Просмотр содержимого документа
«Игра-конкурс "Знатоки сказок"»
ИГРА-КОНКУРС «ЗНАТОКИ СКАЗОК”
О ф ор м л е н и е: а) портреты писателей-сказочников (А. С. Пушкин,
Г. Х. Андерсен, П. П. Ершов, А. Н. Толстой и др.);
б) иллюстрации и поделки к сказкам;
в) выставка книг,
Эпиграф
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
А. С. Пушкин
Ведущий (учитель или хорошо подготовленный ученик).
Задание 1 Назовите сказку.
Итак, начинает сказка сказываться.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они— не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.
(Русская народная сказка “Иван — крестьянский сын и чудо-юдо”,)
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна — у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.
(Русская народная сказка “Лиса, заяц и петух”.)
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(А. С. Пушкин. “Сказка о золотом петушке”.)
За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба — на земле
Жил старик в своем селе.
(П. П. Ершов. «Конек-горбунок”.)
Жил на селе одинокий старик. Выл он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.
(А. Я. Гайдар. “Горячий камень”.)
Награждаются победители медалью “Лучшему знатоку зачина сказок “.
Ведущий. Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев Ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета — автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
На лазоревом платье — частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица — не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.
(Василиса Премудрая — Русская народная сказка. “Царевна-лягушка”.)
Княгиня — диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит, -
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна Лебедь — А. С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане”.)
Эта вовсе не красива:
И бледна-то, и тонка,
Чай, в обхват-то три велика;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыпленка.
(Царь-девица — П. П. Ершов. “Конек-горбунок”.)
Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.
(Зверь лесной, чудо морское — С. Т Аксаков. “Аленький цветочек”.)
Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал:
“Здравствуйте, меня зовут...”
(Пьеро-А. Н. Толстой . “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)
Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркиё краски...
(Незнайка — Н. Н Носов. “Приключения Незнайки и его друзей”.)
Вручается медаль “Лучшему знатоку героев сказок”.
Ведущий. Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, - тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!
Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою.
(Зверь лесной, чудо морское — девице, купеческой дочери — С. Т Аксаков.
“Аленький цветочек.)
Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
(Телеграмма от Гиппопотама — доктору Айболиту. — К И. Чуковский. “Айболит”.)
Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании.
(Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. — С.Я. Маршак. “Двенадцать месяцев”)
В нашем городе строится замечательный дом. Высота его — десять этажей. Ширина — пятьдесят шагов. Длина — тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников.
(Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз жителам города. — Э. Н. Успенскй. “Крокодил Гена и его друзья”.)
Вручается медаль “Лучшему почтальону”
Ведущий. Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами — письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет проходить в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и волки, и петухи! Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
А вот петушок спасает котика-братика:
Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи.
Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, её автора и название. Итак, первый номер нашей кокцертиой программы:
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,.
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса,
Нехитро уйти!
(Колобок. — Русская народная сказка “Колобок”.)
Козлятушки, ребятушки!
Отопритесь, отворитесь!
А я, коза, в бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную.
(Коза. — Русская народная сказка “Волк и коза”.)
Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, нос направо — Это полька Карабас.
(Куклы театра Карабаса. - А. К. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)
Хоть подсвета обойдешь,
Лучше дома не найдешь
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь.
(Поросята. — С. В. Михалков “Три поросенка”.)
Кто и в какой сказке “при честном при всем народе” поет песню “Во саду ли, в огороде”?
(Белка. — А. С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”.)
Вручается медаль «Участнику сказочного концерта»
Ведущий. Скоро сказка сказывается — не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой — обед-то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?
Испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверку — птицы летучие, снизу — звери рыскучие.
(Василиса Премудрая для царя. — Русская народная сказка “Царевна Лягушка”.)
Наварила манной каши и размазала по тарелке:
— Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем!
(Лиса — Журавлю. — Русская народная сказка “Лиса и журавль”.)
— Съешь моего ржаного пирожка.
— Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!
(Печка — девочке. — Русская народная “Гуси-лебеди”.)
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали, -
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекается она,
Пирожок лишь разломила
да кусочек откусила.
(Семь богатырей царевну. — А. С. Пушкин. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях’)
Вручается медаль “Участнику сказочного обеда”
Ведущий. Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас “по усам текло, а в рот не попало”, но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы еще дольше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в таком доме? Итак, кто, кто в теремочке живет?
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
(Изба жадной старухи. — А. С. Пушкин. “Сказка о рыбаке и рыбке”.)
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(Терем семи боатырей. — А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях’)
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
(Остров Буян, княжество Гвидона. - А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»)
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит.
На спине село стоит;
Мужики на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут...
(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича. — П. Ершов. “Конёк-горбунок”.)
Ведущий. Некоторые ребята пришли не только для того, чтобы участвовать в игре, но и сами представляют героев сказок. Давайте угадаем, кто они? (Дети в костюмах сказочных героев приглашаются для защиты костюмов.) Если останется время, — лучшие сказочники класса читают свои сказки.
Подводится итог, награждаются победители. Игра окончена.
Учитель благодарит родителей и детей за подготовку к празднику.