Просмотр содержимого документа
«Игровой урок по роману Марка Твена "Приключения Тома Сойера".»
Игровой урок по роману Марка Твена
"Приключения Тома Сойера".
Цели: прививать интерес и любовь к литературе, развивать навыки работы в группе, творческие способности.
Планируемые результаты: знать содержание и героев романа «Приключения Тома Сойера; уметь работать в группе, применять полученные знания на практике.
Описание игры: игра может проводиться в форме викторины: класс делится на команды, которые отвечают по очереди (названия команд: «Разбойники», «Пираты»). Либо можно использовать цветные билетики: за более сложные вопросы — синий, средней сложности — красный, легкий — зеленый билетик; при этом подсчет очков может несколько усложниться. Оборудование. Выставка книг М.Твена и о нем. Чистые листы бумаги, карандаши, ручки, фломастеры. Тазик, мыло, полотенце, вода. Краски, кисти, две картонные заготовки забора. Нитки, иголки, два распоротых воротничка. Разноцветные билетики (если выбирается этот вариант). Таблички с названиями команд.
Ход игры
Викторина. Вопросы командам. 1. В каком городке жил Том Сойер? (В Сен-Питерсбурге) 2. Каким образом Том знакомился с новичками, явившимися в городе? (С новичками Том сразу выяснял отношения с помощью драки: чего стоит этот мальчишка) 3. Какая гениальная идея озарила Тома во время краски забора? (Он превратил работу в игру, к тому же труднодоступную)
4. Каково настоящее имя Марка Твена ?( Самюэл Клеменс)
5. Что означает псевдоним писателя? («Мерка два» - достаточная глубина для прохода судна.)
6. .Как звали кота Т. Сойера? (Питер)
7. Как звали тётю Тома? (Полли)
8. Чьих насмешек больше всего боялся Том? (Бена Роджерса)
Первое задание — конкурс маляров.
Взять картонные заготовки забора, кисти, краски (фломастеры) и покрасить забор. Команды выделяют по одному человеку, и они красят забор на время. 1. Какие две армии сражались в Сен-Питерсбурге? (Армии Тома Сойера и его друга Джо Гарпера) 2. Что случилось с несчастным мучеником под окном прекрасной незнакомки? (Служанка облила Тома водой) 3. Сколько костюмов было у Тома? (Два: обычный, повседневный, и «тот, другой», нарядный) 4. Что такое «козыряние»? Как «козыряли» в воскресной школе? («Козырять» — воображать, строить из себя нечто, привлекать внимание; «учителя козыряли, делая ненужные выговоры, девочки поправляли бантики и туфельки, мальчишки строили рожи и кидались чем-нибудь» и т. д.) 5. Почему Том так хотел получить Библию? Как он этого достиг? (Том был очень честолюбив и хотел доказать, что он «не хуже других». Получить Библию было нелегко: нужно было выучить 2000 стихов из нее. За каждые 2 стиха давали синий билетик, 10 синеньких билетиков равнялись 1 красному, 10 красных — / желтому, а за 10 желтых и давали Библию. Том обменял свои «сокровища» (рыболовные крючки и белые шарики) на билетики и заполучил из рук директора в самой торжественной обстановке Библию, которую и знать не знал)
Второе задание — конкурс умывания.
