразу бросается в глаза , но еще больше заметен он , когда Павел Петрович вынимает из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями.    4. Четвертая группа об особенностях речи героев .    
  Предполагаемые ответы учеников .  -Важной для раскрытия образов героев романа является их речевая характеристика . Павел Петрович постоянно употребляет в разговоре французские выражения , речь его строго изысканна , однако режет слух то, что он часто искажает русские слова на иностранный манер .  -Евгений же говорит просто и бесхитростно, не задумываясь о придании своей речи стройности и изящества , его речь простонародна , с частым употреблением поговорок и афоризмов .    Учитель литературы : да, много различий между героями, но , пожалуй, самое главное, что делает их непримиримыми противниками, – это идеологические , мировоззренческие позиции каждого . В сравнительной характеристике мы подошли к следующему пункту .    
 
 |