Интегрированный урок чтения и музыки в 5 специальном (коррекционном) классе VIII вида «Чародейкою - зимою»
Интегрированный урок чтения и музыки в 5 специальном (коррекционном) классе VIII вида «Чародейкою - зимою»
Познакомить учащихся с творчеством Ф.И. Тютчева, И.И.
Шишкина, композиторов: Г. Свиридова, П.И. Чайковского, совершенствовать умение подбирать нужные слова для передачи мысли стихотворения, описания музыки, картины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок чтения и музыки в 5 специальном (коррекционном) классе VIII вида «Чародейкою - зимою»»
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казённое вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
Центр образования № 10
город Георгиевск
Интегрированный урок
чтения и музыки в 5 специальном (коррекционном) классе VIII вида
«Чародейкою - зимою»
Урок разработан
учителем русского языка и литературы
Смирновой Е.В.
Тема урока: « Чародейкою – зимою…»
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Ф.И. Тютчева, И.И.
Шишкина, композиторов: Г. Свиридова, П.И. Чайковского, совершенствовать умение подбирать нужные слова для передачи мысли стихотворения, описания музыки, картины.
2. Развивать возможность видеть и чувствовать красоту зимней природы через поэзию, музыку, живопись, развивать творческое воображение.
3. Корригировать мышление на основе аналитико – синтетических упражнений и заданий на сравнение.
4. Воспитывать экологическую культуру, активное бережное участие в сохранении природы.
Оборудование: интерактивная доска, Картина И.И. Шишкина «Зимний лес» музыкальное сопровождение П.Чайковский «Времена года», Г. Свиридов «Поёт зима- аукает», индивидуальные карточки со словами стихотворения С. Есенина «Поёт зима- аукает».
Словарная работа: чародейка.
Учитель русского языка и литературы зачитывает отрывок из стихотворения:
«Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл,- и вот сама
Идёт волшебница зима».
Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о том, как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях волшебницу зиму.
I. Оргмомент:
1) назвать одним словом: декабрь, январь, февраль, март.
2) исключить лишнее слово.
3) объяснить: почему исключили это слово.
II. Проверка домашнего задания.
1) Прочтите домашнее стихотворение так, чтобы мы поняли, что оно вам нравится.
- Кто автор стихотворения?
- Как называется стихотворение?
2) Задание: собрать из данных вам строчек куплет и прочитать, каждый свой куплет (наизусть).
3) Ответить на вопросы:
3.1. О зимнем лесе часто говорят, что он молчит, а поэт подметил, что «Поёт зима…»и т. д. как вы понимаете это выражение? Что подразумевается под этими словами?
3.2. Что автор говорит о метелице?
3.3. Что автор говорит о вьюге?
3.4. Какое чувство вызывают у вас озябшие воробышки?
3.5. Что птицам страшнее: голод или холод? Почему?
3.6. Как вы помогаете птицам зимой?
3.7. Что снится воробышкам?
3.8. Чьё чтение вам понравилось?
Музыка и поэзия (литература) всегда взаимосвязаны. Сопоставим два произведения – поэтическое и музыкальное «Поёт зима – аукает»
Ребята, композитор Г. Свиридов изобразил это произведение в музыке. Давайте послушаем эту красивую песню.
Учитель музыки включает песню «Поёт зима – аукает» на музыку Г. Свиридова и проводится беседа с учащимися о том, как звучит музыка в разных куплетах.
На интерактивной доске портрет поэта Г. Свиридова.
Композитор пытается музыкой донести до нас состояние природы. Прислушайтесь, как звучит музыка на словах «метель», а как она изменяется при словах «Пташки». Сначала – энергичная мелодия на фоне оживлённого, взволнованного оркестрового сопровождения создаёт ощущение непрерывного устремления вперёд, словно человек хочет пробиться сквозь снежный буран.
Ребята, что вы ощущаете, слушая этот отрывок мелодии? (ощущение снегопада, ветра, вьюги)
А как передан образ весны в музыке? (слышно щебетание птиц).
Ш. Актуализация материала на основе опорных знаний.
Работа с картиной И.И. Шишкина
Учитель литературы и русского языка
- Какие чувства вызывает у вас картина? (радость, восхищение)
- Что вы видите? Что сразу «бросается» в глаза? (много снега)
- Вспомните строчки из стихотворения: с чем сравнивается снег? (c ковром шелковым)
- Как вы думаете, почему автор сравнивает снег именно с ковром?
Да, зима – это прежде всего снег. И обилие снега придаёт величие русской природе. Всё вокруг становится необычным и сказочным. Разве не из сказки деревья, которые изобразил художник?
Чем сказочны деревья?
(иней причудливых рисунков, сверкающий)
Что напоминают вам сплетённые верхушки деревьев? (кружево).
- А что ещё создаёт образ волшебницы зимы?
(сугробы, замёрзшая река)
Теперь закройте глаза и представьте себя там, вместе с изображёнными людьми. Вдохните воздух:
- Каким вы представляете воздух в этот момент?
(чистый, свежий, морозный)
- Какие превращения совершила зима?
- Как мы её назовём?
(волшебница, фея, колдунья, рукодельница)
- А кто-нибудь знает загадку о волшебнице – зиме
Учащиеся « Без рук, без ног, а рисовать умеет».
А теперь я вам загадаю:
Растёт вниз головою.
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (сосулька)
Давайте ещё раз представим себя там в картине вместе с изображёнными детьми и поиграем в снежки.
IV. Физминутка: Дети играют в снежки (имитация бросков друг в друга со снежками, выполненными из бумаги и фольги)
Основная часть.
V. Новая тема урока.
На интерактивной доске записаны слова: волшебница, фея, колдунья, рукодельница, чародейка.
- Какое слово вам незнакомо? (чародейка)
Я познакомлю вас с великолепным певцом природы Ф.И.Тютчевым. Закройте глаза и прослушайте стихотворение Ф.И. Тютчева « Чародейкою Зимою». Задание: Рассказать какую картину вы представляете?
1.Чтение стихотворения учителем;
2. Ответы на вопросы:
- какое чувство вызывает у вас стихотворение?
- Что означает слово «чародейка» как другим словом можно сказать?
- Какую картину вы представили? Чтобы вы нарисоввали?
- Можно ли назвать лес сказочным?
- Кто сделал лес таким красивым? (Волшебница зима)
- С кем сравнивает поэт зиму? ( с чаровницей)
- Что она умеет делать? (волшебства)
- Какие волшебства?
VI. Закрепление.
Чтение стихотворения учениками.
Ответы на вопросы.
- Как называл поэт зиму?
- Что значит «чародейка»
- Найдите слова, которые передают красоту леса, которые помогают нам её представить.
- Вы были в зимнем лесу? Можно лес назвать сказочным? Почему?
- Запишите ответы на тему «Зимняя сказка» в кроссворд на интерактивной доске: ( сказочный ковер, зимний наряд деревьев и т.д.)
Учитель музыки рассказывает о произведении П.И. Чайковского «Времена года». Затем слушается запись и проходит беседа по теме.
Ребята, поэты изображали красоту природы словом, художники кистью и красками, а как изображали композиторы? Вот как можно через музыку передать шум ветра, дождя, волнение моря, океана, шелест листьев. Чтобы это лучше понять и представить прослушаем произведение композитора П.И. Чайковского из цикла «Времена года», «Декабрь»
В это время на доске демонстрируется портрет П.И. Чайковского.
После прослушивания музыки учащиеся рассказывают какие картины они представили? В каком отрезке музыки они слышали шум вьюги, затишье?
Учитель литературы и русского языка.
Ребята, прочитайте отрывки из стихотворений. В них тоже говорится о чародейке зиме, которая превращает всё в сказочную красоту.
А.С. Пушкин
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов
Легла волшебными коврами
Среди полей, вокруг холмов.
С. Есенин
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
И. Никитин
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным ковром.
Очень красивые стихотворения вы выучили. А что объединяет все прочитанные стихотворения? О чём в них говорится? – О чародейке Зиме.
- Что общего в чувствах, в настроении у поэта, композитора, художника по отношению к зиме? (любовь к родной природе, восхищение красотой)
Учитель музыки воспроизводит отрывок песни, которую изучали на уроках музыки, по короткому вступлению учащиеся догадываются, из какой песни этот музыкальный отрывок, определяют имя композитора и называют песню «Снежная сказка зимы».
Итог урока:
Что необычного было в этом уроке?
Что вам больше всего понравилось?
Чему учит этот урок, над чем заставляет задуматься?