От каждой команды вызываются по одному человеку, им даются тазик, мыло, полотенце, вода, и предлагается умыться так, как это делал Том Сойер. (Умывание должно выглядеть так: берется мыло, обмакивается в воду и кладется на место, а сухое лицо и руки вытираются полотенцем). 1. Какую болезнь выдумал Том, лишь бы не идти в школу? (Он сообщил всем, что у него на пальце гангрена) 2. Почему все дети в городе завидовали Гекльберу Финну? (Гек был «свободным» человеком: он был «парией», сыном нищего пьяницы, с ним было запрещено играть; Гек делал, что хотел, никого не спрашивая, ночевал где вздумается, ходил в обносках, не посещал школу, ругаться и драться он был мастер, и никто его за это не наказывал) 3. Зачем Том и Гек отправились ночью на кладбище? (Прихватив с собой дохлую кошку, Том и Гек отправились в полночь на кладбище сводить бородавки) 4. Что предпочли бы президентству Том и его друг Джо, кем бы они хотели стать? (Разбойниками из Шервудского леса) 5. Свидетелями какой сцены стали на кладбище Том и Гек? (Они увидели, как Мэф Поттер и индеец Джо выкопали тело для доктора Робинсона (для изучения анатомии); случилась ссора, и индеец убил доктора ножом Поттера, потом он вложил нож в руку Мэфу, пользуясь тем, что тот был без сознания, а по¬том убедил Мэфа, что тот спьяну зарезал доктора, нож остался лежать рядом с трупом)
Третье задание — конкурс клятв.
Каждой команде предлагается придумать клятву разбойников или пиратов и разыграть обряд клятвоприношения. 1. Что такое «болеутолитель», кто его попробовал и что из этого вышло? (Тетя Полли увлекалась новыми лечебными средствами. Ее напугало удрученное состояние Тома (он переживал, что Бекки не ходит в школу), и тетя Полли купила «болеутолитель». «Это был просто жидкий огонь» и Том «поил» им щель в полу гости¬ной, а однажды дал попробовать коту. «Кот подскочил на 2 метра кверху, испустил дикий вопль и за¬метался по комнате, налетая на мебель, опрокидывая горшки с цветами... Потом он помчался по всему дому, сея на своем пути хаос и разрушение...») 2. Почему «вольные пираты» решили вернуться домой и как они это сделали? (Запретные прежде удовольствия быстро приелись, им стало скучно; Джо и Том соскучились по дому и родным, и даже Геку было не по себе вдали от привычных улиц) 3. Благодаря чему Том помирился с Бекки? (Том взял на себя вину Бекки — она порвала учительскую книгу — и, соответственно, выпороли его, а не ее; этот рыцарский поступок возымел действие, и Том помирился с Бекки) 4. Как мальчики отомстили учителю Доббинсу? (Во время экзаменов ребята спустили с чердака кошку, которая «стянула парик с головы учителя, и та засверкала под лампой ослепительным светом — ученик живописца позолотил ее!»)
Четвертое задание — конкурс белошвеек.
От каждой команды приглашаются по одному человеку, им даются нитки, иголки, два распоротых воротничка и предлагается зашить воротнички, как это делал Том. Учитывается качество шитья и скорость. 1. Почему Том вступил в «Общество друзей трезвости»? (Том был привлечен блестящим мундиром с красным шарфом) 2. Каким образом на суде всплыла правда об убийстве доктора? .. (Том не выдержал того, что невиновного Мэфа должны были повесить, и пришел тайком к его адвокату, а потом даже выступил свидетелем в суде; Мэфа оправдали, индеец сбежал) 3.Каким образом Том и Гек нашли-таки клад? (Том и Гек сначала рыли под сухим деревом, потом отправились в заброшенный дом и там оказались свидетелями того, как индеец Джо и его сообщник «глухонемой старик-испанец» зарывали краденые деньги, но самое забавное, что, зарывая свои 600 долларов, они наткнулись на ящик с золотом, припрятанный кем-то раньше; индеец Джо решил перепрятать все серебро и золото в «номере два под крестом») 4. Где находился «№ 2 под крестом»? (Он находился в пещере недалеко от той лазейки, откуда смогли выбраться Том и Бекки; там Том видел индейца Джо, а крест был начертан копотью от свечки на камне, под которым в расселине был спрятан сундук с деньгами) 5. Какая достопримечательность пещеры занимает теперь первое место? («Чаша индейца Джо» — в камне индеец выдолбил ямку, куда по каплям собиралась вода, капая со сталагмита) 6. Что изменилось в жизни Гека Финна после нахождения клада? (Гек попал под опеку вдовы Дуглас, которой спас жизнь, и на короткое время стал «приличным мальчиком»)
Пятый конкурс - капитанов
Ведущая: Эта бессмертная книжка настоящий кладезь афоризмов. Вам нужно вспомнить некоторые из них.
(Ведущий зачитывает по очереди капитанам начало фразы, а капитан должен её закончить. За каждую восстановленную фразу (хотя бы близко по смыслу) капитан получает 1 балл.)
Фразы для капитана 1 команды:
1. Быть богатым вовсе не такое весёлое дело. Богатство -… (тоска и забота). 2. Если всё делать правильно и с умом, то за 3 дня можно… (весь город на уши поставить).
3. Стоит только дать слово, что не будешь чего-нибудь делать, как … (непременно этого захочется).
Фразы для капитана 2 команды:
1. Работа – это то, что человек обязан делать, а Игра – то, чего … (он делать не обязан).
2. Он думал, что любит её без памяти, думал, что будет обожать её вечно, а оказалось, что это … (всего-навсего мимолётное увлечение).
3. Он два или три раза перешёл вброд через маленький ручей, потому что среди мальчишек распространено поверье, будто это … (сбивает погоню со следа).
Шестой конкурс - «Стэм»
(Состязание в Творчестве, Эрудиции, Мастерстве)
От каждой команды выбираются по 3 участника.
Команды получают текст с отрывком из главы повести, который необходимо воспроизвести: выразительно прочитать, изобразить мимикой и жестами (можно приготовить для команд реквизиты, например, шляпу для Тома Сойера, ушки для того, кто будет изображать кота, ложку, лекарство). Время на подготовку – 1 минута. Максимальная оценка за этот конкурс 5 баллов.
Отрывок из повести«Однажды Том только что приготовился угостить эту щель ложкой лекарства, как в комнату вошёл тёткин жёлтый кот, мурлыча и жадно поглядывая на ложку, будто просил попробовать. Том сказал ему: – Лучше не проси, если тебе не хочется, Питер. Питер дал понять, что ему хочется. – Смотри не ошибись. Питер был уверен, что не ошибается. – Ну, раз ты просишь, я тебе дам, я не жадный; только смотри, если тебе не понравится, сам будешь виноват, я тут ни при чём. Питер был согласен. Том открыл ему рот и влил туда ложку лекарства. Питер подскочил на два метра кверху, испустил дикий вопль и заметался по комнате, налетая на мебель, опрокидывая горшки с цветами и поднимая невообразимый шум. Потом он встал на задние лапы и заплясал вокруг комнаты в бешеном веселье, склонив голову к плечу и воем выражая неукротимую 12 радость. Потом он помчался по всему дому, сея на своём пути хаос и разрушение. Тётя Полли вошла как раз вовремя и увидела, как Питер перекувырнулся несколько раз, в последний раз испустил мощное «ура» и прыгнул в открытое окно, увлекая за собой уцелевшие горшки с цветами».
Пока игроки готовятся к выполнению задания, остальным участникам предлагается изобразить на бумаге рисунки Тома Сойера по их описанию.
Учитель читает описание рисунка из текста, а участник конкурса рисует на доске.
- «Сидя за одной партой с Бекки, Том старался привлечь её внимание, и ему в голову пришла блестящая мысль проявить свои творческие способности художника».
«Дом»
«Он нарисовал на доске карикатурно-нелепый дом с двумя фасадами и трубой, из которой выходил дым в виде штопора».
«Человек»
«Затем художник поставил во дворе перед домом человека, похожего на вешалку. Он мог бы перешагнуть через дом. Девочка осталась довольна чудовищем и прошептала: «Очень красивый человек. Теперь нарисуйте меня!»
«Бекки»
«Том нарисовал песочные часы с полной луной наверху и соломенными руками и ногами, вооружив растопыренные пальцы чудовищным веером». Можно вместо этого задания поиграть с рисунками с выставки (если организована выставка рисунков) – предложить ребятам отгадать к какому отрывку из произведения выполнен тот или иной рисунок.
За каждый отгаданный рисунок команды могут получить дополнительный 1 балл.
Подведение итогов. Подсчитываются командные очки и награждаются оценками .