Цель: Развитие личности ребенка, его индивидуальных и интеллектуальных способностей; формирование навыка чтения, обогащения речи; умения сравнивать, наблюдать и делать вывод; учить восприятию литературного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость, память, внимание, закрепить знание правила в написании большой буквы в начале предложения и именах собственных.
Оборудование: карта страны « Большая буква»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Е.Чарушин "Томкины сны" »
Тема: Е. Чарушин « Томкины сны»
Правописание большой буквы в именах собственных.
Цель: Развитие личности ребенка, его индивидуальных и интеллектуальных способностей; формирование навыка чтения, обогащения речи; умения сравнивать, наблюдать и делать вывод; учить восприятию литературного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость, память, внимание, закрепить знание правила в написании большой буквы в начале предложения и именах собственных.
Оборудование: карта страны « Большая буква»
Ход урока
1. Орг. Момент
2. Основная часть
Вступительная беседа
- Ребята, вы любите путешествовать?
- А на чем можно отправиться в путешествие?
- Сегодня мы с вами отправимся на … - ложке?
Л О Ж К А
- Разве на ложке можно путешествовать?
- А я догадалась! Надо срочно изменить одну букву. Какое же слово получится?
Л О Д К А
- Поплывём мы с вами на лодочке в прекрасную страну большой буквы. Сели поудобней, поплыли. Ярко светит солнышко. Весело чирикают птички. Жужжат пчелы, порхают бабочки. За бортом нашей лодочки плещется вода. Подплываем.
- Ребята, кто-то нас уже встречает? Как зовут жителя этой страны? Прочитайте.
- Ивану Ивановичу очень бы хотелось познакомиться с вами. У вас на столах листочки, запишите свое имя, но сначала послушайте подсказку Ивана Ивановича:
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей
И Сережа и Андрей!
Никогда не забывайте
Большой буквой выделяйте!
- Вы написали все буквы одного роста? Поднимите свои листочки, и все вместе скажите свое имя. Ивану Ивановичу будет приятно с вами познакомиться.
С большой буквы пишутся не только имена и фамилии. Иван Иванович хотел бы открыть и показать все тайны большой буквы, но в его стране произошло несчастье, в названиях пропала первая буква, а так как все названия даны в честь Ивана Ивановича, то я думаю, что мы, конечно, поможем и вставим пропавшую букву.
- Давайте посмотрим, по какой реке мы плывем?
- Какую букву вставим?
- Чем она в написании отличается от других букв? (ростом).
(ученик вставляет букву)
- А у нас какая река протекает?
- Как будем писать « Терек»?
- Вдалеке виднеется гора. Прочитайте название горы. Какие названия гор вы знаете? (Столовая, Казбек)
- А вы, догадались, как надо писать названия гор?
-Где же живут такие догадливые дети? Я живу в Моздоке.
Иван Иванов живет в селе. Как это село называется? Кто догадается, как надо писать названия городов, сел, деревень?
И живет Иван Иванов на улице… Догадались? Значит, названия улиц пишутся с большой буквы.
- Но это не все секреты большой буквы. У Ивана Иванова дома много животных, некоторых вы видите, послушайте их клички:
кошка Пушинка,
собака Томка,
петух Крикун,
козел Бодун,
воробей Тишка,
поросенок Гришка,
красотка Синичка.
- А как напишите клички?
- Вы запомнили, как зовут собачку, которая сладко спит на лужайке. Подсказка. Игра « Послушай и назови»
Отрывок из произведения.
«Шел, шел, да так и поплыл. Доплыл до мячика, цап его в зубы – и обратно к нам. Вот так и научился плавать». ( «Как Томка научился плавать»)
Физминутка
- А это отрывок, из какого произведения? «Ты, что кусаешься! Закричал Никита. – Ведь я же доктор!» (Как Никита играл в доктора»)
- Так как зовут этого щенка?
