Игра-викторина по литературе. 6-й класс
Цыбина Елена Егоровна, учитель русского языка и литературы
________________________________________
Класс делится на две команды по усмотрению учителя. Выбирается жюри. Структура баллов определяется индивидуально.
Цели и задачи:
1. Закрепить пройденный материал, способствовать поднятию интереса к получению новых знаний.
2. Проверить качество полученных знаний и кругозор учащихся.
3. Способствовать сплочению коллектива, научить ребят работать в команде, нести ответственность перед всеми членами коллектива.
4. Помочь становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности учащихся.
Оборудование:
• листочки с дерева мудрости; Приложение 1
• подсказки с фамилиями, именами, отчествами и датами жизни писателей;
• портреты русских писателей (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, В.Г.Короленко); Приложение 2;
• список произведений. Приложение 3
Ход игры
1 конкурс - «Кто я?»
2 конкурс - «Галерея»
3 конкурс - «Библиотека»
4 конкурс - «Дерево мудрости»
5 конкурс - «Гуманитарная математика»
6 конкурс - «Эстрада»
7 конкурс - «Угадай-ка» (домашнее задание)
1 конкурс – «Кто я?»
Командам зачитывается по частям словесный портрет какого-либо литературного героя, которого они должны отгадать. Дается три попытки. С каждой попыткой оценка снижается.
Словесный портрет 1: «Великий русский князь, потомок Игоря, воин, удачливый полководец. Его имя было подобно грому для кочевых племен, враждовавших с Русью, хотя обозначало «святой». (5 баллов)
«Его боялась даже могущественная Византия. Во время одного из походов этот полководец разгромил византийское войско и взял штурмом столицу, оставив свой знак на воротах города». (3 балла)
«Полководец этот был почти непобедим, но, несмотря на это, погиб весьма нелепой смертью – его укусила змея» (1 балл)
Ответ: Олег («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкин)
Словесный портрет 2: «Знаменитый русский богатырь крестьянского происхождения, уроженец лесной зоны средней полосы России. Обладал огромной силой, имел богатырского коня, местонахождение которого было указано кудесниками». (5 баллов)
«В составе еще двух знаменитых богатырей изображен на известной картине русского художника. Стал одним из самых популярных героев былин». (3 балла)
«33 года был частично парализован. После лечения кудесниками по дороге в столицу совершил два великих подвига: разогнал рать под Черниговом и пленил Соловья-разбойника». (1 балл)
Ответ: Илья Муромец («Русские народные былины»)
Словесный портрет 3. Он «был довольно богатый человек по тамошним местам; он жил честно, то есть ничего не делая, на доходы от своих многочисленных стад, которые пастухи-кочевники пасли в горах, перегоняя с места на место. (5 баллов)
«Представьте себе человека небольшого роста, но крепкого, с вьющимися черными как смоль волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета невыделанной кожи. Меткость, с которой он стрелял из ружья, была необычной даже для этого края, где столько хороших стрелков»… (3 балла)
Ему «приписывали выстрел из ружья, который постиг соперника в ту минуту, когда он брился перед зеркальцем, висевшим у окна». (1балл)
Ответ: Маттео Фальконе (герой одноименной новеллы Проспера Мериме)
2 конкурс – «Галерея»
Ведущий обращает внимание учащихся на доску, где находятся портреты знакомых им писателей. Все портреты пронумерованы. Каждая команда получает подсказку с фамилиями, именами, отчествами и датами жизни этих писателей. Задача заключается в том, чтобы правильно подписать портреты. На выполнение дается 3 минуты. Оценивается правильность и быстрота.
3 конкурс – «Библиотека»
Капитан каждой команды получает список произведений. Необходимо правильно подписать автора. Время – 3-4 минуты.
1. Автор повести «Чучело» (В.Железняков)
2. Автор стихов «Няне», «Зимнее утро» (А.С.Пушкин)
3. Автор повести «Ночь перед Рождеством» (Н.В.Гоголь)
4. Автор рассказа «Исповедь» (Ги де Мопассан)
5. Автор новеллы «Маттео Фальконе» (Проспер Мериме)
6. Автор стихотворений «Тучи», «Утес» (М.Ю.Лермонтов)
7. Автор стихотворения «Дорога» (Николай Платонович Огарев)
8. Автор рассказов «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» (А.П.Чехов)
9. Автор повести «Дети подземелья» (В.Г.Короленко)
10. Автор рассказа «Му-Му» (И.С.Тургенев)
4 конкурс – «Дерево мудрости»
Конкурс проводится в виде эстафеты. Участвуют все члены команды. На столах, у доски находятся чистые листы бумаги и ручки, разбросаны листочки с дерева мудрости, на которых написаны вопросы. По сигналу ведущего начинается конкурс. Все члены команды подходят к столу по одному, выбирают листок с вопросом. Ответ записывают на листе бумаги. Каждый имеет право сразу ответить только на один вопрос. Записав ответ, участник возвращается к команде, как эстафетную палочку, передает ручку другому. Тот также подходит к столу, отвечает на вопрос, возвращается к команде. Время – 5 минут. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
5 конкурс – «Гуманитарная математика»
Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять её замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей ответил, что у него 27 360 сундуков, полных золота. И каждый год прибавляется по 33 сундука. Василиса обещала выйти замуж за Кощея тогда, когда у него будет 30 000 сундуков, полных золота. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы?
Ответ: 98 лет.
6 конкурс – «Эстрада»
Команды соревнуются в знании стихотворений наизусть. Оценивается количество и качество исполнения, артистичность. За каждое стихотворение жюри присуждает по 5 баллов. Можно каждое стихотворение оценивать по пятибалльной системе, затем суммировать количество баллов.
7 конкурс - «Угадай-ка» (домашнее задание, Приложение 4)
Команды готовят дома описания главных героев каких-либо программных произведений (первая зачитывает для второй, вторая – для третьей, третья – для первой команды). Нужно назвать автора произведения, название произведения и героя. За каждое отгаданное описание команда получает по 5 баллов.
Подведение итогов игры-викторины