Учитель истории: кратко характеризует сложившуюся ситуацию в стране к середине 19 века . Учащиеся. Они получали задания для систематизации материала по группам. Каждая группа характеризует свое направление в общественном движении . Ответы сопровождаются презентацией. Закрепление материала проводится коллективно на интерактивной доске в обобщающей таблице Учитель литературы : дома вы уже начали сравнивать двух оппонентов в романе- Е.Базарова и П.П.Кирсанова. Чего больше в них: общих или отличительных черт? Работаем по группам . 1. Первая группа учащихся находила общие черты героев. Предполагаемые ответы учеников . -Сильные личности, всегда уверены в своей правоте, оба не поддаются чужому влиянию , способны подчинить себе других . -Безграничное самолюбие , неумение в спорах прислушиваться к мнению оппонентов . -Взаимная вражда: полное неприятие взглядов и поступков соперника . Учитель литературы: на этом сходства и заканчиваются . 2. Послушаем вторую группу. Происхождение и социальная принадлежность героев . Предполагаемые ответы учеников . -П.П.Кирсанов. – дворянин, аристократ, сын генерала ,гвардейский офицер в отставке , либерал-консерватор . -Е.Базаров – сын военного лекаря, имевшего крестьянские корни и мелкопоместной дворянки , студент медицинского факультета Петербургского университета , разночинец , демократ-нигилист . 3. Третья группа о внешности героев . Слайд Предполагаемые ответы учеников . -Базоров-человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями». Лицо «длинное и худое , с широким лбом , сверху плоским ,книзу заостренным, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживилось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». У него «обнаженные красные руки». -П.П.Кирсанов-во внешнем виде его-лоск и щегольство : «темный английский сьют , модный низенький галстух и лаковые полусапожки». Облик Павла Петровича , как подчеркивает автор , «изящный и породистый». Контраст между ним и Базаровым сразу бросается в глаза , но еще больше заметен он , когда Павел Петрович вынимает из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями. 4. Четвертая группа об особенностях речи героев . Предполагаемые ответы учеников . -Важной для раскрытия образов героев романа является их речевая характеристика . Павел Петрович постоянно употребляет в разговоре французские выражения , речь его строго изысканна , однако режет слух то, что он часто искажает русские слова на иностранный манер . -Евгений же говорит просто и бесхитростно, не задумываясь о придании своей речи стройности и изящества , его речь простонародна , с частым употреблением поговорок и афоризмов . Учитель литературы : да, много различий между героями, но , пожалуй, самое главное, что делает их непримиримыми противниками, – это идеологические , мировоззренческие позиции каждого . В сравнительной характеристике мы подошли к следующему пункту . |