kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок (литература,история)Тема урока:«Основные направления в развитии общественного движения середины 19 века в России».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок интересен,тем.что прослеживается связь истории с литературой.Очень полезен учителям предметникам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (литература,история)Тема урока:«Основные направления в развитии общественного движения середины 19 века в России».»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

ПЕДАГОГ Дацкова Елена Алексеевна

Интегрированный урок

Предмет: литература и история

Возраст учащихся: 10 класс , 16-17лет

Тема урока : «Основные направления в развитии общественного движения середины 19 века в России».

Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» (Взаимоотношения Е.Базарова и П.П.Кирсанова).

Цели урока :

1) Систематизировать материал об общественном движении середины 19 века в России.

2) Создать условия для осознания и осмысления содержания романа И.С.Тургенева. «Отцы и дети», выявить основные позиции в идейном споре «отцов» и «детей».


Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент

Цель этапа: провести подготовку обучающихся к восприятию новой темы.


  • Психологическая подготовка обучающихся к восприятию новой темы.

  • Сообщение темы и цели урока.

  • Вступительное слово учителя.

Оформление тетрадей обучающимися.

Вступительное слово учителя истории .

-Здравствуйте, садитесь . Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы его проводим вместе с Еленой Алексеевной , учителем литературы . Такие уроки , как вы знаете, называются интегрированными . Вам через год предстоит сдавать экзамены по курсу истории в режиме ЕГЭ . В тестах есть задания , связанные с общественным движением середины 19 века. Об этом говорили на уроках в 8 классе . Настало время обобщить этот материал . А как вы думаете , в связи с чем ?

Ученики (предполагаемый ответ): Мы на уроках литературы изучаем роман И.С.Тургенева. «Отцы и дети» именно об этом историческом периоде.

Учитель истории: Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Ученики (предполагаемые ответы).

После ответов слайд 1 с темой урока. Записи в тетрадях.

Учитель истории: ребята , как вы думаете , какие цели мы сегодня будем ставить на уроке?

Ученики (предполагаемые ответы).

После ответов слайд 2 .

Задачи урока слайд 3 .


2.

Актуализация знаний для изучения нового учебного материала.

Цель этапа: подготовить обучающихся к выявлению основных «точек» идеологического спора между героями романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» .

  • Создать условия для обобщения материала по общественному движению середины 19 века Включение в активную учебную деятельность.

  • Диагностировать уровень подготовки обучающихся на начальном этапе работы; повторить материал, изученный на предыдущих уроках.

  • Сопоставительная характеристика героев

  • Если не удается достичь поставленной цели – слово учителя.

  • Создание ситуации успеха .

  • Критерии оценивания ответов учащихся: поощрение и благодарность педагога.



Учитель истории: кратко характеризует сложившуюся ситуацию в стране к середине 19 века .

Учащиеся. Они получали задания для систематизации материала по группам. Каждая группа характеризует свое направление в общественном

движении . Ответы сопровождаются презентацией.

Закрепление материала проводится коллективно на интерактивной доске в обобщающей таблице

Учитель литературы : дома вы уже начали сравнивать двух оппонентов в романе- Е.Базарова и П.П.Кирсанова. Чего больше в них: общих или отличительных черт? Работаем по группам .

1. Первая группа учащихся находила общие черты героев.

Предполагаемые ответы учеников .

-Сильные личности, всегда уверены в своей правоте, оба не поддаются чужому влиянию , способны подчинить себе других .

-Безграничное самолюбие , неумение в спорах прислушиваться к мнению оппонентов .

-Взаимная вражда: полное неприятие взглядов и поступков соперника .

Учитель литературы: на этом сходства и заканчиваются .

2. Послушаем вторую группу. Происхождение и социальная принадлежность героев .

Предполагаемые ответы учеников .

-П.П.Кирсанов. – дворянин, аристократ, сын генерала ,гвардейский офицер в отставке , либерал-консерватор .

-Е.Базаров – сын военного лекаря, имевшего крестьянские корни и мелкопоместной дворянки , студент медицинского факультета Петербургского университета , разночинец , демократ-нигилист .

3. Третья группа о внешности героев . Слайд

Предполагаемые ответы учеников .

-Базоров-человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями». Лицо «длинное и худое , с широким лбом , сверху плоским ,книзу заостренным, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживилось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». У него «обнаженные красные руки».

-П.П.Кирсанов-во внешнем виде его-лоск и щегольство : «темный английский сьют , модный низенький галстух и лаковые полусапожки». Облик Павла Петровича , как подчеркивает автор , «изящный и породистый». Контраст между ним и Базаровым сразу бросается в глаза , но еще больше заметен он , когда Павел Петрович вынимает из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями.

4. Четвертая группа об особенностях речи героев .


Предполагаемые ответы учеников .

-Важной для раскрытия образов героев романа является их речевая характеристика . Павел Петрович постоянно употребляет в разговоре французские выражения , речь его строго изысканна , однако режет слух то, что он часто искажает русские слова на иностранный манер .

-Евгений же говорит просто и бесхитростно, не задумываясь о придании своей речи стройности и изящества , его речь простонародна , с частым употреблением поговорок и афоризмов .

Учитель литературы : да, много различий между героями, но , пожалуй, самое главное, что делает их непримиримыми противниками, – это идеологические , мировоззренческие позиции каждого . В сравнительной характеристике мы подошли к следующему пункту .



3.

Изучение нового учебного материала.

Цели этапа: 1)Систематизировать материал об общественном движении в России в середине 19 века.

2)Создать условия для осознания и осмысления содержания романа И.С.Тургенева. «Отцы и дети» , выявить основные позиции в идейном споре «отцов» и «детей».

Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока );

  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

  • описание форм и методов изложения нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса , в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

описание методов мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.

Слайд
Философские , общественно – политические взгляды, нравственная позиция .

Об этих спорах мы сегодня и поговорим .

Слайд

Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении , расходятся не столько потому , что одни были «отцами» , а другие – «детьми» , сколько потому , что «отцы» и « дети» , в силу обстоятельств , стали выразителями идей различных противоположных эпох, они представляли разные социальные положения : старого дворянства и аристократии и молодой революционно – демократической интеллигенции . Таким образом , этот чисто психологический конфликт перерастает в глубокий социальный антагонизм.

В.В.Воровский

Учитель литературы : мы подошли к анализу 10 главы романа, где происходит открытый идеологический конфликт между Е.Базаровым и П.П.Кирсановым, нигилистом и аристократом . Комментарий цитаты В.В.Воровского

Инсценировка 10 главы. Спор героев . Журавлёв Владислав – Касаев Сергей

См. текст, глава 10

Учитель литературы : посмотрев инсценировку из романа, вы вспомнили позиции героев. Каждой группе предлагается ответить на вопросы и обсудить их .

Первая группа: какие бы вы задали вопросы участникам спора ?

Вторая группа: почему П.П.Кирсанов идет на столкновение?

Третья группа: почему ни один из участников спора не уступает своих позиций ?

Четвертая группа: какие проблемы пытается решить автор в данном

споре ?

Учитель литературы : чтобы закрепить данный материал, давайте заполним таблицу . Слайд

На интерактивной доске заготовлена таблица. Она заполняется материалом из текста романа .


4.

Закрепление учебного материала:

Цели этапа: закрепить и систематизировать знания , полученные на уроке

  • проверка степени усвоения материала

  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока

  • описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не усвоила новый учебный материал.


Учитель истории:

Слайд

Если бы вы жили в России в то время , то приверженцем какой идеологии вы бы стали ? Объясните мотивы своего выбора .

Предполагаемые ответы учеников.

Учитель литературы : мне интересно было выслушать все ваши мнения . Вы умело вели дискуссию , давали обоснование своим высказываниям. Чтобы узнать уровень понимания вами поставленной проблемы , давайте напишем синквейн.

Слайд

  • Первая строка – слово – ключевое понятие

  • Вторая строка – три прилагательных к этому слову

  • Третья строка – три глагола

  • Четвёртая строка – ключевая фраза, раскрывающая состояние героя или смысл понятия

  • Пятая строка – одно слово

Что у вас получилось ?

Предполагаемые ответы.


5.

Задание на дом. Рефлексия.

Цели этапа: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны составить синквейн и завершить работу над таблицей


Учитель истории : слайд

Рефлексия

  • Сегодня на уроке я узнал новое…

  • На уроке мне было непонятно…

  • Мне захотелось подробнее узнать о…

  • Самым интересным для меня было…


С каким настроением вы уходите с урока ? Нам это очень важно знать. А вот наше настроение.

Учитель литературы : Домашнее задание

  • 1) Составить синквейны, которые объединяли бы материал и истории, и литературы.

  • 2) Завершить составление таблицы








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Дацкова Елена Алексеевна

Дата: 27.09.2018

Номер свидетельства: 479046


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства