kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровой урок по роману Марка Твена "Приключения Тома Сойера".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровой урок по роману Марка Твена "Приключения Тома Сойера"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровой урок по роману Марка Твена "Приключения Тома Сойера".»

Игровой урок по роману Марка Твена

"Приключения Тома Сойера".

Цели: прививать интерес и любовь к литературе, развивать навыки работы в группе, творческие способности.

Планируемые результаты: знать содержание и героев романа «Приключения Тома Сойера; уметь работать в группе, применять полученные знания на практике.

Описание игры: игра может проводиться в форме викторины: класс делится на команды, которые отвечают по очереди (названия команд: «Разбойники», «Пираты»). Либо можно использовать цветные билетики: за более сложные вопросы — синий, средней сложности — красный, легкий — зеленый билетик; при этом подсчет очков может несколько усложниться.
Оборудование. Выставка книг М.Твена и о нем. Чистые листы бумаги, карандаши, ручки, фломастеры. Тазик, мыло, полотенце, вода. Краски, кисти, две картонные заготовки забора. Нитки, иголки, два распоротых воротничка. Разноцветные билетики (если выбирается этот вариант). Таблички с названиями команд.

Ход игры


Викторина. Вопросы командам.
1. В каком городке жил Том Сойер?
(В Сен-Питерсбурге)
2. Каким образом Том знакомился с новичками, явившимися в городе?
(С новичками Том сразу выяснял отношения с помощью драки: чего стоит этот мальчишка)
3. Какая гениальная идея озарила Тома во время краски забора?
(Он превратил работу в игру, к тому же труднодоступную)

4. Каково настоящее имя Марка Твена ?( Самюэл Клеменс)

5. Что означает псевдоним писателя? («Мерка два» - достаточная глубина для прохода судна.)

6. .Как звали кота Т. Сойера? (Питер)

7. Как звали тётю Тома? (Полли)

8. Чьих насмешек больше всего боялся Том? (Бена Роджерса)


Первое задание — конкурс маляров.

Взять картонные заготовки забора, кисти, краски (фломастеры) и покрасить забор.
Команды выделяют по одному человеку, и они красят забор на время.
1. Какие две армии сражались в Сен-Питерсбурге?
(Армии Тома Сойера и его друга Джо Гарпера)
2. Что случилось с несчастным мучеником под окном прекрасной незнакомки?
(Служанка облила Тома водой)
3. Сколько костюмов было у Тома?
(Два: обычный, повседневный, и «тот, другой», нарядный)
4. Что такое «козыряние»? Как «козыряли» в воскресной школе?
(«Козырять» — воображать, строить из себя нечто, привлекать внимание; «учителя козыряли, делая ненужные выговоры, девочки поправляли бантики и туфельки, мальчишки строили рожи и кидались чем-нибудь» и т. д.)
5. Почему Том так хотел получить Библию? Как он этого достиг?
(Том был очень честолюбив и хотел доказать, что он «не хуже других». Получить Библию было нелегко: нужно было выучить 2000 стихов из нее. За каждые 2 стиха давали синий билетик, 10 синеньких билетиков равнялись 1 красному, 10 красных — / желтому, а за 10 желтых и давали Библию. Том обменял свои «сокровища» (рыболовные крючки и белые шарики) на билетики и заполучил из рук директора в самой торжественной обстановке Библию, которую и знать не знал)

Второе задание — конкурс умывания.

От каждой команды вызываются по одному человеку, им даются тазик, мыло, полотенце, вода, и предлагается умыться так, как это делал Том Сойер. (Умывание должно выглядеть так: берется мыло, обмакивается в воду и кладется на место, а сухое лицо и руки вытираются полотенцем).
1. Какую болезнь выдумал Том, лишь бы не идти в школу?
(Он сообщил всем, что у него на пальце гангрена)
2. Почему все дети в городе завидовали Гекльберу Финну?
(Гек был «свободным» человеком: он был «парией», сыном нищего пьяницы, с ним было запрещено играть; Гек делал, что хотел, никого не спрашивая, ночевал где вздумается, ходил в обносках, не посещал школу, ругаться и драться он был мастер, и никто его за это не наказывал)
3. Зачем Том и Гек отправились ночью на кладбище?
(Прихватив с собой дохлую кошку, Том и Гек отправились в полночь на кладбище сводить бородавки)
4. Что предпочли бы президентству Том и его друг Джо, кем бы они хотели стать?
(Разбойниками из Шервудского леса)
5. Свидетелями какой сцены стали на кладбище Том и Гек?
(Они увидели, как Мэф Поттер и индеец Джо выкопали тело для доктора Робинсона (для изучения анатомии); случилась ссора, и индеец убил доктора ножом Поттера, потом он вложил нож в руку Мэфу, пользуясь тем, что тот был без сознания, а по¬том убедил Мэфа, что тот спьяну зарезал доктора, нож
остался лежать рядом с трупом)

Третье задание — конкурс клятв.

Каждой команде предлагается придумать клятву разбойников или пиратов и разыграть обряд клятвоприношения.
1. Что такое «болеутолитель», кто его попробовал и что из этого вышло?
(Тетя Полли увлекалась новыми лечебными средствами. Ее напугало удрученное состояние Тома (он переживал, что Бекки не ходит в школу), и тетя Полли купила «болеутолитель». «Это был просто жидкий огонь» и Том «поил» им щель в полу гости¬ной, а однажды дал попробовать коту. «Кот подскочил на 2 метра кверху, испустил дикий вопль и за¬метался по комнате, налетая на мебель, опрокидывая горшки с цветами... Потом он помчался по всему дому, сея на своем пути хаос и разрушение...»)
2. Почему «вольные пираты» решили вернуться домой и как они это сделали?
(Запретные прежде удовольствия быстро приелись, им стало скучно; Джо и Том соскучились по дому и родным, и даже Геку было не по себе вдали от привычных улиц)
3. Благодаря чему Том помирился с Бекки?
(Том взял на себя вину Бекки — она порвала учительскую книгу — и, соответственно, выпороли его, а не ее; этот рыцарский поступок возымел действие, и Том помирился с Бекки)
4. Как мальчики отомстили учителю Доббинсу?
(Во время экзаменов ребята спустили с чердака кошку, которая «стянула парик с головы учителя, и та засверкала под лампой ослепительным светом — ученик живописца позолотил ее!»)

Четвертое задание — конкурс белошвеек.

От каждой команды приглашаются по одному человеку, им даются нитки, иголки, два распоротых воротничка и предлагается зашить воротнички, как это делал Том. Учитывается качество шитья и скорость.
1. Почему Том вступил в «Общество друзей трезвости»?
(Том был привлечен блестящим мундиром с красным шарфом)
2. Каким образом на суде всплыла правда об убийстве доктора? ..
(Том не выдержал того, что невиновного Мэфа должны были повесить, и пришел тайком к его адвокату, а потом даже выступил свидетелем в суде; Мэфа оправдали, индеец сбежал)
3.Каким образом Том и Гек нашли-таки клад?
(Том и Гек сначала рыли под сухим деревом, потом отправились в заброшенный дом и там оказались свидетелями того, как индеец Джо и его сообщник «глухонемой старик-испанец» зарывали краденые деньги, но самое забавное, что, зарывая свои 600 долларов, они наткнулись на ящик с золотом, припрятанный кем-то раньше; индеец Джо решил перепрятать все серебро и золото в «номере два под крестом»)
4. Где находился «№ 2 под крестом»?
(Он находился в пещере недалеко от той лазейки, откуда смогли выбраться Том и Бекки; там Том видел индейца Джо, а крест был начертан копотью от свечки на камне, под которым в расселине был спрятан сундук с деньгами)
5. Какая достопримечательность пещеры занимает теперь первое место?
(«Чаша индейца Джо» — в камне индеец выдолбил ямку, куда по каплям собиралась вода, капая со сталагмита)
6. Что изменилось в жизни Гека Финна после нахождения клада?
(Гек попал под опеку вдовы Дуглас, которой спас жизнь, и на короткое время стал
«приличным мальчиком»)


Пятый конкурс - капитанов

Ведущая: Эта бессмертная книжка настоящий кладезь афоризмов. Вам нужно вспомнить некоторые из них.

