Тема: В.Г. Распутин"Уроки французского".
Цель: по средствам произведения дать ответ на вопрос, почему человек совершает тот самый "плохой хороший поступок".
Задачи урока: знать содержание произведения; уметь анализировать и интерпретировать его; передавать содержание текста в сжатом виде; оценивать авторскую позицию.
Модель урока: урок - диспут. Технология проблемного обучения.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Для реализации проблемной технологии необходимо:
- отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обручения в различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения,
- создание учебных и методических пособий и руководств.
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ученика.
Урок-диспут
Реализуя проблемное обучение на уроках литературы, мы часто выбираем такую форму урока, как диспут.
Диспут — наиболее развернутая форма самостоятельной читательской деятельности учащихся, наиболее яркое проявление проблемности преподавания. Не обязательно каждый урок поводить как диспут, важно кульминацию занятия строить на элементах дискуссии.
Дискуссия — одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных проблем и своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. И если даже участники дискуссии не приходят в итоге к согласию, они определенно достигают в ходе дискуссии лучшего взаимопонимания.
Дискуссия представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых несколькими лицами, общающимися между собой. Заявление участников дискуссии должны относиться к одному и тому же предмету или теме. Это придает общению необходимую связанность. Цель дискуссии — достижение определенной степени согласия и участников относительно дискутируемого тезиса.
Необходимые условия для достижения наибольшей эффективности урока-диспута:
1) диспут должен носить характер действительно творческого обсуждения; дискуссия, чтобы не быть искусственной, должна определяться темой, интересной и доступной учащимся;
2) участие в диспуте должно быть действительно добровольным;
3) тема диспута должна быть по-настоящему проблемной; мнимый диспут, когда учащиеся играют роли оппонентов, а по сути дела изрекают бесспорные истины, вызовет у старшеклассников лишь раздражение;
4) предварительная постановка вопросов тоже может быть осуществлена самими учащимися.
Урок-диспут по литературе является одной из форм активизации учебной деятельности учащихся, средством поднятия интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету. Диспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции.
Поскольку особенностью диспута как формы работы является именно полемика, спор как метод разрешения возникших перед его участниками проблем, постольку в самой формулировке темы должна содержаться возможность спора.
Основаниями для проведения урока-диспута является, во-первых, то, что в процессе предварительного чтения ребятами той или иной книги выясняется, что они расходятся в оценке ряда вопросов; во-вторых, учащиеся, знакомясь с откликами на произведение (если они есть), сталкиваются с неоднозначными оценками героев, ситуаций, да и самой книги. «В-третьих, диспут — это такая форма урока, которая отвечает возросшему умению учащихся высказывать и отстаивать свое мнение, навыку рассуждать о литературном произведении обоснованно и доказательно».
«Правила проведения диспута»
1. Прежде чем принять участие в диспуте, подумай, о чем ты будешь говорить. Главное в диспуте — аргументы, логика, убедительность.
2. Спорь честно, не искажай мыслей и слов товарища.
3. Помни, что доказательством и лучшим способом возражения являются точные и бесспорные факты.
4. Отставая свое мнение, говори ясно, просто, четко.
5. Уважай мнение товарища. Если доказательства ошибочны то следует признать, что ты не прав.
6. Заканчивая свое выступление, сформулируй необходимые выводы.
7. В ходе обсуждения выдвинутой для дискуссии проблемы обязательно должен звучать литературный текст. Литературный диспут должен оправдывать свое название, а не быть беспредметным разговором по поводу литературы.