- Кто помнит автора этих произведений? А хотите, я вам напомню. Как надо писать имя, отчество и фамилию? Он написал много произведений для детей. Чарушин не только писатель, но художник.
- А вы хотите услышать еще одну историю про Томку? Чтение учителем с. 93 « Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то.
Спрашивают у меня ребята:
- Почему это Томка лает? Ведь он же спит.
- Он сны видит, отвечаю.
- А какие? (предложения)
- Да наверно, какие-нибудь свои собачьи сны, про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть.
- Вот интересно-то! – говорят ребята. Обступили они Томку, глядят, как он спит. А Томка спал, спал и залаял тоненьким голоском. (А как?)
Я и спрашиваю у ребят:
- Что же он во сне видит? Вам понятно? (предложения)
- Понятно, - говорят ребята. – Это он зайчонка увидел небольшого.
Томка поспал еще немного и лапками пошевелил. – Вот, - говорят ребята, - это Томка побежал. – За кем побежал? (предложения)
- Да не за кем, от козы. Он ее увидел, а она бодается.
Тут Томка зарычал, залаял (Как?)
- Проснись! – закричали ребята – Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест?
- Кто, - спрашиваю, съест?
( А слово это рассыпалось, соберите)
Е Д В М Д Е Ь
- Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон, какой страшный! Томке с ним не справиться».
Вот такая история. Вам она направилась?
А как бы вы озаглавили?
Давайте посмотрим на с.93 и прочитаем название этого рассказа.
- А кто придумал это название?
- Вы хотите еще раз прочитать? Я послушаю, как вы умеете громко и выразительно читать.
( Начало читают все вместе, затем по цепочке)
- А как вы думаете, справится Томка с медведем? Почему?
- С Иваном Ивановым мы хотим посмотреть, как вы внимательно читали. У вас на столах карточки.
- Еще один вопрос. А вы не напугались медведя? А, что означает это слово?
- У нас в тетрадях «Письмо» с.7 , тоже есть медведь. А он какой? Сейчас весна, давайте поможем проснуться всем мишкам. Дорисуйте детали.
- С какой буквы начинается слово медведь?
Напишем соединение строчной письменной буквы с верхней и нижней петелькой. Поставим пальчик. Начинаем писать букву М снизу – это 1 элемент 2 и 3 сверху.
Вторая строчка
Прочитайте. Что это?
Какой первый звук? Он какой? Почему?
Как называется буква Л? (эль)
На какую букву похожа? Чем отличается?
Пока пишите, придумайте слова с этим слогом, может слова из рассказа (лапками, залаял)
Второй слог. В написании этого слога вам нужна нижняя петелька (самостоятельно)
Третья строчка
Какие буквы? (эль, эм)
Вы сказали только 2 буквы, а я вижу 4. (Заглавные письма и строчные письма). Как пишем заглавную? Чтобы получить букву М, что нужно сделать?
- Кто приснился Томке на эту букву? (медведь)
Это слово словарное.
Скажем орфограмму, так как будем писать.
С этим словом составим предложения. (Предложения, составленные учениками)
- А я вам тоже приготовила предложение, но так как предложения состоят из (чего?) (из слов), то мы поиграем в «Живые слова».
Медведь проснулся весной. (подставляю.!?)
- Какое первое слово? Как надо писать? (меняю слова местами)
- Ребята, вы замечательно справились с заданиями, Ивану Иванову и мне очень понравилось. Но Иван Иванов хотел бы вас еще проверить. Это два слова, в каком-то из них допущена ошибка.
- А это задание потрудней. Кто не боится трудностей. Это предложение, надо записать письменно и исправить ошибки.
- Отгадайте загадки.
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из … (лейки)
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку … (мячик)
- Какие слова напишите с большой буквы?
ИТОГ
- А еще, что вы знаете о большой заглавной букве?
Большой букве. Е. Измайлова посвятила свое стихотворение, учебник с.96.
- А я на эти стихи положила музыку, получилась песня. (исполнение песни)