(Ведущий зачитывает по очереди капитанам начало фразы, а капитан должен её закончить. За каждую восстановленную фразу (хотя бы близко по смыслу) капитан получает 1 балл.)

Фразы для капитана 1 команды:

1. Быть богатым вовсе не такое весёлое дело. Богатство -… (тоска и забота). 2. Если всё делать правильно и с умом, то за 3 дня можно… (весь город на уши поставить).

3. Стоит только дать слово, что не будешь чего-нибудь делать, как … (непременно этого захочется).

Фразы для капитана 2 команды:

1. Работа – это то, что человек обязан делать, а Игра – то, чего … (он делать не обязан).

2. Он думал, что любит её без памяти, думал, что будет обожать её вечно, а оказалось, что это … (всего-навсего мимолётное увлечение).

3. Он два или три раза перешёл вброд через маленький ручей, потому что среди мальчишек распространено поверье, будто это … (сбивает погоню со следа).

Шестой конкурс - «Стэм»

(Состязание в Творчестве, Эрудиции, Мастерстве)

От каждой команды выбираются по 3 участника.

Команды получают текст с отрывком из главы повести, который необходимо воспроизвести: выразительно прочитать, изобразить мимикой и жестами (можно приготовить для команд реквизиты, например, шляпу для Тома Сойера, ушки для того, кто будет изображать кота, ложку, лекарство). Время на подготовку – 1 минута. Максимальная оценка за этот конкурс 5 баллов.

Отрывок из повести «Однажды Том только что приготовился угостить эту щель ложкой лекарства, как в комнату вошёл тёткин жёлтый кот, мурлыча и жадно поглядывая на ложку, будто просил попробовать. Том сказал ему: – Лучше не проси, если тебе не хочется, Питер. Питер дал понять, что ему хочется. – Смотри не ошибись. Питер был уверен, что не ошибается. – Ну, раз ты просишь, я тебе дам, я не жадный; только смотри, если тебе не понравится, сам будешь виноват, я тут ни при чём. Питер был согласен. Том открыл ему рот и влил туда ложку лекарства. Питер подскочил на два метра кверху, испустил дикий вопль и заметался по комнате, налетая на мебель, опрокидывая горшки с цветами и поднимая невообразимый шум. Потом он встал на задние лапы и заплясал вокруг комнаты в бешеном веселье, склонив голову к плечу и воем выражая неукротимую 12 радость. Потом он помчался по всему дому, сея на своём пути хаос и разрушение. Тётя Полли вошла как раз вовремя и увидела, как Питер перекувырнулся несколько раз, в последний раз испустил мощное «ура» и прыгнул в открытое окно, увлекая за собой уцелевшие горшки с цветами».

Пока игроки готовятся к выполнению задания, остальным участникам предлагается изобразить на бумаге рисунки Тома Сойера по их описанию.

Учитель читает описание рисунка из текста, а участник конкурса рисует на доске.

- «Сидя за одной партой с Бекки, Том старался привлечь её внимание, и ему в голову пришла блестящая мысль проявить свои творческие способности художника».

«Дом»

«Он нарисовал на доске карикатурно-нелепый дом с двумя фасадами и трубой, из которой выходил дым в виде штопора».

«Человек»

«Затем художник поставил во дворе перед домом человека, похожего на вешалку. Он мог бы перешагнуть через дом. Девочка осталась довольна чудовищем и прошептала: «Очень красивый человек. Теперь нарисуйте меня!»





«Бекки»

«Том нарисовал песочные часы с полной луной наверху и соломенными руками и ногами, вооружив растопыренные пальцы чудовищным веером». Можно вместо этого задания поиграть с рисунками с выставки (если организована выставка рисунков) – предложить ребятам отгадать к какому отрывку из произведения выполнен тот или иной рисунок.

За каждый отгаданный рисунок команды могут получить дополнительный 1 балл.

Подведение итогов.
Подсчитываются командные очки и награждаются оценками .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игровой урок по роману Марка Твена "Приключения Тома Сойера".

Автор: Латун Рита Сергеевна

Дата: 23.05.2024

Номер свидетельства: 651320


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства