kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять» по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: В.Г. Распутин"Уроки французского".

Цель: по средствам произведения дать ответ на вопрос, почему человек совершает тот самый "плохой хороший поступок".

Задачи урока: знать содержание произведения; уметь анализировать и интерпретировать его; передавать содержание текста в сжатом виде; оценивать авторскую позицию.

Модель урока: урок - диспут. Технология проблемного обучения.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Для реализации проблемной технологии необходимо:

- отбор самых актуальных, сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обручения в различных видах учебной работы;

- построение оптимальной системы проблемного обучения,

- создание учебных и методических пособий и руководств.

- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ученика.

Урок-диспут

Реализуя проблемное обучение на уроках литературы, мы часто выбираем такую форму урока, как диспут.

Диспут — наиболее развернутая форма самостоятельной читательской деятельности учащихся, наиболее яркое проявление проблемности преподавания. Не обязательно каждый урок поводить как диспут, важно кульминацию занятия строить на элементах дискуссии.

Дискуссия — одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных проблем и своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. И если даже участники дискуссии не приходят в итоге к согласию, они определенно достигают в ходе дискуссии лучшего взаимопонимания.

Дискуссия представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых несколькими лицами, общающимися между собой. Заявление участников дискуссии должны относиться к одному и тому же предмету или теме. Это придает общению необходимую связанность. Цель дискуссии — достижение определенной степени согласия и участников относительно дискутируемого тезиса.

Необходимые условия для достижения наибольшей эффективности урока-диспута:

1) диспут должен носить характер действительно творческого обсуждения; дискуссия, чтобы не быть искусственной, должна определяться темой, интересной и доступной учащимся;

2) участие в диспуте должно быть действительно добровольным;

3) тема диспута должна быть по-настоящему проблемной; мнимый диспут, когда учащиеся играют роли оппонентов, а по сути дела изрекают бесспорные истины, вызовет у старшеклассников лишь раздражение;

4) предварительная постановка вопросов тоже может быть осуществлена самими учащимися.

Урок-диспут по литературе является одной из форм активизации учебной деятельности учащихся, средством поднятия интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету. Диспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции.

Поскольку особенностью диспута как формы работы является именно полемика, спор как метод разрешения возникших перед его участниками проблем, постольку в самой формулировке темы должна содержаться возможность спора.

Основаниями для проведения урока-диспута является, во-первых, то, что в процессе предварительного чтения ребятами той или иной книги выясняется, что они расходятся в оценке ряда вопросов; во-вторых, учащиеся, знакомясь с откликами на произведение (если они есть), сталкиваются с неоднозначными оценками героев, ситуаций, да и самой книги. «В-третьих, диспут — это такая форма урока, которая отвечает возросшему умению учащихся высказывать и отстаивать свое мнение, навыку рассуждать о литературном произведении обоснованно и доказательно».

 «Правила проведения диспута»

1. Прежде чем принять участие в диспуте, подумай, о чем ты будешь говорить. Главное в диспуте — аргументы, логика, убедительность.

2. Спорь честно, не искажай мыслей и слов товарища.

3. Помни, что доказательством и лучшим способом возражения являются точные и бесспорные факты.

4. Отставая свое мнение, говори ясно, просто, четко.

5. Уважай мнение товарища. Если доказательства ошибочны то следует признать, что ты не прав.

6. Заканчивая свое выступление, сформулируй необходимые выводы.

7. В ходе обсуждения выдвинутой для дискуссии проблемы обязательно должен звучать литературный текст. Литературный диспут должен оправдывать свое название, а не быть беспредметным разговором по поводу литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять» по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» »

Тема: В.Г.Распутин «Уроки французского».

« Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять»

Цель: по средствам произведения дать ответ на вопрос, почему человек совершает тот самый «плохой хороший поступок»

Задачи урока: знать содержание произведения; уметь анализировать и интерпретировать его; передавать содержание текста в сжатом виде; оценивать авторскую позицию;

Оборудование: учебник литературы 7 класс, презентация к уроку, медиапроектор

Модель урока: урок - диспут. Технология проблемного обучения

Ход урока:

Этапы урока

Содержание урока

1.


2.













3.


















4.




5.































6.





































7.












8.

Орг. момент:


Проблемный анализ цитаты:











Работа с текстом публицистического стиля:

















Презентация:




Интерпретация прочитанного рассказа:






























Понятие антитезы (практическая деятельность)



































Рефлексия, итог урока:












Домашнее задание:
















-Здравствуйте, садитесь.


-Ребята, посмотрите на экран, прочитайте, что здесь написано. Запишите её в тетрадь по литературе.

- Как вы понимаете эти слова?

(есть такие ситуации, когда человек чтобы помочь другому человеку совершает тот самый «плохой хороший поступок» и есть люди, которые осуждают, не разобравшись, и не хотят разбираться в причинах поступка).

- Сейчас на уроке мы попытаемся в этом разобраться. А работать мы будем по следующему плану (показ плана урока).



-Открой те учебники на стр.107. Что вы здесь видите?

- Давайте прочитаем дневниковую запись Андрея.

- Как вы думаете, что общего в нашей цитате и дневниковой записи (и в публицистическом стиле и в худ. произведения рассматривается вопрос о взаимопонимании людей)


-Скажите мне какоё худ. произведение вы читали дома?

-Обратите внимание ещё раз на наше высказывание, есть ли связь с рассказом В.Распутина «Уроки французского»?

-Скажите мне, а от какого лица ведётся повествование? (от лица автора, рассказ автобиографичен)



-Сейчас Иннеса расскажет вам о жизни и творчестве писателя, у неё было индивидуальное задание, она подготовила презентацию.


-Какие чувства и мысли вызвал у вас рассказ?

-Как вы можете охарактеризовать героев этого рассказа( работа у доски)? Давайте дадим им характеристику используя прилагательные - 3-4.

-А сейчас найдите в тексте 1-2 предложения, которые показывают героев и характеризуют их.

- А какие же взаимоотношения складываются у героев между собой? Существуют ли конфликты, а может быть у них полное взаимопонимание?

- Давайте графически обозначим их отношения между собой стрелками – схема взаимоотношений













-Почему получилась такая схема? Почему обратная связь и взаимопонимание и взаимоотношения сложились у героя только с Лидией Михайловной? (смогла понять и смогла помочь, хотя потом заплатила за это)

-Посмотрите, еще раз на нашу схему: противоположны образы ученика и учительницы. С другой стороны, герой противопоставляется Птахе и Вадику. Лидии Михайловне противопоставлен директор школы, который не способен понять ребёнка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости. Окружающих героя людей можно условно разделить на две группы: добрых и злых; сопереживающих и бессердечных.

Нашего героя терзают и другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством.

Итак, Распутина можно назвать мастером литературных портретов. Основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза.

В тетрадях записывают определение. Антитеза- художественный приём, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

Например: «Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон, коварна и зла…»

Антитеза встречается в заглавиях литературных произведений: «Война и мир» Толстой; «Преступление и наказание» Достоевский.

-Давайте найдем антитезу в нашем тексте. Как противопоставлены характеры действующих лиц?

-Как вы думаете мы справились с поставленной задачей?

-На какой вопрос мы искали с вами ответ?

-А можно ли его связать с цитатой нашего урока?

-Молодцы. Спасибо за урок. Оценки за урок получают….



На «4» и «5»

- написать сочинение, опираясь на цитату нашего урока;

На «3»

-написать сочинение о герое рассказа, который особенно понравился;





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Скворцова Светлана Васильевна

Дата: 25.04.2015

Номер свидетельства: 205535


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства